22
апреля
Среда
15:00
2015
Стоимость билетов:
Вход свободный
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Португалия, Фуншал, о. Мадейра, Rua do Til, 69
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+351 291773218
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
совместно с Представительством Россотрудничества в Португалии
I отделение

к 175-летию П.И.Чайковского

И.Стравинский (1882-1971). Па-де-де из Дивертисмента «Поцелуй феи» 
С.Прокофьев (1891-1953). Пять мелодий op.35 bis 
Andante – Lento, ma non troppo – Animato, ma non allegro – Allegretto leggero e scherzando – Andante  ma non troppo
 
М. де Фалья (1876-1946). Испанская народная сюита 
Мавританская шаль – Колыбельная – Песня – Поло – Астуриана – Хота
 
П.Чайковский (1840-1893). Размышление op.42 №1, Мелодия op.42 №3 
П.Чайковский (1840-1893). Вальс-скерцо op.34 
 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Дмитрий Смирнов (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Людмила Набок
II отделение

М.Мусоргский (1839-1881). "Ночь на Лысой горе"
(транскрипция Андрея Дубова)
П.Чайковский (1840-1893). "Раздумье", оp.72 № 5
П.Чайковский (1840-1893). "Времена года", op.37 bis
Август -  Сентябрь -  Октябрь
И.Стравинский (1882-1971). Три фрагмента из балета "Петрушка"
Русская – У Петрушки - Масленица

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Андрей Дубов (фортепиано)

Концерт организован в сотрудничестве с РЦНК в Португалии 
в рамках "Дней Российской культуры" на о. Мадейра

IN ENGLISH

 

О программе концерта

В 1928 году, в память о П.И. Чайковском И. Ф. Стравинский создал балет-аллегорию «Поцелуй феи» по сказке Г. X. Андерсена «Ледяная дева» («Снежная королева»). В Предисловие автор указал: «Я посвящаю этот балет памяти Петра Чайковского, отчасти потому, что вижу родство его музы с феей этой аллегории. Муза точно также отметила великого артиста своим роковым поцелуем, таинственная печать которого ощутима во всех его творениях». Стравинский не просто посвятил свое сочинение Чайковскому, он также использовал ряд его тем: романсы «Колыбельная в бурю», «Нет, только тот, кто знал» и «Зимний вечер», мотивы из Баллады Томского, «Детского альбома», «Спящей красавицы» и другие. Темы Чайковского в «Поцелуе феи» Стравинский преобразовывал уже в своем стиле, выделяя небольшие обороты и произвольно сопоставляя их. Позднее Стравинский сделал несколько обработок балета, создав в том числе в 1947 году для фортепиано. Он включает следующие части: I. Увертюра. II. Швейцарские танцы. III. Скерцо. IV. Па-де-де: Адажио. V. Вариации. VI. Кода.
 
Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева открыло одну из самых ярких страниц мировой музыкальной культуры ХХ века. Автор множества сочинений разнообразных жанров, создатель нового направления в музыке, Прокофьев оказал мощное влияние на искусство отечественных и зарубежных композиторов–современников.
Пять мелодий для скрипки и фортепиано С. С. Прокофьева представляют собой транскрипцию его «Пяти песен без слов» для голоса с фортепиано, созданную композитором в Париже в 1925 году. Свои пьесы Прокофьев посвятил друзьям — скрипачам Сецилии Ганзен (№ 2), Йозефу Шигети (№ 5) и Павлу Коханскому, который принял активное участие в переработке цикла (№№ 1, 3, 4). Утонченные и изящные, истинно французские по настроению и образному решению, Мелодии передают парижские впечатления композитора.
 
Испанская тема закономерно проходит красной нитью через все творчество Мануэля де Фальи, многие его сочинения посвящены образам Испании и ее фольклора: кукольная опера «Балаганчик маэстро Педро», симфонические произведения «Ночи в садах Испании», «Семь испанских народных песен», Симфоническая сюита для фортепиано с оркестром и проч. Испанская народная сюита, написанная для скрипки и фортепиано в 1915 году, включает шесть частей, в каждой из которых используются темы фольклорных песен и танцев: I. Мавританская шаль; II. Колыбельная; III. Песня; IV. Поло; V. Астуриана; VI. Хота. Обработку Сюиты выполнил польский скрипач П. Кочанский. Сюита, опираясь на разные темы, представляет собой как бы музыкальное путешествие по историческим областям Испании.
 
 «Размышление» - первая в цикле из трёх пьес для скрипки и фортепиано «Воспоминание о дорогом месте», написанном П.И. Чайковским летом 1878 года. «Дорогим местом» для композитора стало Браилово - украинское имение Надежды Филаретовны фон Мекк, где гостил Чайковский. «Размышление» («Meditation») первоначально предназначалось композитором в качестве второй части Скрипичного концерта, позднее замененной «Канцонеттой». Элегичность высказывания, благородство звучания, отличающее медленные пьесы Чайковского, проявляются и здесь, в полной мере раскрывая программный замысел автора.
Три скрипичные пьесы П.И. Чайковского – «Вальс-скерцо» (ор. 34), «Размышление» и «Мелодия» из цикла «Воспоминание о дорогом месте» (ор.42 № 1 и № 2) создавались в один период. Написаны они были, вероятно, по просьбе ученика Чайковского по консерватории, скрипача Иозефа Котека. Мягкая лирическая миниатюра, построенная на выразительной, бесконечно льющейся мелодии, передает богатые оттенки возвышенного чувства. Д. Д. Шостакович отмечал: «Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие». 
Блестящая концертная пьеса «Вальс-скерцо» была написана в 1877 году. Композитор посвятил ее своему ученику по консерватории скрипачу Иозефу Котеку. Яркий тематизм, виртуозная техника, бравурные пассажи, требующие от солиста блестящего владения инструментом, – и при этом яркая образность, идущая от излюбленного композитором жанра вальса. В средний раздел пьесы Чайковский вводит лирический эпизод, оттененный выразительными, драматически взволнованными интонациями.
 
 В письмах Мусоргский отмечал: «Иванова ночь на Лысой горе» — вещица крещеная. Насколько меня память не надувает, ведьмы собирались на эту гору, сплетничали, шашничали и поджидали набольшего — Satan. По его приезде, они, то есть ведьмы, образовали круг около трона, на котором восседал, в виде козлища, набольший, и воспевали ему славу. Когда сатана достаточно в ярость приходил от ведовской славы, то открывал своим приказом шабаш... Так я и сделал... Форма и характер моего сочинения российски и самобытны. Тон его горячий и беспорядочный. В сущности, шабаш начинается с появления бесенят, потому что поганая слава входила по сказаниям в состав шабаша, но я назвал (в содержании) эпизоды отдельно для большей легкости запечатления музыкальной формы, так как она нова. Иванову Ночь я написал очень скоро, прямо набело в партитуре, писал я ее около 12-ти дней. За Ивановой ночью ночь не спал и окончил работу как раз в канун Иванова дня,— так и кипело что-то во мне, просто не знал, что со мной творится, то есть знал, да этого не нужно знать, а то зазнаешься.
В Шабаше я сделал оркестр разбросанным раз­личными партиями, что будет легко воспринять слу­шателю, так как колориты духовых и струнных со­ставляют довольно ощутительные контрасты. Думаю, что характер Шабаша именно таков, то есть разбросанный в постоянной перекличке, до окончатель­ного переплетения всей ведовской сволочи; так, по крайней мере, Шабаш носился в моем воображении».
 
В 1893 году, незадолго до кончины, П. И. Чайковский создал свое последнее фортепианное сочинение —  цикл «18 пьес ор.72», состоящий из программных разнохарактерных миниатюр, которые сопроводил названиями. Они дают возможность ощутить своеобразную биографичность пьес («Далекое прошлое», «Нежные упреки», «Элегическая песнь»), мимолетные ощущения («В манере Шумана», «В манере Шопена»), танцевальные сценки («Пятидольный вальс», «Мазурка для танцев»). Одной из самых известных в цикле стала пьеса «Раздумье» («Méditation»), построенная на теме, близкой по характеру русской народной песне. Композитор раскрывает тончайшие оттенки мелодии, используя все богатство гармонических и полифонических приемов. Поражает нюансировка пьесы: Чайковский использует динамический диапазон от рррр до fff, стремясь детализировать каждый выразительный штрих миниатюры.
В концерте прозвучат фортепианные сочинения П. И. Чайковского, объединенные одним опусом 37. Известный фортепианный цикл «Времена года», состоящий из 12-ти характеристических картин, соответствующих 12-ти месяцам года, был заказан композитору в 1875 году издателем журнала «Нувеллист» Н. М. Бернардом, с которым сотрудничал Чайковский. Бернардом же были предложены и названия пьес, которые композитор ввел в цикл. При издании в журнале пьесам были также предпосланы поэтические эпиграфы.
Создавая свои цикл, Чайковский запечатлевал столь близкие его сердцу образы природы и поэтичные картинки. Пьесы не были рассчитаны на внешнюю эффектность и виртуозность, они, скорее, стремились раскрыть душевные переживания человека, сопричастного природе и тонко ее воспринимающего. Композитор в передаче образов природы и человеческих ощущений использует различные художественные приемы. В «Песне жаворонка», например, введены звукоподражательные форшлаги, передающие птичий щебет; образ цветка в «Подснежнике»  передается легким вальсовым ритмом; тонкие колористические приемы призваны передать необычность состояния в пьесе «Белые ночи»; картинность «Баркаролы» создается почти зримыми звуковыми образами; элегичность «Осенней песни» словно раскрывает особую красоту золотой русской осени. Другая группа пьес — это яркие жанровые зарисовки, среди которых представлена буйная «Масленица», удалая «Песня косаря», энергичная «Жатва», динамичная «Охота». Картинность и в то же время высокая духовность звучания отмечается в пьесе «На тройке», а обрамляется цикл январской сценкой «У камелька» и праздничной картинкой «Святки».
 
Балет «Петрушка» был написан Игорем Федоровичем Стравинским в 1911 году по заказу организатора «Русских сезонов» за границей С. П. Дягилева и в расчете на возможности его блистательной балетно-оперной труппы. Балет - стилизация народного балаганного действа - был поставлен в Париже в том же 1911 году, и позднее автор сделал фортепианное переложение трех фрагментов сочинения - 1. «Русская» 2. «У Петрушки» 3. «Масленица». Стравинский намеренно ввел в сочинение нарочито банальные фольклорные мелодии, преимущественно городского происхождения, которые убедительно передают особенности народного гулянья.

Фотогалерея концерта

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин