28
сентября
Среда
19:00
2016
Стоимость билетов:
200-250 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
симфонический концерт
общедоступный концерт
I отделение

В. Беллини (1801-1835). Концерт для гобоя с оркестром Ми мажор

Солист – лауреат международных конкурсов
Алексей Савинков (гобой)

С.Прокофьев (1891-1953). Концерт №1 для скрипки с оркестром

Солист – лауреат международных конкурсов
Дмитрий Смирнов (скрипка)
II отделение

С.Рахманинов (1873-1943). Концерт № 3 для фортепиано с оркестром

Солист – лауреат международных конкурсов
Алексей Мельников (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

Винченцо Беллини — итальянский композитор, известный, в первую очередь, как автор одиннадцати опер, поставленных во многих европейских театрах и завоевавших признание слушателей и профессионалов. Дж. Верди говорил о Беллини: «Он богат чувством печали, чувством индивидуальным, ему одному присущим!» Но Беллини работал и в других жанрах, им написаны несколько симфоний, произведения церковной музыки и романсы, а также Концерт для гобоя с оркестром, время создания которого исследователи определяют между 1819 и 1825 годами. Строение Концерта, решенного в камерных тонах, необычно: его первая часть, открываясь лаконичным торжественным вступлением (Maestoso e deciso), далее в основном развивает песенный материал, в основу которого положена столь характерная для Беллини длительно развивающаяся тема (Larghetto cantabile). Вторая же часть, танцевальная по характеру, обозначена композитором как Allegro polonese; здесь солирующий инструмент подчеркивает активность танцевального движения.
Два скрипичных концерта Сергея Сергеевича Прокофьева  были написаны композитором с разрывом почти в 20 лет: первый он закончил в 1917 году, второй – в 1935. Концертами не исчерпывается круг сочинений для скрипки, для этого инструмента Прокофьев написал также в разные годы четыре сонаты (две с фортепиано, одну для двух скрипок, одну для скрипки соло) и несколько миниатюр. Все сочинения по-новому интерпретируют традиционные инструментальные жанры, привносят дополнительные краски в трактовку скрипичной партии, открывают новые возможности солирующего  инструмента.
Первый концерт для скрипки с оркестром D-dur ор. 19 – одно из самых блистательных сочинений молодого Прокофьева. Он написан в традиционной трехчастной форме, где в крайних частях господствуют лирические настроения, а в средней – скерцозность и гротеск, столь характерные для ранних произведений композитора. Характер первой части (Andantino) определяется ее нежной, мечтательной темой главной партии, которая решена как простая, сдержанная по характеру «бесконечная мелодия». Но это состояние разрушается вторжением темы побочной партии с ее причудливыми фантастическими образами. Их столкновение на протяжении части завершается утверждением основного лирического образа. Вторая часть (Vivacissimo) – блистательное, виртуозное скерцо, одно из проявлений «музыкального озорства» молодого композитора. Скерцо написано в форме пятичастного рондо, где основная задорная тема чередуется с эпизодами саркастическими или зловещими. Третья часть (Moderato) возвращает светлые лирические образы. Главная тема финала по характеру близка главной теме первой части. Очень важную роль играет кода всего концерта, утверждающая это светлое начало.
Третий концерт для фортепиано с оркестром выдающегося русского композитора, пианиста, дирижера Сергея Васильевича Рахманинова, автора опер, симфоний, фортепианных пьес, романсов и хоровых сочинений. Однако, вершинами творческой деятельности композитора остаются фортепианные концерты, отмечающие основные вехи его творческого пути. Один из самых блестящих пианистов конца XIX – первой половины XX столетия, Рахманинов сумел придать традиционному жанру инструментального концерта новое направление, отчетливо определив в нем национальные черты и превратив его в удивительную по душевной силе и красоте звучания концертную симфонию. Написанный в 1909 году Третий фортепианный концерт обозначил формирование «титанического стиля композитора» (Б. В. Асафьев). Здесь соотношение солирующего инструмента и оркестра решается по-особому. На протяжении всего сочинения утверждается главенство фортепиано: ему поручается исполнение всех основных тем, для него предусмотрены сольные эпизоды импровизационного характера, заставляющие подчас забыть о присутствии оркестра.
Первая часть Allegro ma non tanto открывается изложением темы главной партии. Рахманинов говорил: «Первая тема моего 3-го концерта ни из народно-песенных форм, ни из церковных источников не заимствована. Просто так «написалось»! Я хотел «спеть» мелодию на фортепиано, как ее поют певцы…». Эта «поющаяся» тема определяет особый, песенный облик первой части и влияет на характер последующих частей концерта. Вторую, медленную часть композитор назвал «Интермеццо». Итальянское слово intermezzo (находящийся посреди, промежуточный) обычно используют для обозначения пьесы, занимающей положение между двумя более важными частями инструментального цикла. В концерте Рахманинова вторая часть действительно становится связующим разделом между крайними частями, но, наполненная особой духовной красотой, она может быть названа одним из самых сокровенных лирических высказываний композитора. Написанное в форме свободных вариаций, Интермеццо раскрывает перед слушателями основную тему то в мягком лирическом облике, то в жанре вальса-фантазии, то в характере гимна. Третья часть концерта (Finale. Alla breve) переводит действие в иной план: подчеркнутая мужественность, драматизм крайних частей контрастируют со средним разделом, где преобладают настроения таинственности, фантастические звучания. Завершением концерта становится масштабная кода, в которой опять на первый план выступают интонации первой темы концерта, создавая стройное обрамление столь масштабного сочинения.
Проф.З.М.Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин