23
августа
Среда
19:00
2017
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

К.Ф.Э. Бах (1714-1788). Соната "Битва при Бергене"
К. Сен-Санс (1835-1921. Фантазия для арфы соло ор. 95
Б. Тищенко (1939-2010). Andante espressivo 
С. Слонимский (р.1932). Две сказки для арфы соло
Похищение Василисы Прекрасной - Жар-птица
В. Поссе (1852-1925). Концертный этюд № 7 ми-бемоль минор 
"Венецианский карнавал" для арфы соло

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Оксана Сидягина (арфа)
II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Л.ван Бетховен(1770-1827). Соната для фортепиано №13 op.27 №1
32 вариации на собственную тему до минор WoO 80

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Анна Грот (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Второй из пяти сыновей великого И.-С. Баха Карл Филипп Эмануэль (его называли «берлинский» или «гамбургский» Бах) известен в истории музыки как один из основоположников стиля классицизма. Искусство К. Ф. Э. Баха оказало влияние на творчество Гайдна и Бетховена, который выражал гению Баха «искреннее восхищение и уважение». Моцарт говорил о К. Ф. Э. Бахе: «Он – отец, мы – дети». Среди творческих заслуг музыканта выделяют создание им формы сонатного аллегро, проявившейся во многих сочинениях мастера и утвердившейся в творчестве классиков. К. Ф. Э. Бахом написано множество сонат, преимущественно для фортепиано и клавесина, но есть также сонаты для флейты и одна – для арфы (Соль мажор). Датируемая же 1778 годом Соната До-мажор, существующая и как фортепианная, и как арфовая, до сих пор вызывает споры: во-первых, действительно ли она принадлежит перу К. Ф. Э. Баха, во-вторых, каков был ее первоначальный вариант? Вопросы остаются пока открытыми, но в любом случае, двухчастная Соната воспринимается как характерное сочинение своей эпохи. Она программна, ее сюжетная основа связана с событиями Семилетней войны и ключевой битвой у города Бергена. Поэтому в музыке Сонаты так много «батальных» звучаний, хотя и смягченных тембром арфы.
Французский композитор Камиль Сен-Санс широко известен как автор оперных, симфонических, инструментальных произведений, отличавшихся исключительной зримостью образов, красотой мелодики, яркостью оркестровых красок, виртуозностью звучания. Весьма популярный во Франции, он завоевал популярность также во многих странах Европы, в том числе и в России. Композитором созданы произведения для многих солирующих инструментов, не раз он обращался к арфе, высоко оценивая ее образно-художественные возможности. В репертуар многих исполнителей вошли две его фантазии для этого инструмента; первая из них – Фантазия для арфы соло ор. 95 была написана в 1893 году. Выразительные скерцозные или распевные темы, богатая разноплановая фактура, калейдоскопичность меняющихся эпизодов, оформленных в рамках свободной трехчастной формы, создают возвышенный романтический образ, окрашенный в лирические тона.
Борис Иванович Тищенко — один из самых известных композиторов Ленинграда-Петербурга, профессор консерватории, автор сочинений во многих жанрах. В своих произведениях он выступал как яркий новатор, одновременно развивая в них традиции своего учителя Д. Д. Шостаковича. К арфе как сольному и ансамблевому инструменту Тищенко обращался неоднократно, создавая сочинения концертного и камерного планов. Пьеса для виолончели и арфы Andante espressivo была написана композитором в 1978 году как лирический эпизод в рамках музыки к одному из кинофильмов; позднее автором была сделана ее редакция для солирующей арфы. Связь с кино определила художественный строй Andante espressivo, которое воспринимается как звуковая параллель кинематографическому образу.
Бесконечность творческих интересов петербургского композитора Сергея Михайловича Слонимского, его обращение к художественным образам и стилям разных эпох и народов определили богатство тематических и жанровых решений его сочинений разных жанров. Но постоянным в творчестве музыканта является его обращение к русскому фольклору, обозначенному в виде сюжетов, образного строя и – главное – отражении его музыкальных особенностей. Среди сочинений подобного плана выделяются Две сказки для арфы «Похищение Василисы Прекрасной» и «Жар-птица», написанные в 1990 году. Композитор создает две картинки, где в первой передается динамикаосновного события (эпизод, близкий к токкате), обрамленного «гусельным перебором» сказителя. Вторая же – фееричный образ сказочно-фантастического существа, который раскрывается, благодаря выразительным ладо-гармоническим и инструментальным приемам.
Вильгельм Поссе — немецкий арфист, педагог, композитор, о котором Ф. Лист отзывался как о «величайшем арфисте». Им создан целый ряд сочинений, среди которых выделяются созданные в начале ХХ века «Восемь концертных этюдов» для солирующего инструмента. Романтические традиции создания опусов, являющихся одновременно сложными техническими упражнениями и выразительными концертными пьесами (они представлены в творчестве Ф. Листа, Ф. Шопена, С. В. Рахманинова) воплотились у Поссе в виде цикла из восьми разнохарактерных пьес. Поссе посвятил его известному музыканту, скрипачу Иозефу Иоахиму. Каждому из этюдов предпослано небольшое вступление инструктивного плана, раскрывающее технические особенности исполнения пьесы. Концертный этюд № 7 представляет собой небольшую лирическую пьесу (Allegretto grazioso), где первая, немного грустная минорная часть сменяется изящной и кокетливой второй, написанной уже в мажоре.
Другое известное сочинение В. Поссе — написанные в тот же период «Вариации для арфы на тему из “Венецианского карнавала”». К опере-балету французского композитора эпохи барокко Андре Кампра обращались многие композиторы XIX века, в том числе Н. Паганини, используя его темы как основу для вариационных циклов. Свое сочинение Поссе, делающий опору на танцевальность «Венецианского карнавала», выстраивает как изложение вальсовой по характеру темы и тринадцати ее вариаций, обрамленных вступлением и заключением. В каждой из вариаций теме придается новый оттенок – то скерцозный, то лирический, то гротескный, бесконечно обогащающий первоначальный образ.
Фортепианные сонаты в творчестве Л. ван Бетховена появлялись на протяжении всей жизни композитора: он испытывал неистребимую тягу к созданию сочинений в данном жанре, как бы избрав его для себя в качестве основы для остальных сочинений. В фортепианной сонате шла интенсивная творческая работа, возникали и разрабатывались новые идеи, осмысливалось новое художественное содержание, шлифовались формы и приемы музыкальной выразительности. К тому же в них закладывались черты особого «бетховенского» пианизма, который современники сравнивали с «дико пенящимся вулканом». В результате все 32 сонаты являют собой поразительный феномен, по богатству и художественному результату не имеющий аналогов в мировой музыкальной культуре. Б.В. Асафьев писал: «Сонаты Бетховена — это вся жизнь человека. Кажется, что нет эмоциональных состояний, которые так или иначе не нашли бы здесь своего отражения». Соната № 13 является первой из двух сонат ор. 27, где обеим предпослано авторское указание «Sonata quasi una Fantasia» (вторая — это знаменитая «Лунная соната»). Соната № 13 была написана в 1801 году и посвящена княгине Жозефине фон Лихтенштейн. Композитор во многом отступает от традиционного трехчастного строения сонаты, не только представляя четырехчастный цикл, но и вводя дополнительные разделы в первую и четвертую части и создавая развернутую композицию (I. Andante – Allegro. II. Allegro molto e vivace. III. Adagio con espressione. IV. Allegro vivacePresto). Каждая часть переосмысливается Бетховеном: вместо привычного сонатного аллегро в первой части он вводит лирическую багатель с последующим резким переломом звучания, вторая часть решена как скерцо, далее следуют медленное адажио и мощный финал. К тому же все части идут без перерыва, образуя в целом свободную композицию, сближающую сонату, в соответствии с авторским обозначением, с фантазией. В итоге рождается сочинение, открывающее важное направление «сонаты-фантазии», которое проявит себя в творчестве многих европейских романтиков.
Жанр вариаций занимает в фортепианном творчестве Л. ван Бетховена не менее важное место, чем соната. Композитором создано более двадцати вариационных циклов: с «9 вариаций на марш Дресслера» (1782) начинается путь Бетховена как фортепианного композитора, «33 вариации на вальс Диабелли» (1823) его завершили. Музыкант зачастую обращался к творчеству своих коллег, используя темы их сочинений в циклах вариаций. Написанные же в 1806-1807 годах «32 вариации» опираются на собственную тему — яркую, мощную, утверждающую характерное для Бетховена героическое начало: восьмитактовая тема в стиле старинной чаконыоткрывает перед композитором богатые образные и технические возможности ее преобразования. В ней заложены два противоположных образа: нисходящий хроматический («ползущий») ход в басу ассоциируется с трагической угрозой, утвердительные интонации и взлетающие пассажи в партии правой руки — с героическим порывом. В процессе варьирования тема подвергается значительным изменениям, но вариации — это не просто последовательность музыкальных эпизодов, в организации цикла скрыты черты сонатного аллегро: Тема и вариации №№ 1-11 образуют экспозицию; вариации №№ 12-22 – разработку; вариации №№ 23-30 – репризу; вариации №№ 31-32 – коду. Композитор использует богатейший технический арсенал, опираясь на классический и барочный типы варьирования, создавая мелодико-гармонические и полифонические пьесы. Благодаря Бетховену, в циклах стали применяться и жанровые вариации, основывающиеся на применении в пьесах элементов широко распространенных жанров. В «32 вариациях» такими становятся, например, хорал в вариациях № 12 и № 30, вальс в вариациях № 15 и № 16, канон в вариации № 22, полонез в вариации № 26 и др. Во всех вариациях композитор сохраняет восьмитактовое строение, заложенное темой, и лишь последняя вариация превращается в значительную по протяженности, самостоятельную виртуозную пьесу, выполняющую роль заключительной концертной каденции.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин