28
апреля
Суббота
19:00
2018
Стоимость билетов:
300-700 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
симфонический концерт
I отделение

А.Паскулли (1842-1924) – А.Орловецкий (р.1959). Концертная фантазия «Воспоминания о «Риголетто» для гобоя с оркестром 

Солист – лауреат международных конкурсов
Андрей Годик (гобой)

А.Эшпай (1925-2015). Концерт для саксофона-сопрано с оркестром (1985) 

Солист – лауреат международных конкурсов
Владимир Устьянцев (саксофон)
II отделение

Д.Шостакович (1906-1975). Концерт № 1 для скрипки с оркестром ля минор

Солист – лауреат международных конкурсов
Айлен Притчин (скрипка)

Симфонический оркестр государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга

Художественный руководитель и главный дирижер – Народный артист России, Александр Чернушенко

Дирижер – Народный артист России Александр Скульский

IN ENGLISH

О программе концерта

Итальянского исполнителя и композитора Антонио Паскулли современники называли «Паганини гобоя», отмечая тем самым его блестящую виртуозную технику, художественное мастерство, богатство тембровых нюансов, раскрываемых в рамках звучащего инструмента. Он постоянно обращался к музыке выдающихся итальянских композиторов, создавая разнообразные концертные пьесы на темы В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Россини. Особое внимание А. Паскулли уделял творчеству Дж. Верди, использовав темы из нескольких опер великого маэстро. В наследии Верди одно из первых мест занимает опера «Риголетто», созданная в 1851 году. Сочинение сразу завоевало признание, а прекрасные темы оперы использовались современниками Верди для создания многочисленных обработок, транскрипций, парафразов. Вскоре после того, как опера утвердилась на сценах многих театров, А. Паскулли обратился к ней, создав в конце 1850-х годов Концертную фантазию для гобоя и фортепиано. Сочинение «Воспоминания о “Риголетто”» написано в форме вариаций на две темы. А. Паскулли использует мелодии двух арий героини оперы Джильды, дочери Риголетто. Первая тема «Сердце радости полно» звучит в первом действии оперы, раскрывая безмятежный образ влюбленной девушки. Вторая тема «В храм я вошла смиренно» из третьего действия раскрывает иную грань образа страдающей героини, открывающей для себя страшную тайну. Эмоциональный контраст тем, основное звучание которых в рамках каждой из вариаций приобретает все новые психологические нюансы, словно расширяют границы образа. В концерте Фантазия Паскулли прозвучит в переложении для гобоя с оркестром.
Творчество одного из самых ярких отечественных композиторов второй половины ХХ века Андрея Яковлевича Эшпая отличалось жанровым многообразием и подчеркнуто современным звучанием, непосредственностью чувств и острым психологизмом, богатством национальных истоков и образной щедростью. Особенно привлекателен в творчестве композитора жанр инструментального концерта; А. Я. Эшпай создал концерты практически для все инструментов оркестра (кроме тубы). Концерт для саксофона-сопрано с оркестром композитор завершил в 1985 году. Одночастная композиция сочинения словно нарочито ломает устойчивые черты инструментального жанра: быстрое, взволнованное, лаконичное вступление мгновенно сменяется медленной основной темой (Andante con moto), в которой хроматические секундовые ходы воспринимаются как неуверенное раскачивание, постепенное перерастающее в выразительную, ритмически разнообразную тему. Оркестр вступает далеко не сразу, он словно дает солирующему инструменту возможность бесконечно импровизировать на заданную тему. Стремительный раздел (композитор обозначил его как Allegro vivace) переводит звучание в сферу неукротимой скерцозности, и далее две эти образные сферы, сменяя друг друга, обретают все новые оттенки. Сложнейшая партия солиста раскрывает богатые возможности инструмента, которые звучит то как нежная свирель, то как призывная труба, неизменно выполняя ведущую роль.
Концерт для скрипки с оркестром № 1 (ля минор) был создан Д. Д. Шостаковичем в 1948 году и посвящен выдающемуся скрипачу Давиду Ойстраху. Их дружба, зародившаяся в начале 1930-х годов и продолжавшаяся до последних дней виртуоза (он скончался в 1974 году), вдохновила Шостаковича на создание ряда произведений для скрипки, в том числе двух концертов.
Первый концерт отличается особой глубиной содержания и масштабностью формы. Композитор расширяет границы традиционного трехчастного концертного цикла, приближая Концерт к жанру монументальной симфонии. Не случайно сам Шостакович называл Первый скрипичный концерт «симфонией для скрипки соло и оркестра». Четыре части Концерта: I. Ноктюрн (Moderato), II. Скерцо (Allegro), III. Пассакалья (Andante), IV. Бурлеска (Allegro con brio) демонстрируют богатство образного содержания, представленного диапазоном настроений от лирического до трагического. Необычна последовательность частей: песенная, во многом скорбная первая часть сменяется драматической второй, каденцию солиста композитор помещает между третьей и четвертой частями, и она разрастается до значительных масштабов. Все это позволяет рассматривать  сочинение как уникальное явление в жанре концерта вообще. Композитор в определенный момент конкретизирует драматическую направленность сочинения, построив вторую часть на теме еврейской народной песни и усилив авторское начало, введя в текст Концерта в завуалированном виде свои музыкальные инициалы – D-S-C-H (D. Sch.), пока еще тему не формирующие. В 1955 году композитор сделал вторую редакцию Концерта, изменив инструментовку финала; она и будет исполнена в сегодняшнем концерте.

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин