21
декабря
Среда
19:00
2016
Стоимость билетов:
300-600 рублей
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

И.С.Бах (1685-1750). Концерт для гобоя с оркестром соль минор BWV 1056R
Б.Мартину (1890-1959). Концерт для гобоя с оркестром H.353

Солист – лауреат международных конкурсов
Андрей Годик (гобой)
II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

А. Лядов (1855-1914). "Волшебное озеро"  ор.62

С.Танеев (1856-1915). Канцона для кларнета и струнного оркестра
А.Шабо (р. 1976). Фантазия на темы балета П.Чайковского "Щелкунчик" для кларнета с оркестром

Солист – лауреат международных конкурсов
Никита Лютиков (кларнет)

Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Дирижер – Игорь Манашеров

IN ENGLISH

 

О программе концерта

Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах — один из величайших представителей мировой музыкальной культуры. Его творчество, охватившее практически все музыкальные жанры своего времени, ознаменовало расцвет стиля музыкального барокко. Среди сочинений Баха важное место занимают концерты для клавесина, открывающие новую страницу в музыке барокко. Они не только были самостоятельными сочинениями; на основе клавесинных концертов Бах создавал новые сочинения для различных инструментов. Особенно «повезло в этом отношении»Концерту для клавесина № 5 фа минор, созданному в 1730-х годах: на его основе появились Концерт для скрипки и Концерт для гобоя; позднее материал будет включен автором также в одну из кантат. Но ни одна из версий не была простым переложением первоначального текста, Бах каждый раз создавал словно бы новое сочинение, учитывая иные акустические и технические возможности солирующего инструмента. Поэтому любое из сочинений воспринимается сейчас как самостоятельное, словно написанное именно для данного инструмента. Концерт для гобоя завоевал особую популярность у исполнителей и слушателей, традиционная последовательность частей здесь наполняется новыми смысловыми оттенками — и все это в рамках почти камерного звучания. Драматическая первая часть (в Концерте нет авторского указания характера и темпа, в первоначальной же клавесинной версии оно было выписано: Allegro moderato) сменяется нежнейшим, песенным Largo, мелодию которого Бах очень любил. Стремительное Presto завершает сочинение, раскрывая блестящее дуэтное состязание солирующего инструмента и выразительного оркестра.
Известный чешский композитор XX века Богуслав Мартину в своем творчестве прошел сложный путь развития.С детства слышавший народные песни, он навсегда сохранил их отзвуки в сочинениях многих жанров.Последующее обучение Б. Мартину в Париже, общение с современными французскими музыкантами определили влияние на его музыку сочинений И. Ф. Стравинского и знаменитой «Шестерки». Б. Мартину работал в разных жанрах, создав несколько опер («Женитьба», «Ариадна»), балет «Шпаличек», симфонии и оратории. Композитор очень часто обращалсяк жанру концерта, написав сочинения для разных инструментов и развивая традиции concerto grosso с традиционным последованием частей. Концерт для гобоя с оркестром был написан Б. Мартину в 1955 году. В трехчастной композиции умеренно-быстрая первая часть (Moderato) сменяется песенно-лирической второй (Poco andante), за которой следует драматическая третья (Poco allegro), включающаявиртуозную каденцию. Музыка Концерта пронизана интонациями чешских песен с их мягкой, искренней лирикой. Особый ладогармонический строй, тонкие аккордовые нюансы придают звучанию особую свободу и черты импровизационности. Б. Мартину формирует необычное соотношение партий оркестра и солиста, наделяя каждую из нихвыразительной функцией, то драматически противопоставляя их, то соединяя в слитном звучании.
Сказочную картинку для оркестра «Волшебное озеро» Анатолий Константинович Лядов закончил в 1908 году. Композитор оставил интересное свидетельство о замысле сочинения: «Знал я одно такое — ну, простое лесное русское озеро, и в своей незаметности и тишине особенно красивое. Надо было почувствовать, сколько жизней и сколько изменений красок, светотеней, воздуха происходило в непрестанно изменчивой тиши и кажущейся неподвижности! Начал я искать описания вот такого подходящего мне озера в русских народных сказках. Искал, искал, чтобы опереться. Но не любят русские сказки останавливать действие и ход сказа на описаниях явлений природы вот так, как нужно было мне для музыки: движения будто нет, а мысль — все время, и порой будто совсем уходит. Все останавливается, всякое шуршание. Нет, оказывается, что-то где-то копошится. Вдруг скользнул ветер...». Это высказывание не стало программой сочинения, но обозначенные композитором образы обрели одно из самых красивых в русской музыкальной культуре музыкальных воплощений.А. К. Лядов тончайшей звукописью достигает почти импрессионистического эффекта: легкая зыбь передается колышущимися фигурациями инструментов струнной группы, мерцание звезд — стаккато флейт и «стеклянным» звучанием челесты. В пьесе нет ярко выраженных мелодий или драматического развития, слушатели словно погружаются в волшебную звуковую атмосферу, почти реально ощущая дыхание водной глади. 
Канцона для кларнета и струнного оркестра была написана известным композитором, учеником и другом П. И. Чайковского Сергеем Ивановичем Танеевым в 1883 году, когда музыкант еще делал только первые шаги на композиторском поприще. Канцона (в переводе с итальянского — песня) как самостоятельный жанр, первоначально вокальный, впоследствии стал также инструментальным, сохранив свою песенную природу и всегда опираясь на выразительную мелодию. Уже завоевав известность, С. И. Танеев еще раз обратится к этому жанру, создавроманс на стихи Данте «Канцона XXXII». Канцона для кларнета представляет собой выразительную лирическую пьесу, где первая тема близка баркароле — песне венецианского гондольера, и она будет господствовать на протяжении всего произведения. Звучание кларнета, насыщенное разноплановыми виртуозно-техническими приемами, передает мельчайшие оттенки возвышенного чувства.
Александр Шабо — французский кларнетист, солист оркестра Национальной оперы в Париже, участник известного «Вандомского квартета» («Квартета Вандомской площади»). Ансамбль был создан в 2002 году, по замыслу его организаторов, для исполнения музыки разных стилей и направлений. Участники квартета активно создавали аранжировки сочинений композиторов разных стран, в том числе русских — С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича. Среди популярных сочинений А. Шабо выделяется «Фантазия на темы балета П. И. Чайковского “Щелкунчик”» для кларнета с оркестром, основанная на прекрасных темах сочинения — Марше, Вальсе и прочих.

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Андрей Годик