18
октября
Среда
19:00
2023
Стоимость билетов:
500 - 700 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

И.С. Бах (1685-1750).
Аллеманда и Куранта
из Партиты ля минор для флейты соло BWV 1013 

Ф. Пуленк (1899-1963).
Соната для флейты и фортепиано FP164

З. Карг-Элерт (1877-1933).
Чакона из цикла «30 каприсов для флейты соло» ор.107

Дж. Энеску (1881-1955).
Cantabile и Presto для флейты и фортепиано (1904)

С. Рахманинов (1873-1943) – Ю. Должиков.
Вокализ  ор.34 №14
(переложение для флейты и фортепиано)

П. Таффанель (1844-1908).
Фантазия на темы из оперы
Вебера "Вольный стрелок" (1876)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Петр Худоногов (флейта)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова
II отделение

Н. Паганини (1782-1840).
Каприс №17 ми-бемоль мажор для скрипки соло op.1 

Э. Григ (1843–1907).
Соната №3 для скрипки и фортепиано до минор op.45

И. Фролов (1937–2013).
Концертная фантазия на темы из оперы Дж. Гершвина
«Порги и Бесс» op.19

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Анна Савкина (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Александр Ключко

IN ENGLISH

О программе концерта

В творчестве выдающегося немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха жанр партиты (итальянское название сюиты) встречается довольно часто. Композитор и его современники использовали термин «партита» для обозначения разнообразных инструментальных циклов, в том числе и для флейты соло. Партита обычно включает пять традиционных частей: Аллеманда (немецкий медленный танец), Куранта (французский спокойный танец), Сарабанда (испанский танец, с XVII века постепенно распространявшийся в Европе), а в завершении – Жига и Чакона. Однако в созданной в 1723 году Партите ля минор для флейты соло композитор несколько отступает от традиционной схемы: в четырехчастной сюите после Сарабанды звучит Бурре — постепенно распространившийся в европейских странах танец французского происхождения с острым ритмом.  В концерте прозвучат две первые части цикла.
 
В творческом наследии Франсиса Пуленка — французского композитора, пианиста, критика, одного из музыкантов знаменитой французской «Шестерки», большое место занимают сочинения для духовых инструментов. Созданная Ф. Пуленком в 1956 году Соната для флейты и фортепиано (I. Allegro мalinconico. II. Cantilena. III. Presto giocoso) предназначалась для флейтиста Ж.–П. Рампаля. Не очень быстрая первая часть с ее несколько меланхолическим оттенком сменяется певучей Кантиленой, и лишь энергичная третья часть вносит элемент живости и веселья. Соната, сразу получившая известность, яркая и насыщенна по звучанию, сложная по технике и образному решению, до сих остается одной из самых исполняемых флейтовых сонат. Композитор писал: «Моя музыка — это мой портрет», подчеркивая тем самым автобиографичность многих своих сочинений, в том числе данной сонаты.
 
Зигфрид Карг-Элерт – известный немецкий органист и композитор, создатель многочисленных сочинений, профессор Лейпцигской консерватории, активно участвовавший в современной музыкальной жизни страны. Однако в 1935 году, уже после смерти композитора, его творчество подверглось в нацистской Германии запрету, наряду с другой «неарийской музыкой». К числу наиболее часто исполняемых сочинений З. Карга-Элерта принадлежат «Шестьдесят шесть хоральных импровизаций для органа» (1909) и особенно «Тридцать каприсов для флейты» (1918) — цикл изящных миниатюр, широко используемый в настоящее время в обучении начинающих флейтистов. Последний номер цикла определен автором как Чакона, то есть жанр, популярный в музыке со времен эпохи барокко и представляющий собой полифонические вариации на неизменную тему. З. Карг-Элерт в Чаконе использует предельно простой четырехзвучный напев по тонам нисходящего тетрахорда в объеме четырех тактов, который фактурно развивается в 16-ти вариациях, везде сохраняя первоначальный объем. Лишь заключительная 17-я вариация занимает восемь тактов, выполняя функцию яркой каденции в пьесе
 
Инструментальный диптих «Кантабиле и Престо» для флейты и фортепиано был создан румынским композитором Джордже Энеску в 1904 году. Яркий композиторский талант, блистательное исполнительское дарование, незаурядные дирижерские способности сделали Энеску самым крупным музыкантом своей страны, посвятившим ей многие свои сочинения. Девизом композитора были слова: «Цель искусства — вести людей вперед, по пути к лучшему … сколько я буду жить, я буду петь!». Двухчастная концертная композиция «Кантабиле и Престо», построенная на интонациях народных румынских напевов, соединяет разнохарактерные пьесы, где солирующая флейта и вторящее ей фортепиано раскрывают лирическое песенное и активное плясовое начало. Произведение посвящено французскому флейтисту Клоду Таффанелю.
 
«Вокализ» С.В. Рахманинова — пьеса для голоса без слов — была создана композитором в 1912 году как последняя из 14 песен вокального опуса 34. Композитор посвятил ее известной певице А.В. Неждановой. Бесконечная, невыразимо прекрасная песенная тема, лишенная слов, оказалась способной только своим звучанием передать оттенки нежного, выразительного лирического признания. Пьеса существует во множестве переложений, и в каждом случае она приобретает дополнительные оттенки, все более и более раскрывающие ее глубокий лирический подтекст.
 
Поль Таффанель принадлежит к числу известнейших исполнителей 19 века. Рецензент одной из современных музыканту газет писала: «Его талант флейтиста выявляется столь полно, что виртуозность господина Таффанеля выглядит поистине универсальной. Он и впредь останется признанным, неподражаемым мастером, подобно Паганини флейты». Среди сочинений композитора особое признание завоевала Большая концертная фантазия на темы «Вольного стрелка». Популярная опера К.-М. фон Вебера шла на многих сценах Европы и горячо принималась публикой. Таффанель создал на основе ее ведущих тем развернутую концертную пьесу, по сути, передав событийный ряд оперы и продемонстрировав многогранные возможности инструмента.
 
К жанру каприса («каприччи» — от итальянского capricci) Паганини обращается в 1801-1802 годах, сделав его одним из самых известных в скрипичном репертуаре. Созданные композитором 24 каприса для скрипки соло и в наши дни остаются образцом высшей виртуозности, заложившим основы нового, романтического исполнительского стиля, в которых столь ярко проявились черты «дьявольского» искусства выдающегося мастера. 24 каприса были единственными скрипичными сочинениями, изданными при жизни автора, все остальные увидели свет только после его смерти.
Прообразом каприсов стал сборник концертов «Искусство скрипки» итальянского скрипача Пьетро Локателли, в котором внимание Паганини привлекли «Каприсы» — своеобразные виртуозные каденции для скрипки соло, написанные к первым и третьим частям каждого концерта. В них Локателли снял многие ограничения исполнительских позиций, дав тем самым возможность виртуозу проявить свое техническое мастерство. Эти принципы и продолжил Паганини, вырабатывая собственный исполнительский стиль и развивая оригинальные технические приемы. В сегодняшнем концерте прозвучит Каприс № 17. Данная пьеса в полной мере соответствует термину «капризный», сочетая разные приемы виртуозной техники.
 
Работу над Третьей сонатой для скрипки и фортепиано до минор классик норвежской музыки Эдвард Григ завершил в январе 1887 года, и уже первые исполнения сочинения в ряде европейских городов, прошедшие с невероятным успехом, продемонстрировали его высокую одухотворенность и художественную значимость. Композитор трактует традиционную трехчастность цикла в характерной для него манере: крайние активные части обрамляют пленительную среднюю, которую сам автор определил как «Романс». В Сонате многое продиктовано бетховенскими традициями, в частности, знаменитой Аппассионатой, обозначение которой Григом введено в характеристику первой части (Allegro molto ed appassionato). Но композитор и здесь сохраняет приверженность своим творческим принципам: лиричность побочной партии, успокоение в разработке уравновешивают драматизм основного образа. Вторая часть (Allegretto espressivo alla RomanzaAllegro molto) основана на протяженной выразительной теме, отдельные интонации которой напоминают знаменитую «Песню Сольвейг». И здесь для Грига важным становится введение контрастного образа: в середине Романса звучит раздел, построенный на теме народного норвежского танца — халлинга. Третья часть (Allegro animato) возвращает звучание героических образов, ее суровая мужественность подчеркивает общий образный строй Сонаты. Композитор посвятил ее немецкому живописцу Францу фон Ленбаху (1836-1904), написавшему портрет жены композитора.
 
Игорь Александрович Фролов — известный российский скрипач, ученик Д. Ф. Ойстраха, лауреат многих Международных конкурсов, профессор Московской консерватории. Написанная им Концертная фантазия на темы из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс» для скрипки и фортепиано завоевала особую популярность у слушателей: выразительные мелодии оперы обретают в концертной обработке новое звучание. Масштабная пьеса состоит из нескольких разделов, в каждом из которых  использована одна из мелодий оперы. Особое внимание уделяется известной теме Колыбельной Клары («Summertime»), интонации которой проходят через все произведение. Автор активно вводит у скрипки и фортепиано эпизоды импровизационного характера, построенные на традиционных приемах афро-американского джаза.

проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин