500 - 700 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
"Краски мелодии"
И. Брамс (1833-1897).
Соната №1 для виолончели и фортепиано ми минор op.38
М. Регер (1873-1916).
Прелюдия и Жига из Сюиты №2
для виолончели соло ре минор op.131c/2
С. Рахманинов (1873-1943) – А. Князев
Прелюдия соль-бемоль мажор op.23 №10
(переложение для виолончели)
Данила Владыко (виолончель)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Тимофей Доля
II отделение
Р. Шуман (1810-1856).
Три пьесы-фантазии для кларнета и фортепиано op.73
Э. Бозза (1905-1991).
"Буколика" для кларнета и фортепиано (1949)
К. Дебюсси (1862-1918).
Первая рапсодия для кларнета и фортепиано
соль-бемоль мажор L.116
Ш.-М. Видор (1844-1937).
Интродукция и рондо для кларнета и фортепиано op.72
Филипп Создателев (кларнет)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
О программе концерта
Соната ми-минор для виолончели и фортепиано op. 38 выдающегося немецкого композитора Иоганнеса Брамса была написана в 1862-65 годах. Три ее части (I. Allegro non troppo. II. Allegretto quasi menuetto. III. Allegrо) обнаруживают характерные черты произведений композитора: мужественность звучания, сдержанность высказывания, выразительность и пластичность фактуры, тонкое знание природы инструментов. Внешне спокойная первая часть, в которой, однако, временами слышны трагические оттенки, сменяется менуэтом. Придавая данной части черты старинного танца, композитор в действительности создает выразительную лирическую пьесу, подчас приобретающую драматический оттенок. Особенно вдохновенно звучит средняя часть – трио, концентрирующая основные черты выразительной брамсовской мелодики. Энергичный финал становится достойным завершением сложного, многопланового цикла.
Макс Регер — немецкий композитор, органист, дирижер, в творчестве которого соединились черты неоклассицизма и романтизма, в некоторых своих произведениях в определенной мере продолжил традиции И.С. Баха. В 1915 году Регером были написаны Три сюиты для соло виолончели, оp. 131c, воскрешающие традицию сочинений для сольного струнного инструмента, но претворяющие ее уже в условиях музыки ХХ века. Из них Вторая сюита ре минор решена композитором как четырехчастный цикл, где от старинных танцев осталась, в частности, Жига (четвертая часть), далеко ушедшая от своих прообразов. Даже первая часть Прелюдия переосмыслена в цикле – это не лаконичное вступление, а развернутая пьеса в медленном темпе (Largo), эмоционально насыщенная, со сложным гармоническим решением.
Фортепианное наследие С. В. Рахманинова охватывает сочинения разных жанров, и в каждом из них композитор проявил себя как безусловный новатор. Жанр прелюдии представлен у С. В. Рахманинова в двух опусах (№ 23 и № 32) и в отдельных сочинениях. В прелюдиях нашли отражение несказанное образное богатство, особое русское «слышание» окружающего мира, великолепный пианизм музыканта. С. В. Рахманинов преобразует прелюдии, и многие его творения — уже не миниатюры, по своим масштабам они приближаются к развернутым пьесам, близким фантазии. Выразительная Прелюдия соль-бемоль мажор отличается особым изяществом, фактурной выразительностью и темой, наделенной матовой «виолончельной» звучностью. Поэтому так естественно Прелюдия воспринимается в переложении для виолончели и фортепиано, осуществленном известным виртуозом Александром Князевым.
Немецкий композитор и пианист Роберт Шуман принадлежит к числу самых выдающихся представителей музыкального романтизма первой половины XIX века. Автор многих инструментальных и вокальных сочинений, он открыл новое направление в истории европейской музыки. П.И.Чайковский писал об искусстве своего времени: «Можно с уверенностью сказать, что музыка второй половины века составит в будущей истории искусства период, который грядущие поколения назовут шумановским». Среди многочисленных сочинений немецкого композитора особое место занимают произведения для фортепиано, в которых он выступает как один из создателей современного направления. Романтическое начало связано как с содержанием пьес, так и их исполнением. Особой темой в произведениях Шумана становятся «фантазии», проявляющиеся в циклах разнохарактерных пьес и иногда сопровождаемые автором названиями (как в фортепианном цикле «Карнавал»), иногда – характеристикой настроений, как в Трех фантастических пьесах op. 73, где миниатюры соединены по принципу контраста. 1. Zart und mit Ausdruck (Нежно и с выражением) 2. Lebhaft, leicht (Оживленно, легко) 3. Rasch, mit Feuer (Скоро, с огнем). Созданный в 1849 году, цикл существует во многих инструментальных версиях, где сольная партия поручается не только кларнету, но и другим инструментам.
Известный французский композитор, дирижер, педагог Эжен Боцца – воспитанник Парижской консерватории, которую он окончил, получив первые премии по классам скрипки, дирижирования, композиции. Он приобрел известность, благодаря своим операм, балетам, симфоническим произведениям. Наибольшую же популярность ему принесли камерно-инструментальные сочинения, главным образом, для духовых инструментов, в которых Бозза продолжал традиции великих французских композиторов-импрессионистов, в первую очередь, К. Дебюсси; среди них – Баллада для бас-кларнета и фортепиано, Соната для гобоя и фортепиано, Сонатина для брасс-квинтета и многое другое. Программная одночастная пьеса «Буколика» раскрывает характерную для композитора пасторальную тему из жизни простых пастухов. Тембр кларнета как нельзя больше подходит для воссоздания картин сельской жизни – это и мирный пейзаж, и лирическая зарисовка, и жанровая сценка.
В 1909 году Клод Дебюсси был приглашен в Совет директоров Парижской консерватории. Одно из первых поручений ему было связано с заказом на создание произведений для кларнета для предстоящих экзаменов. Результатом явилось написание Первой рапсодии, впервые исполненной через год на экзамене в консерватории. Позднее Дебюсси оркестровал свое сочинение. Выдающийся представитель музыкального импрессионизма, Дебюсси и в этом опусе сохраняет верность художественному направлению. Он создает выразительную картину природы в ее изменчивом, постоянно меняющемся настроении. Избранный композитором жанр рапсодии — сочинения в свободном, импровизационном стиле, построенном на чередовании разнохарактерных эпизодов — позволяет создать наполненное тончайшими нюансами звуковое полотно, где кларнет, как подлинный певец природы, ведет свою изящную инструментальную песнь.
Шарль-Мари Видор — известный французский композитор, органист. Он много лет преподавал в Парижской консерватории, совмещая педагогику с должностью органиста в одном из парижских храмов. Созданные им сочинения для органа в значительной степени повлияли на произведения других жанров, несущие на себе отпечаток тембрового богатства и выразительности фактуры. К ним относятся написанные Ш.-В. Видором в 1898 году Интродукция и Рондо для кларнета и фортепиано ор.72, предназначенные для программы одного из конкурсов. Концертный жанр «Интродукция и Рондо» получил особое распространение в творчестве французских композиторов, художественным образцом для которого послужили созданные в 1863 году знаменитые Интродукция и Рондо-каприччиозо для скрипки и фортепиано К. Сен-Санса. Сочинение Ш.-М. Видора образует крупный двухчастный цикл, где Интродукция выполняет роль развернутого вступления, а Рондо — блестящей концертной пьесы, в которой перед солистом открываются богатые возможности для раскрытия художественно-образных и виртуозно-технических особенностей инструмента. Композитор посвящает сочинение Сирилу Розу, профессору Парижской консерватории по классу кларнета.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин