22
мая
Среда
19:00
2019
Стоимость билетов:
300-350 руб
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 70
Схема проезда
Афиша концерта:
камерный концерт
I отделение

И.С. Бах (1685–1750). Чакона из Партиты №2 для скрипки соло ре минор BWV1004
 
Н. Паганини (1782-1840). Каприс №24 для скрипки соло ля минор op.1
Н. Паганини (1782-1840). Каприс №11 для скрипки соло до мажор op.1
 
Э.Изаи (1858-1931). Соната №3 для скрипки соло ре минор «Баллада» op.7
 
Д.  Шостакович (1906 - 1975). – Д.М. Цыганов (1903-1992).
Прелюдии из цикла «24 прелюдии для фортепиано»
Прелюдия №7 до диез минор
Прелюдия №11 ре бемоль мажор
Прелюдия №12 си бемоль минор
Прелюдия №19 ре минор
П.Чайковский (1840–1893). Вальс-скерцо до мажор ор.34

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Пётр Лундстрем (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков
II отделение

Д. Шостакович (1906 - 1975). Соната для виолончели и фортепиано ре минор оp.40
 
П. Чайковский (1840-1893). Pezzo capriccioso для виолончели и фортепиано си минор  оp.62
 
Р. Щедрин (р.1932) – Г. Зингер (1913-2003). Кадриль из оперы «Не только любовь» (1961)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Сергей Пономарев (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Зульфат Фахразиев

IN ENGLISH

О программе концерта

Чакона, характерная для инструментальной музыки эпохи барокко, представляет собой полифонические вариации на тему, повторяющуюся в басу, верхние голоса при этом разнообразно варьируются. Очень быстро чакона стала составной частью инструментальных циклов, к ней обращался И. С. Бах, включая ее в свои сочинения. Самую большую известность приобрела Чакона из его Партиты № 2 для скрипки соло, отличающаяся особой трагичностью и драматической глубиной. Ее звучание поражало воображение многих музыкантов и поэтов, о ней писала в своих стихах Анна Ахматова, в том числе — в стихотворении «Сон», созданном в 1956 году:
 
А мне в ту ночь приснился твой приезд,
Он был во всем... И в баховской Чаконе,
И в розах, что напрасно расцвели...

 
Никколо Паганини, выдающийся итальянский скрипач и гитарист, композитор, с юных лет начал карьеру виртуоза, одновременно создавая многочисленные сочинения для своего инструмента. К жанру каприсакаприччи» - от итальянского «capricci») он обращается в 1801-1802 годах, сделав его одним из самых известных в скрипичном репертуаре. Созданные Н. Паганини 24 каприса для скрипки соло и в наши дни остаются образцом высшей виртуозности, заложившим основы нового,  романтического исполнительского стиля, в которых столь ярко проявились черты «дьявольского» искусства выдающегося мастера. 24 каприса были единственными скрипичными сочинениями, изданными при жизни автора, все остальные увидели свет только после его смерти. Прообразом Каприсов стал сборник концертов «Искусство скрипки» итальянского скрипача Пьетро Локателли, в котором внимание Паганини привлекли «Каприсы» – своеобразные виртуозные каденции для скрипки соло, написанные к первым и третьим частям каждого концерта. В них Локателли снял многие ограничения исполнительских позиций, дав тем самым возможность виртуозу проявить свои технические возможности. Эти принципы и продолжил Паганини уже в первом своем Каприсе – блистательной виртуозной пьесе, совершившей переворот в области скрипичной выразительности и открывшей новое направление в исполнительском искусстве XIX века.
В программу концерта включены два каприса. Каприс № 24 – одна из самых известных пьес. Сочинение построено как тема с 11–ю вариациями, завершающимися финалом. Каприс № 24 считается одним из самых трудных сочинений скрипичного репертуара, требующих от исполнителя владения многими техническими приемами. И сам Каприс № 24, и его основная тема в дальнейшем подвергались многочисленным обработкам, вдохновляя Ф. Листа, И. Брамса, С. В. Рахманинова и других композиторов на создание собственных сочинений на эту тему Паганини. Каприс № 11 – выразительная пьеса, где крайние медленные части являют собой образец драматичной инструментальной лирики, оттеняемой настроением романтического порыва в среднем разделе.
 
Бельгийский скрипач, дирижер и композитор Эжен Изаи известен как автор восьми скрипичных концертов, Вариаций на тему Паганини, многих пьес, среди которых выделяются Шесть сонат для скрипки соло. Каждую из сонат композитор посвятил кому–либо из известных скрипачей–современников, из них Соната № 3 предназначена крупнейшему румынскому скрипачу и композитору Джордже Энеску (1881–1955), с которым Э. Изаи был очень дружен. Он предпосылает Сонате № 3 программное название «Баллада», подчеркивая образную связь развернутой одночастной пьесы со старинными народными преданиями. Здесь во вступлении создается мистическое звучание, сменяющееся далее адским вихрем злобных сил. Д. Энеску с благодарностью и преклонением воспринял посвящение; хорошо известны его слова, сказанные в адрес автора сонаты: «Изаи принадлежит к тем, чья гениальность зачеркивает мелкие слабости. Конечно, я не во всем с ним согласен, но мне никогда не приходило в голову противопоставлять свои взгляды взглядам Изаи. С Зевсом не спорят!».
 
Прелюдии для фортепиано ор. 34 были написаны Д. Д. Шостаковичем в период с 30 декабря 1932 года по 2 марта 1933 года. Идея сочинения обуславливалась желанием композитора, с одной стороны, представить в рамках 24-частного цикла галерею разнообразных художественных образов и ситуаций, с другой — объединить их, вслед за Ф. Шопеном и А. Н. Скрябиным, традиционным тональным кругом, где любая пьеса вытекает из предыдущей и переходит в последующую. В каждой из 24-х прелюдий композитор словно стремится передать пестроту жизненных впечатлений: нежное чувство, сарказм, драматическую сценку, для каждой находит свои приемы выразительности и жанровые модели. 19 прелюдий из цикла были переложены для скрипки и фортепиано выдающимся скрипачом, профессором Московской консерватории Д. М. Цыгановым. В программу концерта включены четыре разнохарактерные миниатюры из данного цикла переложений.
 
Блестящая концертная пьеса П. И. Чайковского «Вальс-скерцо» (ор. 34) была написана в 1877 году. Композитор посвятил ее своему ученику по консерватории скрипачу Иозефу Котеку. Яркий тематизм, виртуозная техника, бравурные пассажи, требующие от солиста блестящего владения инструментом – и при этом яркая образность, идущая от излюбленного композитором жанра вальса. В средний раздел пьесы композитор вводит лирический эпизод, оттененный выразительными, драматически взволнованными интонациями.
 
В середине 1930-х годов Д. Д. Шостакович активно работает в области инструментальной музыки, создавая сочинения разных жанров, каждое из которых открывает новые грани его удивительного таланта. Среди произведений выделяется Соната для виолончели и фортепиано ор. 40, созданная в 1934 году, любимая не только исполнителями и слушателями, но и отмечаемая самим композитором, как один из лучших его камерно-инструментальных опусов. По традиции тех лет Д. Д. Шостакович опубликовал в одном из номеров «Красной газеты» за 1934 год свой «Творческий отчет», в котором писал о новом сочинении: «В отношении “чистоты языка” мне представляется некоторым достижением виолончельная соната. Надо категорически провести грань между простотой и упрощенчеством. Нечего греха таить — иной раз понятие простоты подменяется упрощенчеством. Музыкальный язык приобретает ясность и выразительность не только в силу необыкновенной “благозвучности” сочетаний, но прежде всего от того, что автор данного произведения отчетливо и глубоко ставит перед собой идейные и эмоциональные задачи».
«Классичность», «благозвучие», «ясность музыкального языка» действительно стали отличительными чертами Виолончельной сонаты, единственной в творчестве Д. Д. Шостаковича. Четырехчастный, близкий к романтическому, цикл (1. Allegro non troppo. 2. Allegro. 3. Largo. 4. Allegro) раскрывает сугубо личные, почти исповедальные настроения автора в разных их проявлениях — от сосредоточенного размышления до шутливости и непосредственности. Соната очень богата яркими, выразительными мелодиями, которые обращают на себя внимание в каждой из частей, а прекрасная тема побочной партии в первой части вообще считается одной из самых красивых лирических мелодий Шостаковича. Светлая по настроению, лишенная трагичных оттенков, Соната словно раскрывает истинный облик 28-летнего композитора. Сочинение посвящено В. Л. Кубацкому, который отредактировал партию виолончели и 25 декабря 1934 года впервые исполнил Сонату в ансамбле с автором в Малом зале Ленинградской филармонии.
 
Количественно небольшое виолончельное наследие П.И. Чайковского включает, тем не менее, ряд художественно значительных произведений, к числу которых относится небольшая концертная пьеса Пеццо-каприччиозо pezzo» в переводе с итальянского означает «фрагмент»), созданная в 1887 году. Композитор посвятил ее своему ученику и другу виолончелисту А. А. Брандукову, который стал ее первым исполнителем. Пьеса является одним из самых светлых сочинений Чайковского, раскрывающих тонкий лиризм и глубокие человеческие чувства.
 
Опера «Не только любовь» была написана Р. К. Щедриным в 1961 году. В основе сочинения — рассказы С. Антонова о жизни колхозного села, поэтому столь велика в музыке роль народной песни в ее традиционном и современном звучании. Хотя композитор определил характер оперы как лирический, очень большую роль в ней играют комические элементы, в числе которых — знаменитая Кадриль. Она составляет основу второй сцены оперы («Колхозная самодеятельность»), и композитор с тонким, добродушным юмором передает звучание деревенского оркестра, играющего подчас нескладно и фальшиво. Позднее был сделан ряд переложений этого номера для различных инструментов, в том числе — для виолончели и фортепиано.
Проф. З.М. Гусейнова
 

Кассы и билеты

Вход на творческие встречи - бесплатный, по аккредитации.

А билеты на концерты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин