24
июня
Суббота
15:00
2017
Стоимость билетов:
200 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
камерный концерт
Фортепианный марафон
I отделение

Д. Шостакович (1906–1975). Прелюдия и фуга № 4 ми минор  ор.87
И.Брамс (1833-1897). Интермеццо №4 ми мажор  op.116
А. Хинастера (1916-1983). 3 аргентинских танца ор.2

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Екатерина Курдюкова (фортепиано)
II отделение

М. Равель (1875-1937). Ночной Гаспар.
Ундина – Виселица – Скарбо

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Арсений Гусев (фортепиано)

Длительность 50 мин.

Другие концерты фортепианного марафона:
13.00 24 июня 2017
17.00 24 июня 2017

IN ENGLISH

О программе концерта

В 1950 году весь мир отмечал 200-летие со дня смерти И. С. Баха. В память о композиторе в Лейпциге были организованы фестиваль и конкурс исполнителей его произведений. Среди приглашенных на фестиваль был Д. Д. Шостакович; после возвращения он приступил к созданию фортепианного цикла «Двадцать четыре прелюдии и фуги», выполнив его как «музыкальное приношение» великому человеку. По воспоминаниям известной пианистки, исполнительницы всего цикла Т. П. Николаевой, замысел состоял в создании «большого драматургического полотна», а не отдельных прелюдий и фуг. Однако, каждый отдельный «диптих» (прелюдия и фуга в одной тональности) этого сочинения представляют собой законченное целое, поражающее многогранностью и богатством фантазии. Прелюдия и фуга № 4 ми минор соединяют медленную вступительную пьесу, близкую по характеру «Осенней песне» П. И. Чайковского, и масштабную четырехголосную двойную фугу, одну из самых сложных в цикле. Ее первая тема, близкая русским протяжным песням, определяет общий характер звучания и особенности полифонического решения. Вторая тема фуги более активна, в ней усилено гармоническое сопровождение, обогащающее фактуру пьесы в целом.
Фортепианная музыка, богатая по жанровому и образному содержанию, занимает большое место в творчестве Иоганнеса Брамса. Уже на склоне лет, создавая свои последние сочинения, композитор словно мысленно обратился в прошлое, воссоздавая облики давно ушедших друзей, среди которых — Роберт Шуман. «Фантазии» ор. 116, написанные Брамсом в 1891–1892 годах, будто заново открывают «карнавальные» черты из прошлого, интонационно перекликаясь со знаменитыми пьесами старшего друга. Цикл «Фантазии» включает 7 пьес3 каприччио и 4 интермеццо (данный жанр стал наиболее характерным для Брамса в последний период творчества). Если раньше интермеццо у композитора использовались по прямому назначению, как пьесы, соединяющие основные каприччио, то теперь интермеццо становятся независимыми художественными пьесами, свободными по образному строю и структуре. Поэтому цикл «Фантазии» строится не на последовательном чередовании каприччио и интермеццо, а в особой их группировке. Каприччио («капризы») динамично обрамляют цикл и вторгаются в качестве третьей пьесы, утверждая страстные, патетичные образы. Интермеццо же становятся островками лирического отдохновения, раскрывая характерные для Брамса образы скупой мужской лирики.
Хинастера Альберто Эваристо — известный аргентинский композитор и педагог. Его оперы, балеты, симфонические и камерно-инструментальные произведения, в которых активно использованы аргентинские фольклорные напевы, с успехом исполнялись в родной стране музыканта и за рубежом. Опора на национальные традиции определила особенности большинства сочинений композитора, в том числе цикла «Три аргентинских танца», сочиненные еще в студенческие годы (1937). Три программные миниатюры композитор выстраивает в традиционной темповой последовательности: быстро–медленно–быстро, где активные, темпераментные крайние части с характерными ритмами разделены необычайно красивой лирической медленной пьесой. Все танцы композитор посвятил современным аргентинским музыкантам: первый –  Педро Саенцу, второй – Эмилии Штальберг, третий – Антонио де Рако.
Фортепианный цикл «Ночной Гаспар» был написан М. Равелем в 1908 году в качестве своеобразных музыкальных иллюстраций к стихам А. Бертрана, связанных с изображением «ночного», сумрачного мира, населенного всякой нечистью. Три пьесы цикла («Ундина», «Виселица», «Скарбо»), в которых соединяется программная романтическая образность и импрессионистская звукопись, считаются одним из высших проявлений мирового фортепианного искусства.
«Ундина» раскрывает характерный для многих народных сказаний образ водяной девы, русалки. Автор строит пьесу на бесконечном развитии выразительной, протяженной мелодической линии, дополненной скользящими гармоническими фигурациями. В «Виселице» Равель сопоставляет образ колокола (он возникает, благодаря органному пункту на повторяющемся звуке) и образ повешенного, создаваемый колоритными «безжизненными» нонаккордами. Подчеркнутая экспрессия звучания, нарочитая усложненность гармонии, длительность напряженного развертывания усиливают скорбный строй пьесы. «Скарбо» Равель создает в стиле «дьявольского скерцо», продолжающего традицию романтических пьес, начиная с Н. Паганини. Здесь возникает образ маленького призрака, рождающего основные ночные звуки — скрипы, стуки, вздохи. Композитор применяет богатый спектр приемов фортепианной техники, что делает пьесу одной из самых трудных для исполнителей. Не случайно про «Скарбо» Равель говорил, что специально хотел сочинить пьесу ещё более трудную, чем «Исламей» Балакирева.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин