10
октября
Среда
19:00
2018
Стоимость билетов:
300-700 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
симфонический концерт
I отделение

Л.ван Бетховен (1770–1827). Увертюра «Кориолан» op.62 
 
С. Прокофьев (1891-1953). Концерт №1 для скрипки с оркестром ре мажор op.19

Солист – лауреат XV Международного конкурса им. П.И.Чайковского
Павел Милюков (скрипка)
II отделение

К.Дебюсси (1862-1918). Два танца для арфы и струнного оркестра L.103

Солистка – лауреат международных конкурсов
Оксана Сидягина (арфа)

С.Рахманинов (1873-1943). Рапсодия на тему Паганини ор.43 

Солист – лауреат международных конкурсов
Мирослав Култышев (фортепиано)

Симфонический оркестр государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга

Художественный руководитель и главный дирижер – Народный артист России, Александр Чернушенко

Дирижер – победитель I Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис

IN ENGLISH

О программе концерта

В симфоническом наследии Людвига ван Бетховена особое место занимают одночастные программные увертюры, часто связанные с выдающимися произведениями европейской литературы. Одной из них стала увертюра «Кориолан», написанная в 1807 году для постановки одноименной трагедии австрийского драматурга Г. Коллина, с которым Бетховен был связан дружескими отношениями. Главный герой произведения Г. Коллина – древнеримский полководец, который пошел войной против Рима, вступив в союз с его врагами. Бетховена привлекла идея раскрыть внутренний конфликт Кориолана, приведший его к самоубийству. Характерная для музыкального романтизма тема претворена композитором ярко и убедительно, она во многих отношениях определила черты будущих одночастных симфонических поэм. Столкновение жестких начальных аккордов (словно «тема рока»), сумрачного, тревожного звучания главной партии и светлой, певучей побочной партии раскрывают основной конфликт сочинения. Очень быстро увертюра к трагедии стала исполняться как отдельное произведение Бетховена, олицетворяя новое, драматическое начало, вошедшее в музыку с именем великого композитора.
Два скрипичных концерта Сергея Сергеевича Прокофьева были написаны композитором с разрывом почти в 20 лет: первый он закончил в 1917 году, второй – в 1935. Концертами не исчерпывается круг сочинений для скрипки, для этого инструмента Прокофьев написал в разные годы четыре сонаты (две с фортепиано, одну для двух скрипок, одну для скрипки соло) и несколько миниатюр. Все сочинения по-новому интерпретируют традиционные инструментальные жанры, привносят дополнительные краски в трактовку скрипичной партии, открывают новые возможности солирующего  инструмента.
Первый концерт для скрипки с оркестром D-dur ор. 19 – одно яз самых блистательных сочинений молодого Прокофьева. Он написан в традиционной трехчастной форме, где в крайних частях господствуют лирические настроения, а в средней – скерцозность и гротеск, свойственных ранним произведениям композитора. Характер первой части (Andantino) определяется нежной, мечтательной темой главной партии, которая решена как простая, сдержанная по звучанию «бесконечная мелодия». Но это состояние разрушается вторжением темы побочной партии с ее причудливыми фантастическими образами. Их столкновение на протяжении части завершается утверждением основного лирического образа. Вторая часть (Vivacissimo) – блистательное, виртуозное скерцо, одно из проявлений «музыкального озорства» молодого композитора. Скерцо написано в форме пятичастного рондо, где основная задорная тема чередуется с эпизодами саркастическими или зловещими. Третья часть (Moderato) возвращает светлые лирические образы. Главная тема финала по характеру близка главной теме первой части. Очень важную роль играет кода всего концерта, утверждающая это светлое начало.
Среди многочисленных произведений французского композитора-импрессиониста Клода Дебюсси выделяются сочинения, так или иначе связанные с танцевальной музыкой, в том числе русской. Некоторое время Дебюсси был домашним пианистом Н.Ф. фон Мекк, сопровождал ее в путешествиях по Европе. В 1881 и 1882 годах Дебюсси посетил Россию, где им, в частности было сделано переложение трех танцев из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Позднее Дебюсси приезжал в Россию как пианист и дирижер. Два танца для арфы и струнных были написаны им в 1904 году и относятся к произведениям концертного жанра. В них на первый план выходит звучание сольного инструмента, изящный оркестр выполняет скромную роль сопровождения. Танцы имеют названия: «Danse Sacree et Danse Profane» («Священный танец и Светский танец»). Строгому по мелодике и сдержанному по фактуре, несколько мистическому «Священному танцу» с его простым ритмическим рисунком и выразительной, но лишенной традиционной арфовой виртуозности сольной партии противостоит «Светский танец». Трехдольный вальсовый размер, арпеджированные пассажи арфы создают образ блестящего танца, поданного во всей своей богатой «импрессионистической» красоте.
Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром была написана С.В. Рахманиновым в годы эмиграции в 1934 году, и ее часто называют Пятым фортепианным концертом композитора. Рахманинов положил в основу сочинения форму вариаций, где в качестве главной темы выступает знаменитый Каприс для скрипки соло № 24 Н. Паганини, к которому в разное время обращались многие композиторы, в том числе Ф. Лист, И. Брамс и другие. Гений Рахманинова, его умение раскрывать все грани первоначального образа позволили ему в рамках жанра Рапсодии создать фантастическую по красоте, виртуозности, художественному богатству инструментальную пьесу, где присутствуют и знаменитая тема католического песнопения Dies Irae («День гнева»), и лирически распевные мелодии, причудливо сплетающиеся и образующие многоплановые музыкальные образы. Тема 24 каприса Паганини, преобразованная в 24-х вариациях, воспринимается как театральное действо, где на наших глазах раскрываются захватывающе интересные события. Не случайно знаменитый русский балетмейстер Михаил Фокин создал на основе Рапсодии одобренный композитором балетный сценарий, который детально представлял сюжетную драматургию Рахманинова.
 
Проф. З.М. Гусейнова
 

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин