22
декабря
Пятница
19:00
2023
Стоимость билетов:
500 - 700 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
«Фортепианный марафон»
I отделение

Фортепианный марафон

Й. Гайдн (1732-1809).
Анданте с вариациями для фортепиано фа минор Hob XVII:6
Ф. Шопен (1810-1849).
Два ноктюрна для фортепиано op.48
№1 - до минор, №2 - фа-диез минор
Этюд си минор op.25 №10

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Роман Соснин (фортепиано)

Н. Метнер (1879-1951).
Четыре сказки для фортепиано op.34
№1 «Волшебная скрипка» 
№2 «Когда, что звали мы своим, навек от нас ушло» 
№3 «Леший» 
№4 «Жил на свете рыцарь бедный» 

Четыре сказки для фортепиано op.35
№4 - до-диез минор

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Глеб-Иосиф Романчукевич (фортепиано)
II отделение

Ф. Шопен (1810-1849).
Этюд ля минор op.25 №11

И. Стравинский (1882-1971).
Этюд фа диез мажор op.7 №4

Ф. Шопен (1810-1849).
Полонез-фантазия ля-бемоль мажор op.61

Исполняет – лауреат всероссийских и международных конкурсов
Арина Антоносян (фортепиано)

С. Рахманинов (1873-1943).
Музыкальные моменты для фортепиано op.16
№3 Andante cantabile си минор
№4 Presto ми минор
№5 Adagio sostenuto ре-бемоль мажор
№6 Maestoso до мажор

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Тимофей Владимиров (фортепиано)

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

В обширном фортепианном наследии австрийского композитора Йозефа Гайдна жанр вариаций представлен рядом интересных произведений. В их числе – Анданте с вариациями для фортепиано фа минор, которое часто сопровождают названием «Un piccolo divertimento» («Маленький дивертисмент»). Произведение принадлежит к жанру двойных вариаций (то есть вариаций на две темы). В основу этого созданного в 1793 году сочинения положена сравнительно протяженная тема, разрастающаяся до масштабов самостоятельной пьесы. Она включает два контрастных образа, где основной мелодии с острым пунктирным ритмом (фа минор) противопоставлена лирическая, возникающая в среднем разделе темы-пьесы (фа мажор). Далее следуют всего две вариации, развивающие два этих образа; они завершаются кодой, в которой звучат, но в более энергичном ключе, обе мелодии темы-пьесы
Ноктюрн до минор ор. 48 № 1 выдающегося польского композитора Фридерика Шопена был создан в 1841 году. Он стал одним из самых необычных произведений композитора в данном жанре: мягкая, лирическая «ночная песня» (так переводится слово «ноктюрн») уступает место медленному шествию, возникающему из-за введения в аккомпанементе с самого начала элемента маршевости. Рождающаяся на этом фоне тема – сначала кроткая, слабая, но постепенно приобретающая все более драматичный оттенок – придает всей пьесе характер, значительно отдаляющий ее от первоначального содержания; из салонной пьесы ноктюрн превращается в эмоционально насыщенную звуковую картину, трагичность и безысходность которой блистательно передана в завершающих тактах. Ноктюрн фа диез минор ор. 48 № 2 – более камерный, он наполнен выразительным мелосом, красивыми фигурациями, сложными ритмическими переплетениями. Оба ноктюрна посвящены ученице композитора Лауре Дюпер.
Многие традиционные жанры предстают под пером Ф. Шопена в обновленном виде. Эта тенденция затронула и этюд: обычная техническая пьеса преобразилась в сложнейший жанр, в котором определенная исполнительская задача направлена, в первую очередь, на создание художественного образа. Все 27 этюдов Шопена (они составляют две тетради опусов 10 и 25) пианистически очень сложны и одновременно поэтически возвышенны и разнообразны. Этюд op.25 № 10 являет собой блестящий образец вдохновенно-виртуозного стиля композитора. Этюд оп. 25 № 11 получил у музыкантов название «Зимний вихрь». Здесь словно воссоздана неистовая природная стихия, но над пассажами главенствует грозная тема торжественного марша, проходящая через всю пьесу и близкая по характеру польским песням.
Фортепианная музыка занимает основное место в наследии Николая Карловича Метнера, именно здесь композитором созданы его лучшие произведения – как крупные сочинения, так и миниатюры. Особое место занимают группа из 38 пьес, определяемых композитором как “Сказки”. Несмотря на то, что сказочная тема ярко представлена в русской музыке, собственно фортепианный жанр “Сказка” в то время стал новым. Б. В. Асафьев писал о пьесах Метнера: “Это не сказки изобразительные, и не сказки, иллюстрирующие чьи-то приключения. Это сказки о своих переживаниях — о конфликтах внутренней жизни человека». Композитор создал пьесы драматичные, фантастические, скерцозные, объединяя их в циклы от двух до шести пьес. Четыре сказки оп. 34 композитор создал в 1916 году. Первая сказка «Волшебная скрипка» близка карнавальным образам Р. Шумана. Вторая сказка предваряется эпиграфом из стихотворения Ф. И. Тютчева «Успокоение»: «Когда, что звали мы своим, Навек от нас ушло», определяющим образный строй пьесы. Третья сказка также предваряется ремаркой композитора: «Леший (но добрый, жалобный)», настраивая на соприкосновение с персонажами славянских сказок. Четвертая сказка с эпиграфом «Жил на свете рыцарь бедный» (стихотворение А. С. Пушкина) переводит действие в европейское Средневековье, а сама пьеса близка жанру баллады.
Почти одновременно со Сказками опуса 34 Н. К. Метнером были написаны и Четыре сказки опуса 35. Четвертой из них, включенной в программу концерта, композитор также предпосылает эпиграф, определяющий программу пьесы: «Дуй, ветер, злись, пока не лопнут щеки (Король Лир в поле)». В Сказке воссоздается картина бури, хорошо известная по трагедии У. Шекспира «Король Лир». Композитор убедительно раскрывает как образ Лира, так и картину непогоды, созвучной настроению героя.
В творчестве И. Ф. Стравинского инструментальные пьесы количественно уступают сочинениям других жанров, но по своей значимости, по новизне музыкального языка, по необычности трактовки не уступают другим жанрам. Композитор писал: «Рояль сам по себе находится в центре моих жизненных интересов и служит точкой опоры во всех моих музыкальных открытиях». В 1908 году в своем имении в Устилуге (Волынская губерния) композитор написал Четыре этюда ор. 7, представляющих собой сборник коротких виртуозных фортепианных пьес. Завершающий этот цикл Этюд фа диез мажор по характеру изложения материала, по техническим приемам предвосхищает особую «звонкую ударность» будущего фортепианного «Петрушки».
В поразительном по богатству жанров, многозначности образов, красоте и одухотворенности фортепианном наследии Фредерика Шопена были обозначены многие пути, по которым в дальнейшем развивалась европейская музыкальная культура. Но всегда ведущей в сочинениях композитора оставалась тема его Родины; польские элементы неизменно проникали в разные сочинения Шопена, преломляя мелодии и ритмы национального искусства. Поэтому столь часто композитор обращался к жанру полонеза (польского танца-шествия), представляя его то как блестящую концертную пьесу, то как сдержанный монолог. Особую известность приобрел Полонез-фантазия ор. 61 (1846), в котором важную роль играет фантазийное начало, не раз возникающее в сочинениях композитора (например, Фантазия оп. 49, Экспромт-фантазия оп. 66 и другие произведения). К тому же многое в Полонезе-фантазии, ставшего последним сочинением Шопена в жанре полонеза, роднит его с балладами: вступление, словно вводящее в последующий лирико-драматический раздел, затем постепенное усиление патетического звучания и, наконец, торжество в завершении произведения. Выдающийся пианист Г. Г. Нейгауз, говоря о шопеновских сочинениях, в которых «звучат радость, ликование, благородная человеческая гордость, высокое человеческое достоинство», на первое место ставит именно это сочинение: «Я не знаю ничего более подымающего дух, чем весь конец Полонеза-фантазии».
Фортепианный цикл «Шесть музыкальных моментов» ор. 16 был написан С.В. Рахманиновым в 1897 году и посвящен композитору, этнографу А.В. Затаевичу, работами которого незадолго до этого Рахманинов заинтересовался. Каждая пьеса цикла представляет собой отдельную новеллу, образуя в то же время некую общность: все нечетные пьесы написаны в медленном темпе, все четные — в быстром. Цикл пронизан к тому же сквозными интонациями, объединяющими пьесы. Музыкальный момент № 3 (Andante cantabile, си минор) — драматургический центр цикла, поразительный образец траурно-философского звучания. Разноплановая трактовка фортепиано рождает ощущение многотембровой оркестровой насыщенности: здесь отчетливо слышны то мощные тутти, то сольные речитативы. Контрастом выступает Музыкальный момент № 4 (Presto, ми минор) с его героическими мотивами, дикой, необузданной силой, мощными рахманиновскими фигурациями. Музыкальный момент № 5 (Adagio sostenuto, ре бемоль мажор) близок по настроению, как и № 1, ноктюрну, однако здесь образ ночи гармонично сливается в едином движении с человеческим началом. В Музыкальном моменте № 6 (Maestoso, до мажор) раскрываются черты, сходные с № 4, приближая обе пьесы по художественному решению к знаменитой рахманиновской Прелюдии до диез минор.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин