26
июня
Вторник
20:00
2018
Стоимость билетов:
600-1200 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
сольный концерт
I отделение

С.Рахманинов (1873-1943). Прелюдия до-диез минор ор.3 №2
10 прелюдий op.23
Прелюдия фа-диез минор ор.23 №1
Прелюдия си-бемоль мажор ор.23 №2
Прелюдия ре минор ор.23 №3
Прелюдия ре мажор ор.23 №4
Прелюдия соль минор ор.23 №5
Прелюдия ми-бемоль мажор ор.23 №6
Прелюдия до минор ор.23 №7
Прелюдия ля-бемоль мажор ор.23 №8
Прелюдия ми-бемоль минор ор.23 №9
Прелюдия соль-бемоль мажор ор.23 №10 

II отделение

Ф. Шопен (1810-1849). 12 этюдов op. 25
№1 Ля-бемоль мажор
№2 Фа минор
№3 Фа мажор
№4 Ля минор
№5 Ми минор
№6 Соль-диез минор
№7 До-диез минор
№8 Ре-бемоль мажор
№9 Соль-бемоль мажор
№10 Си минор
№11 Ля минор
№12 До минор

Солист – лауреат международных конкурсов
Мирослав Култышев (фортепиано)

IN ENGLISH
 
Все билеты проданы. Следующее выступление солиста
10 октября 2018 в программе «Музыка звёзд».

О программе концерта

Фортепианное наследие С. В. Рахманинова охватывает сочинения разных жанров, и в каждом из них композитор проявил себя как безусловный новатор. Жанр прелюдии представлен у С. В. Рахманинова в двух опусах (№ 23 и № 32) и отдельных сочинениях. В прелюдиях нашли отражение образное богатство, особое русское «слышание» окружающего мира, великолепный пианизм музыканта. С. В. Рахманинов преобразует прелюдию, и многие его творения — уже не миниатюры, по своим масштабам прелюдии приближаются к развернутым пьесам-фантазиям. Об одном из самых блистательных своих сочинений — ранней Прелюдии cis moll ор. 3 — композитор рассказал в интервью 1910 года: «…я старался приковать внимание к начальной теме. Эти три ноты в виде октавного унисона должны прозвучать торжественно и угрожающе <…>. Мотив из трех звуков проходит на протяжении 12-ти тактов первого раздела, а в противовес ему в обоих ключах звучит контрастная мелодия в аккордовых последованиях. Здесь два мелодически противоборствующих элемента, цель которых – завладеть вниманием слушателей. Сущность главной темы – это массивный фундамент; контрастом ему становится гармонизированная мелодия; ее функция – рассеять мрак». Замысел композитора, воплощенный в реальных звуках, превзошел все его ожидания: пьеса стала одним из самых ярких произведений мировой музыкальной культуры. Прелюдия cis moll входит в цикл из пяти пьес, написанный в 1892 году и посвященный композитору А. С. Аренскому.
Десять прелюдий ор. 23 были созданы С. В. Рахманиновым в 1901-1903 годах. Композитор посвятил цикл выдающемуся пианисту, своему двоюродному брату Александру Зилоти, у которого учился в Московской консерватории. Образно цикл прелюдий связан со знаменитым Фортепианным концертом № 2, над которым С. В. Рахманинов работал в эти же годы. Прелюдии самостоятельны по форме и содержанию, но связаны тональной логикой или общими фактурными приемами.
Прелюдия фа-диез минор (№ 1) Largo выделяется элегическим настроением, она основана на протяжной, песенной теме, приобретающей в отдельные моменты скорбный характер.
Прелюдия си-бемоль мажор (№ 2) Maestoso – яркий образец по-рахманиновски мощной, светлой по колориту фортепианной пьесы, где «буря и натиск» уступают место нежной певучей лирике.
Прелюдия ре минор (№ 3) Tempo di minuetto решена композитором в драматическом ключе. Несмотря на авторскую ремарку «в темпе менуэта», пьеса по своему характеру далека от старинного танца. Сдержанная, суровая, она выделяется среди остальных пьес регистровым однообразием и ровностью динамики.
Прелюдия ре мажор ( 4) Andante cantabile обнаруживает черты баркаролы: спокойная тема, «колышащийся» ритм сопровождения, отдельные звукоизобразительные элементы передают основное настроение пьесы. В то же время в ней отчетливо слышны русские интонации, не случайно Б. В. Асафьев в пьесах композитора отмечает «наличие пейзажа, не живописно-изобразительного, а подслушанного в русском окружении чуткой душой музыканта».
Прелюдия соль минор (№ 5) Alla marcia относится к числу самых известных фортепианных сочинений композитора: развернутая трехчастная композиция, где крайние части со своей неимоверной энергией, напором, насыщенной аккордовой фактурой производят ощущение неукротимой стихии, дикой энергии, мощного камнепада, а средняя – бесконечная рахманиновская мелодия, способная выразить чувство безграничной любви.
Прелюдия ми-бемоль мажор (№ 6) Andante воспринимается как одна из самых выразительных пьес цикла, по характеру близкая одухотворенной побочной партии Второго концерта. Прелюдия была написана 14 мая 1903 года, когда родилась старшая дочь композитора Ирина.
Прелюдия до минор (№ 7) Allegro раскрывает еще один драматический ракурс, характерный для Рахманинова. Напряженность, страстная взволнованность звучания обретает в кульминациях особую заостренность.
Прелюдия ля-бемоль мажор (№ 8) Allegro vivace – стремительная, фигурационно насыщенная пьеса, эмоционально подчеркнутая и вызывающая в памяти характерные шопеновские приемы.
Прелюдия ми-бемоль минор (№ 9) Presto раскрывает светлые, поэтические образы. Прекрасная певучая тема проникает во все слои фортепианной фактуры, бесконечно варьирующих ее мотивы и рождающих красочный узор многоголосного звучания. По характеру Прелюдия близка шопеновскому Этюду gis-moll ор. 25, который часто исполнялся Рахманиновым в концертах.
Прелюдия соль-бемоль мажор (№ 10) Largo – красивая, выразительная, изящная по форме пьеса с особо плавным, мягким звучанием.
В богатом, преимущественно фортепианном наследии выдающегося польского музыканта-романтика Фредерика Шопена традиционные жанры предстают в обновленном виде. Эта тенденция затронула и этюд: обычная техническая пьеса у композитора преобразилась в сложнейшую пьесу, в котором определенная исполнительская задача направлена, в первую очередь, на создание художественного образа. Шопен был вдохновлен опытом итальянского виртуоза Н. Паганини, превратившего экзерсисы в концертные пьесы. Все 27 этюдов Шопена (они составляют две тетради соч. 10 и соч. 25)  пианистически очень сложны и одновременно поэтически возвышенны. Этюды соч. 10, созданные в 1829-1832 годах, Шопен посвятил Ф. Листу, которого называл одним из лучших исполнителей своих сочинений.
Этюд до мажор (№ 1) Allegro своей технической задачей ставит изложение ломанными арпеджио, в образном же плане он предстает как светлая прелюдия ко всему циклу, близкая по характеру знаменитой баховской прелюдии C-dur из I тома Хорошо темперированного клавира.
 Этюд ля минор (№ 2) Allegro часто называют «хроматическим» из-за его особой фактуры. Однако технический прием здесь отступает на второй план, и Этюд воспринимается как единый журчащий поток.
Этюд ми мажор ( 3) Lento ma non troppo технически формирует соединение распевной мелодии и фигураций в аккомпанементе. Современники вспоминали, что это был любимый этюд Шопена, слушая который, он однажды воскликнул: «О, моя Родина!».
Этюд до диез минор (№ 4) Presto несет на себе отблеск виртуозного исполнения Н. Паганини. В Этюде отчетливо слышны приемы скрипичной техники, а «демонический» художественный образ невольно вызывает в памяти музыку великого итальянца.
Этюд соль бемоль мажор (№ 5) Vivace  построен на отрабатывании техники игры преимущественно по черным клавишам, образно представляя собой светлый пейзаж.
Этюд ми бемоль минор (№ 6) Andante лишен внешних признаков виртуозности, но сложнейшая фактура, ее полифоническая наполненность делают Этюд одним из наиболее трудных. Пьеса предстает как печальная элегия, наполненная многочисленными нюансами.
Этюд до мажор (№ 7) Vivace. Технический прием легато в двойных нотах при очень быстром темпе порождает ощущение «токкатности» Этюда, в образном плане создающего ощущение вихря.
Этюд фа мажор (№ 8) Allegro. Выразительное гаммообразное движение здесь словно направлено на передачу ощущения солнечного света и бесконечного пространства.
Этюд фа минор (№ 9) Allegro molto agitato построен на растяжении кисти левой руки. Музыкальная же образность пьесы целиком сосредоточена в сфере лирики, где основная певучая мелодия определяет нежность и хрупкость звучания.
Этюд ля бемоль мажор (№ 10) Vivace assai открывает для исполнителя возможность продемонстрировать владение разнообразными штрихами (стаккато, легато), образно представляя собой еще одну пейзажную картину.
Этюд ми бемоль мажор (№ 11) Allegretto построен на «журчащих» арпеджио, словно источающих поток радужных брызг.
Этюд до минор (№ 12) Allegro con fuoco, в котором сосредоточено внимание на технике левой руки, приобрел наибольшую известность. Его часто называют «революционным», поскольку он был написан после трагических событий в Польше. Интересно фактурное решение, найденное Шопеном: тема, построенная на коротких, многократно повторяемых мотивах, воспринимается как призыв и отчаяние; она звучит на фоне бурных пассажей арпеджированных аккордов сопровождения, создающих ощущение трагедийности и протеста.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин