23
июня
Вторник
19:00
2015
Стоимость билетов:
400-500 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
камерный концерт
"Кларнет. Голос души"
I отделение

Пуленк (1899-1963). Соната для кларнета  и фортепиано FP184
К.Дебюсси (1862-1918). Рапсодия №1 для кларнета соло L116
Й.Видман (р.1973). Фантазия для кларнета соло
Л.Басси (1833-1963). Фантазия на темы из оперы "Риголетто"

Исполняет – лауреат международных конкурсов, стипендиат Санкт-Петербургского Дома музыки и Акционерного Банка «Россия»
Никита Лютиков (кларнет)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Федор Абаза
II отделение

В.А.Моцарт (1756-1791). Квинтет для кларнета и струнного квартета KV581

Исполняет – лауреат международных конкурсов, стипендиат Санкт-Петербургского Дома музыки и Акционерного Банка «Россия»
Никита Лютиков (кларнет)
Исполняет
Квартет «Modus» (струнные инструменты)

ENGLISH

О программе концерта

Среди сочинений французского композитора Франсиса Пуленка большое место занимают сочинения для духовых инструментов. Соната для кларнета и фортепиано (1962) вошла в концертный репертуар исполнителей всего мира, хотя ее премьерное исполнение состоялось уже после смерти автора. Три части Сонаты (I. Allegro tristamente. II. Романс. III. Allegro con fuoco) раскрывают основные грани музыки композитора — разнохарактерное, то динамичное, то медленное, с оттенком печали, звучание в первой части, мягкость, сентиментальность в медленной и жизнерадостность, стремительность в быстрой заключительной части. Соната объединена сквозными мотивами, проходящими через все разделы сочинения. Примечательны звукоизобразительные элементы, где слышны то колокольные звоны, то бой часов, словно напоминающие об уходящем времени.
В 1909 году Клод Дебюсси (1862–1918) был приглашен в Совет директоров Парижской консерватории. Одно из первых поручений ему было связано с заказом на создание двух произведений для кларнета для предстоящих экзаменов. Результатом явилось написание Первой рапсодии, впервые исполненной через год на экзамене в консерватории. Через год Дебюсси оркестровал свою пьесу. Выдающийся представитель музыкального импрессионизма, Дебюсси и в этом сочинении сохраняет верность данному художественному направлению. Он создает выразительную картину природы в ее изменчивом, постоянно меняющемся настроении. Избранный композитором жанр рапсодии — сочинения в свободном, импровизационном стиле, построенном на чередовании разнохарактерных эпизодов — позволяет создать наполненное тончайшими нюансами звуковое полотно, где кларнет, как подлинный певец природы, ведет свою изящную инструментальную песнь.
Йорг Видман (род. в 1973 году) – немецкий композитор и исполнитель-кларнетист, профессор Высшей школы музыки во Фрайберге (Германия). Он считается одним из самых известных представителей молодого поколения современной музыки. Как кларнетист Видман получил образование в Мюнхенской Высшей школе музыки и в Джульярдской школе в Нью-Йорке, композицией занимался у Ханса Вернера Хенце и Вольфганга Рима. Он - автор произведений для музыкального театра (оперы «Эхо», «Монологи для двоих», «Лицо в зеркале»), оркестра («Световой этюд I», «Вольные пьесы», «Песня», «Хор», «Con brio»), им написаны концерты для различных инструментов, камерно-инструментальные и камерно-вокальные сочинения, отличающиеся остросовременным звучанием. Среди его фортепианных сочинений есть, например, соната «Цветы зла» по знаменитому стихотворному сборнику Ш. Бодлера. Исполнительский репертуар Видмана включает произведения Р. Шумана, И. Брамса, А. Берга и др. Он выступил как автор многих сочинений для своего любимого инструмента, среди созданного им - Фантазия для кларнета соло (2006), посвященная учителю Уильфриду Хиллеру. Яркая одночастная пьеса, она раскрывает возможности кларнета как художественного и технически совершенного инструмента.
Итальянский кларнетист и композитор Луиджи Басси известен, в первую очередь, как автор многочисленных фантазий и вариаций для кларнета и фортепиано, в основу которых положены популярные темы из опер итальянских композиторов – Дж. Верди, В. Беллини, Г. Доницетти. «Риголетто», ставшее в 19 веке одной из самых известных итальянских опер, привлекало внимание многих музыкантов, создававших собственные сочинения на его темах; в их числе был и Ф. Лист. В своей Фантазии Басси использует самые известные мотивы оперы, поручая большинство из них солирующему кларнету. Лишь «тему проклятия», звучащую в начале сочинения, композитор отдает фортепиано, поручая кларнету лишь функцию ее отзвука. В результате хорошо известные вокальные мелодии обретают в Фантазии новое тембровое решение.
В 1789 году В.-А. Моцарт пишет Квинтет для кларнета и струнного квартета Ля мажор, предназначая его известному кларнетисту Антону Штадлеру (поэтому сочинение иногда называют «Штадлер-квинтетом»). По сути, это одно из ранних произведений для солирующего кларнета, в то время использовавшегося, главным образом, в качестве оркестрового инструмента. Четырехчастная композиция (1. Allegro (Allegretto). 2. Larghetto. 3. Menuetto. 4. Allegretto con variazioni) является образцом певучего, «кантабильного» стиля композитора, где преобладают лирические интонации, словно продиктованные особенностями кларнетового тембра. К этому сочинению в полной мере можно отнести слова Д. Д. Шостаковича: «Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии».
 
Проф.З.М.Гусейнова
 
 

Фотогалерея концерта

Никита Лютиков

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Никита Лютиков