18
мая
Среда
19:00
2016
Стоимость билетов:
200-250 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
общедоступный концерт
I отделение

Дж. Россини (1792-1868). Увертюра к опере "Сорока-воровка"

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Н.Рота (1911-1979). Концертный дивертисмент для контрабаса с оркестром

Солист – лауреат международных конкурсов
Евгений Рыжков (контрабас)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

П.И.Чайковский (1840-1893). Концерт №1 для фортепиано с оркестром  ор.23

Солист – лауреат международных конкурсов
Арсений Мун (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

Джоакино Россини уже в течение более двух столетий остается одним из самых любимых оперных композиторов, блистательный «Севильский цирюльник» которого сохраняет и доныне статус одной из самых исполняемых во всем мире. Все свои оперы Россини, как известно, написал за первые 20 лет творчества. «Сорока–воровка», созданная в 1817 году в жанре оперы-семисериа, сочетает «серьезные» и комедийные элементы. Ее содержание сводится к следующему: служанка Нанетта хочет спасти жизнь отца, дезертировавшего из армии и разыскиваемого полицией. Неожиданно ее обвиняют в краже хозяйского серебра, ей угрожает смертная казнь. Подлый судья, чьи любовные притязания отвергнуты Нанеттой, утверждает приговор. В последнюю минуту невиновность Нанетты доказана: мальчик Пиппо находит серебро, похищенное ручной сорокой, и девушка спасена. Увертюра оперы по характеру тесно связана с ее основными образами и раскрывает основной конфликт; по сути, она остается ныне единственным исполняемым номером из всего сочинения. Благодаря мелодической и оркестровой яркости, забавная и драматическая одновременно, Увертюра стала одной из излюбленных симфонических пьес мирового репертуара.
Имя итальянского композитора Нино Рота в сознании большинства слушателей связывается с его музыкой к кинофильмам. Рота выступил соавтором многих творений Ф. Феллини, но особую известность ему принесла музыка к кинофильму «Крёстный отец» Ф. Копполы. Однако профессиональным музыкантам хорошо известны сочинения Рота в академических жанрах, среди которых — оперы (например «Торквемада»), балеты (например, «Amor di poeta», специально написанный для Мориса Бежара), очень много оркестровых и инструментальных сочинений, среди них — Большой концертный дивертисмент для контрабаса с оркестром (период работы композитора над сочинением охватывает 1968–1973 годы). Сочинения для солирующего контрабаса сравнительно редки в мировой музыкальной литературе. Как правило, обращение композитора к произведениям такого типа связано с творчеством какого-либо выдающегося контрабасиста, для которого композиторы пишут и которому посвящают свои опусы. К числу таких ярких исполнительских фигур принадлежит один из ведущих контрабасистов Италии второй половины ХХ века — Франко Петракки (р. 1937). Он был известен профессионалам и слушателям как блестящий солист–виртуоз и как дирижер. Восхищаясь мастерством исполнителя, Н. Рота посвятил ему свое сочинение для контрабаса. Написанный в жанре, близком к инструментальному концерту, Концертный дивертисмент, однако, содержит и новые черты. Дивертисмент (в переводе с французского — увеселение, развлечение) предполагает свободную трактовку каждой из частей, и Нино Рота в каждом из трех разделов создает свободные фантазии на темы: маршевую в первой части; лирическую, ариозную — во второй; активную, динамичную — в третьей. Богатый мелодический стиль композитора, так ярко проявившийся в музыке для кино, обнаруживает себя и здесь; Концертный дивертисмент, избежавший влияния авангардистских течений ХХ века, сохраняет традиционно итальянские музыкальные звучания. Контрабас при таком художественном решении оказывает вполне созвучен общему строю сочинения; его эпизоды (сольные и в соединении с оркестром) привносят особый оттенок — строгий, негромкий, проникновенный.
Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского си-бемоль минор (1875) безоговорочно может быть отнесен к числу самых исполняемых в мировой музыкальной практике сочинений. Сейчас даже трудно себе представить, что в свое время он вызвал непонимание со стороны Н.Г. Рубинштейна, которому собирался посвятить новое произведение Чайковский и который объявил концерт «непригодным для исполнения». Первым исполнителем Концерта (это произошло в США, в Бостоне) стал Ганс фон Бюлов — выдающийся немецкий пианист, ученик Ф. Листа, которому и посвящено сочинение. В России же первым исполнителем Концерта был С.И. Танеев. В одном из писем он назвал произведение первым русским фортепианным концертом.
В своем сочинении Чайковский использовал несколько народных тем, в том числе украинских. В первой части Концерта (Allegro non troppo e molto maestoso) в главную партию он ввел напев лирников, который слышал на Украине. Финал Концерта (Allegro con fuoco) композитор построил также на украинской плясовой песне «Выйди, выйди, Иваньку». По воспоминаниям брата Модеста Ильича Чайковского, во вторую часть Концерта (Andantino semplice. Prestissimo. Tempo primo) композитор ввел французскую песню, которую часто напевали его младшие братья.
Сочинение Чайковского принадлежит к числу самых светлых и самых торжественных среди все фортепианных концертов. Открывающие первую часть Концерта мощные аккорды, яркая гимническая тема, звучащие и у оркестра, и у солиста, создают тот особый, приподнятый характер, который сохраняется на протяжении всей части, оттеняясь другими темами. Вторая (медленная) часть привносит лирический нюанс, возникающий благодаря теме, напоминающей колыбельную. Финал Чайковский традиционно решает как картину всеобщего веселья, хоровод народно-жанровых мелодий, логично венчающий Концерт.
Проф.З.М.Гусейнова
 
 

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин