25
ноября
Среда
19:00
2015
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

А.Шнитке (1934-1998). Фуга для скрипки соло ор.5
                                   Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано ор.80
Б.Барток (1881-1945). Соната для скрипки соло BB124
                                  Румынские танцы для скрипки и фортепиано BB68

II отделение

Г.Канчели (р.1935). "Time... and again" для скрипки и фортепиано
К.Дебюсси (1862-1918). Соната для скрипки и фортепиано
Н.Рославец (1881-1944). Соната для альта и фортепиано ор.30

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Дмитрий Смирнов (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Людмила Набок

IN ENGLISH

Выступление - результат участия солистов
в конкурсе концертных программ.

О программе концерта

Альфред Гарриевич Шнитке — известный композитор, считается одним из наиболее значимых отечественных музыкантов второй половины ХХ столетия. Его творчество отличается стремлением, с одной стороны, отразить острые проблемы современности, с другой же — обратиться к истокам, к музыке ушедших эпох, показав ее значимость в веках. Композитор работал во многих инструментальных жанрах, создавая масштабные симфонические полотна, камерные пьесы и ансамбля, демонстрируя способность воплотить в музыке как «макрокосмос» общемировых идей, так и «микромир» человеческого бытия. Фуга для скрипки соло была написана Шнитке в 1953 году, она демонстрирует высокое мастерство 19-летнего композитора, сумевшего в звучании скрипки сформировать сложную полифоническую ткань. В «Сюите в старинном стиле», работа над которой проходила в период 1965-1972 годов, Шнитке раскрывает свою способность воссоздавать стиль ушедшей эпохи. В начале автор намеревался написать серию пьес педагогического репертуара, позднее на основе отдельных пьес Шнитке создает музыку к кинофильмам Э.Климова «Похождение зубного врача» (1965, пьесы Пастораль, Балет, Пантомима) и «Спорт, спорт, спорт» (1970, пьесы Менуэт, Фуга). И лишь затем «Сюита в старинном стиле» становится самостоятельным концертным опусом с собственной драматургической идеей, далеко выходящей за рамки элементарного иллюстрирования видеоряда. Пять частей «Сюиты» открывают философскую проблему творческого диалога художника с его прошлым, способность мастера войти в другой стиль, не утратив при этом «самого себя».
Венгерский композитор, пианист, педагог, фольклорист Бела Барток принадлежит к числу наиболее известных композиторов–новаторов XX века. Его творчество соединяет в себе безусловное национальное начало, классические европейские традиции и стремление говорить в своих сочинениях современным музыкальным языком. Он работал практически во всех жанрах, создавая произведения для различных инструментов. В конце жизни Б. Барток эмигрировал в США, где им была написана Соната для скрипки соло, созданная по заказу выдающегося виртуоза Иегуди Менухина и впервые исполненная им в 1944 году. Барток, опираясь на баховскую традицию сольной сонаты, в своем произведении переосмысливает многие ее черты, придавая сочинению остро современный характер.
Первая часть (Темро di Chiacone) воссоздает старинный танец Чакону в новом обличье, придавая ему несвойственные ранее монументальность и глубину содержания. Вторая часть Фуга, концентрируя в себе наиболее драматические пласты, переводит звучание в особую лирику третьей части (Мелодия): здесь проходят отголоски предшествующей фуги. Композитор усиливает личностный момент, вводя в данную часть свою музыкальную монограмму. Токката, завершающая сонату, становится обобщающей по смыслу, по концепции произведения финалом, где композитор в конце ставит условное восклицание и одновременно вопрос, оставляя исполнителю и слушателю право определить исход.
Цикл из шести фортепианных пьес «Румынские народные танцы» был написан Б. Бартоком в 1915 году и посвящен Иону Бушицию, собирателю румынского фольклора. Позднее композитор сделал аранжировку цикла для оркестра и для скрипки с фортепиано. В основе каждой из пьес — подлинные фольклорные напевы, бережно сохраняемые композитором, позволяющим себе лишь добавить отдельные штрихи в ткань подлинных мелодий. Последовательность миниатюр следующая: I. Joc cu bata (Танец с палками); II. Braul (Круговой танец); III. Pe loc (Топтание на месте); IV. Buciumeana (Танец из Бучума); V. Poarga Românească (Румынская полька); VI. Mărunțel (Быстрый танец).
Гия Канчели, современный грузинский композитор, для большинства слушателей остается автором музыки к классическим советским фильмам режиссера Г. Данелия — «Мимино» (1977) и «Кин-дза-дза» (1986), а также музыки к знаменитому спектаклю «Ханума» А. Цагарели, поставленному в 1972 году Г. А. Товстоноговым. Но для мирового музыкального сообщества Г. Канчели является крупнейшим современным художником, автором разножанровых сочинений, в которых соединяются отчетливые национальные грузинские традиции, искусство России и Европы. И в крупных произведениях, и в концертных миниатюрах Г. Канчели предстает как остро современный композитор, наделенный неповторимым творческим характером и четким, проникновенным взглядом творца. Родион Щедрин говорил о Канчели: «Аскет с темпераментом максималиста, со сдержанностью затаившегося Везувия». Пьеса «Time… and again» для скрипки и фортепиано была создана композитором в 1996 году. Замысел сочинения был связан с концертным фестивалем «Шуберт сегодня», проводившимся скрипачем Гидоном Кремером. Для фестиваля ряду композиторов были заказаны сочинения, так или иначе связанные с наследием Шуберта. Гия Канчели говорил в связи со своей работой над этим проектом: «Я должен был написать для Гидона Кремера и Олега Майзенберга произведение, которое звучало бы в цикле шубертовских вечеров. Подобные работы выполнили и некоторые мои коллеги. И все они так или иначе смогли использовать образ или тему Шуберта. А у меня ничего не получилось. Конечно, я написал сочинение: оно называется “Time... and again” ("Время... и опять"). Но Шуберт для меня оказался столь неприкосновенным, что, как долго и мучительно я ни старался что-то использовать из его богатейшего материала, я ничего не смог с собой поделать». Тем не менее, композиция «Time... and again» открывает для слушателя собственно отношение современного творца к его давно ушедшему собрату, музыка которого способна и поныне вдохновлять композиторов.
Соната для скрипки и фортепиано французского композитора Клода Дебюсси – одно из немногих его камерно-инструментальных сочинений. Будучи одним из основоположников импрессионизма, Дебюсси стремился передать в своей музыке тончайшие оттенки настроений, необычную колористичность мелодики и гармонии. Создатель крупных театральных сочинений (опера «Пеллеас и Мелизанда», 1902), ярких, почти живописных оркестровых пьес (Три симфонических эскиза «Море», 1905), Дебюсси и в камерном произведении – Сонате для скрипки с фортепиано, написанной незадолго до смерти (1917), сохраняет основные черты стиля. С Сонатой связано последнее публичное выступление композитора: в мае 1917 года автор исполнил сочинение в ансамбле со скрипачом Г. Пуле. В целом Соната принадлежит к числу немногих произведений композитора, написанных в классической форме. Три части (1. Allegro vivo, 2. Интермедия, 3. Финал) по-новому интерпретируют традиционные этапы сонатного цикла: в первой части преобладает повествовательный оттенок, немного печальный и трогательный, лишь к концу достигющий энергичной мужественности; вторая часть — характерное для композитора скерцозное звучание, наполненное изысканной гармонией и подвижной ритмикой; третья часть проста и безыскусна. Композитор писал тогда в одном из писем, что Соната «в силу очень человеческого противоречия полна веселого возбуждения. Не доверяйте в будущем произведениям, которые кажутся парящими в небе, — зачастую они коснеют во мраке угрюмого мозга. Таков финал этой сонаты, проходящий через самые любопытные деформации, чтобы закончиться простой игрой идеи, крутящейся вокруг самой себя, подобно змее, кусающей себя за хвост…».
Николай Андреевич Рославец — один из самых известных представителей русского музыкального модерна начала ХХ века, судьба которого сложилась во многом печально. Он был известен как создатель «синтетаккорда» (техники, подготовившей знаменитый серийный метод А. Шенберга), экспрессионист, в прекрасной музыке которого передаются эмоциональная взрывчатость, нервность, используются особый интонационный строй и специфические гармонические приемы. Критик Л. Л. Сабанеев назвал Рославца «беспримерным типом новатора–академиста». Действительно, многообразная работа композитора, в том числе в жанре инструментальной сонаты, позволяет говорить о необычайном даровании Рославца, как открывателя новых путей в музыке. Одночастная Соната для альта и фортепиано была закончена композитором в 1926 году. Она начинается с изложения основной девятинотной темы, которая формирует последующее изложение материала, приобретая в процессе изложения новые оттенки и рождая контрастные пласты звучания.
Проф.З.М.Гусейнова
 
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин