25
марта
Среда
19:00
2015
Стоимость билетов:
200-400 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д.30
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 571-42-37
Афиша концерта:
симфонический концерт
общедоступный концерт
Участники XV Международного конкурса им.Чайковского
I отделение

В.А.Моцарт (1756-1791). Увертюра к опере "Похищение из Сераля"  KV384
В.А.Моцарт (1756-1791). Увертюра к опере-буфф  "Свадьба Фигаро"  KV492

В.А.Моцарт (1756-1791). Концерт №5 для скрипки с оркестром  КV219

Солист – лауреат XV Международного конкурса им. П.И.Чайковского
Павел Милюков (скрипка)
II отделение

В.А.Моцарт (1756-1791). Увертюра к опере "Дон Жуан"  KV527

В.А.Моцарт (1756-1791). Концерт №12 для фортепиано с оркестром КV414

Солист – лауреат XV Международного конкурса им. П.И.Чайковского
Сергей Редькин (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

ENGLISH

О программе концерта

Оперу «Похищение из сераля» В. А. Моцарт создал в 1782 году, незадолго до своей женитьбы, и новое сочинение во многом несло на себе отсвет душевного состояния ее автора. События оперы разворачиваются в Турции в XVI веке, они соответствовали интересу, который испытывали европейцы в это время ко всему экзотическому. Увертюра отражает «турецкий сюжет»: композитор для подчеркивания колорита усиливает группу ударных инструментов, вводя треугольник, барабан, литавры. Передавая в целом комическое содержание оперы, увертюра несет и лирическое начало, используя темы, звучащие в дальнейшем по ходу действия.
Опера-буфф «Свадьба Фигаро» была написана В.А. Моцартом на итальянском языке по пьесе французского драматурга П. Бомарше в 1786 году. Моцарта привлекли яркие характеры комедии, динамичность действия, тонкий французский юмор и одновременно – социальный подтекст пьесы. Ему удалось создать новаторскую во всех отношениях оперу, ставшую одной из самых популярных в мире, уже свыше 200 лет входящую в репертуар многих театров. Музыка Моцарта во многом углубила и обогатила образные характеристики героев, придав благородство слуге (Фигаро), усилив лирическую линию Графини, преобразовав даже исключительно комические персонажи (Марцелина).
Оперу, как и произведения Моцарта в целом, очень любил П.И. Чайковский; в одном из писем он отмечает: «Слушая его музыку, я как будто совершаю хороший поступок». Не случайно он собственноручно сделал перевод либретто оперы на русский язык, и в 1884 году она была издана в переводе Чайковского и с его предисловием.
Увертюра к опере стала одним из самых ярких ее эпизодов. В ней нет тем, которые потом звучали бы в ходе действия, но она прекрасно передает общий характер и развитие событий.
Одно из лучших творений мировой музыкальной культуры — опера «Дон Жуан» — была написана В.А. Моцартом в 1787 году. В основу сюжета положена старинная европейская легенда о коварном соблазнителе и отчаянном искателе приключений, имя которого стало нарицательным. На сюжет о Дон Жуане написаны, как известно, выдающиеся произведения литературы и музыки, среди них опера Моцарта остается самым значимым сочинением. Главный герой представлен композитором как яркий, сильный, отважный персонаж, излучающий неиссякаемую энергию и жизнелюбие, который, тем не менее, обречен на гибель. Эта двойственность ситуации выразительно обрисована уже в Увертюре, которую композитор успел оркестровать буквально накануне премьеры. Она начинается небольшим (всего 30 тактов) эпизодом торжественно-трагического характера, который затем в конце оперы будет сопровождать роковое появление статуи Командора. Сразу после трагического эпизода в Увертюре возникает необычайно энергичная, наполненная весельем, динамичная основная часть, разносторонне представляющая облик Дон Жуана и других участников и непосредственно переходящая в первое действие оперы.
Жанр инструментального концерта был необычайно популярным в европейской музыке XVIII века. К нему обращались все композиторы той эпохи, но наиболее яркие образцы оставил В. А. Моцарт. Он создал около полусотни замечательных сочинений в данном жанре, где в качестве солирующего выступали не только традиционные фортепиано или скрипка, но почти все оркестровые инструменты. В этих сочинениях были закреплены черты классического концерта, сохранившиеся затем у многих композиторов. Моцарт по сути создал тип «симфонизированного» концерта, основанного на равенстве и «состязательности» партий солиста и оркестра. В 1782 году в одном из посланий к отцу Моцарт писал о своем понимании жанра: «Концерты дают нечто среднее между слишком трудным и слишком легким; они блестящи, приятны для слуха, но, разумеется, не впадают в пустоту; то тут, то там знаток получит настоящее удовлетворение, но и не знатоки останутся довольны, сами не ведая почему».
В том же 1782 году Моцарт написал один из самых знаменитых своих  фортепианных концертов — № 12 Ля мажор. В нем проявляются характерные черты данного жанра, в частности, традиционное темповое соотношение частей (1. Allegro 2. Andante. 3. Allegretto), но Моцарт привносит в него необыкновенное мелодическое богатство, выразительное фактурное звучание, богатую игру смысловых и интонационных оттенков. Выделяется вторая, лирико-философская часть сочинения, где композитор, отдавая дань уважения почитаемому им И. С. Баху, использует интонации одной из тем великого немецкого музыканта. Финал моцартовского концерта существует в двух вариантах; точнее, Рондо, созданное композитором вскоре после завершения Концерта, иногда заменяет уже написанный финал, сохраняя общее настроение сочинения, но допуская разные по виртуозности окончания сочинения. Выразительны и несколько каденций сольного инструмента, предусмотренные Моцартом: они, виртуозные и насыщенные, являются достойными украшениями сочинения.
В. А. Моцартом было написано пять скрипичных концертов, причем все, кроме первого, композитор создал в 1795 году, в том числе и знаменитый Концерт № 5. Следование характерному для данного жанра трехчастному строению не помешало композитору внести новые, непривычные для строгих форм, «отступления», позволившие придать инструментальному жанру черты театральности. В первой части, которая предваряется ремаркой Allegro aperto («aperto» означает «открыто») поразительны неожиданное начало, шутливый характер второй темы, поэтичный эпизод солирующей скрипки, внезапная пауза и другие приемы игрового плана. Вторая часть Adagio в своем первоначальном варианте вносила, по мнению архиепископа Коллоредо, перед которым выступал Моцарт, слишком романтический оттенок; поэтому она была переписана композитором. Необычен и финал Rondeau: Tempo di Menuetto, где галантный рефрен (тема менуэта) в определенный момент сменяется неожиданным, непредсказуемым музыкальным вторжением: возникает образ цыгана-музыканта, импровизирующего на скрипке на тему модной в те времена «турецкой» музыки. Это обстоятельство дало основания для названия концерта «турецким».
 
Проф.З.М.Гусейнова
 

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Павел Милюков
Сергей Редькин