25
июня
Четверг
19:00
2015
Стоимость билетов:
500-800 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
камерный концерт
"Русский романс. Два столетия"
I отделение

A.Дюбюк (1812- 1897). "Не лукавьте"
Н.Зубов (1812-1897). "Не уходи, не покидай"
В.Сабинин (1885-1930). "Гусары -усачи"
С.Донауров (1838-1897). "Пара гнедых"
Б.Фомин (1900-1948). "Вечера забытые"
М.Штейнберг (1883-1946). "Гай да, тройка"
Л.Малашкин (1842-1902). "О, если б мог выразить в звуке"
Я.Фельдман (1884-1950). "Ямщик не гони лошадей"
Б.Фомин (1900-1948). "Эх, друг гитара"
А.Юрьев (1882-1911). "Эх, Ямщик, гони-ка к Яру"
О.Строк (1893-1975). "Ах, эти черные глаза!"

II отделение

И.Рогалёв (р.1948). "Ожидание"
М.Минков (1944-2012). "Пейзаж"
А.Орловецкий (р.1959). "Ангел"
М.Таривердиев (1931-1996). "По улице моей"
М.Блантер (1903-1990). "Кони-звери"
Г.Свиридов (1915-1998). "Как яблочко румян"
Т.Хренников (1913-2007). "Жил-был Анри Четвертый"
З.Раздолина (р.1959). "Разрыв"
А.Петров (1930-2006). "В моей душе покоя нет"

Исполняет – Заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра
Елена Миртова (сопрано)
Исполняет – Заслуженный артист России
Владимир Самсонов (бас-баритон)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Алексей Орловецкий

ENGLISH

О программе концерта

Богатые традиции русского романса ведут свою историю с конца 18 столетия. Сложившийся некогда в результате синтеза русской городской и западно-европейской песен, романс впитал основные элементы музыкального языка обеих традиций, соединив задушевность, теплоту, удаль русской песенности и изысканность, утонченность французского шансона и итальянской канцоны. Главное же — романс был и остается ведущим вокальным жанром, равно доступным для исполнения любителю и профессионалу и передающим основные черты глубокого человеческого чувства. Поэтому к жанру романса в России обращались все без исключения композиторы, создавая вокальные миниатюры в характерных для национального искусства жанрах, близких к фольклорной песне или профессиональной арии, где отчетливо проявляются также черты «жестокого» романса и цыганской песни. Многие из вокальных произведений становились настолько популярными, что воспринимались слушателями и исполнителями как народные, поэтому для многих произведений «возвращение имен» становится совершенно необходимым.
Александр Дюбюк, проживший в музыке долгую жизнь и бывший даже в числе профессоров Московской консерватории, известен любителям русской музыки. Профессиональный оперный певец Владимир Сабинин писал романсы на собственные тексты, в том числе популярный «Гусары–усачи». Сергей Донауров — известный дипломат, одновременно поэт (он писал стихи на русском и французском языках) и музыкант, создавший ряд классических романсов, среди которых «Пара гнедых» остается самым популярным. Борис Фомин, композитор уже 20 века, продолжал традицию русского романса, создав замечательные образцы, среди которых выделяются «Вечера забытые» и «Эх, друг гитара». Отдал дань жанру романса и такой «академический» композитор, как Максимилиан Штейнберг, профессор Петербургской-Ленинградской консерватории, создавший в начале творческого пути ряд романсов, в том числе «Гайда, тройка» для Анастасии Вяльцевой. Яков Фельдман — российский композитор, дирижёр, куплетист, написавший свои романсы для супруги, известной исполнительницы А. Гранской; в их числе — «Ямщик, не гони лошадей».
Композитор, дирижёр, пианист, органист и фольклорист Леонид Малашкин был учеником А. Дюбюка и продолжил его традиции в области романса. Он выступал с исполнением собственных вокальных сочинений, его концерты сопровождались неизменным успехом. Особой известностью пользовался «О, если б мог выразить в звуке», включенный Федором Шаляпиным в свой репертуар. Евгений Юрьев — поэт и композитор, остался в истории национальной культуры как автор небольшого количества романсов, среди которых, однако, следует назвать «В лунном сиянии» и «Эй, ямщик, гони-ка к ‘Яру’», ассоциирующиеся с цыганским пением. В 20 веке в романс проникают новые жанровые элементы, связанные с популярными в это время танцами. Устойчивой чертой стала опора на ритмы танго, которые характеризуют творчество Оскара Строка (уже при жизни его называли «королем танго»), автора знаменитого опуса «Ах, эти черные глаза».
Композиторы наших дней продолжают традицию романса, создавая вокальные произведения по преимуществу для кинофильмов и театральных спектаклей. К таким сочинениям, безусловно, относятся романс «По улице моей» Микаэла Таривердиева к кинофильму «Ирония судьбы,  или С легким паром», куплеты «Жил-был Анри Четвертый» Тихона Хренникова из кинофильма «Гусарская баллада», песня Андрея Петрова «В моей душе покоя нет»  к кинофильму «Служебный роман». Но романсы продолжают создаваться и вне театрально-кинематографического контекста. В этих случаях романс становится жанром, переносящим действие в прошлое или раскрывающим романтические чувства. К композиторам, работающим в жанре романса, относится один из ведущих советских композиторов-песенников Матвей Блантер, автор песни «Кони-звери»; выдающийся композитор 20 столетия Георгий Свиридов, создавший ряд выразительных вокальных миниатюр, в том числе «Как яблочко румян»; профессор Петербургской консерватории Игорь Рогалёв, написавший вокальный цикл «Ожидание» на стихи Б. Корнилова; автор многочисленных песен Марк Минков, «Пейзаж» которого стал классикой отечественной музыки. Продолжают эту линию романс петербургского пианиста и композитора Алексея Орловецкого «Ангел», а также «Разрыв» композитора Златы Раздолиной, живущей ныне в Израиле.

Проф.З.М.Гусейнова
 
 
 
 
 

Фотогалерея концерта

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Елена Миртова
Владимир Самсонов