17
апреля
Среда
19:00
2019
Стоимость билетов:
350-400 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

В.А. Моцарт (1756-1799). Концерт №3 для скрипки с оркестром KV216

Солист – лауреат международных конкурсов
Леонид Железный (скрипка)

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Дж. Россини (1792-1868). Интродукция, тема и вариации
для кларнета с оркестром си-бемоль мажор
 

Солист – лауреат международных конкурсов
Никита Лютиков (кларнет)
II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Л.ван Бетховен (1770-1827). Концерт №4 для фортепиано с оркестром op.58

Солистка – лауреат международных конкурсов
Елизавета Украинская (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Алим Шахмаметьев

IN ENGLISH

О программе концерта

Вольфганг Амадей Моцарт – один из самых блистательных композиторов мирового музыкального искусства, представитель венской классической школы; его творчество определило пути развития музыки на все последующие времена. Моцарт работал во многих музыкальных жанрах, в каждом из них достигнув небывалых высот. Он выступил, среди прочего, и как создатель классической формы концерта для солирующего инструмента с оркестром, написав множество сочинений для разных инструментов, отражающих блестящее мастерство Моцарта-симфониста и раскрывающих художественные и технические возможности инструмента. Пять концертов для скрипки с оркестром были написаны девятнад­цатилетним композитором в течение одного 1775 года. Они отражают стремительный взлет исполнительского искусства Моцарта. О его высоком уровне свидетельствуют строки из письма Леопольда Моцарта к сыну: «Ты сам не подозреваешь, как ты хорошо играешь на скрипке; стоит тебе самому себя оценить по достоинству, стоит тебе вложить в свою игру отделку, сердечность и дух, право, ты был бы первым скрипачом в Европе». Моцарт, блестяще овладевший искусством скрипичной игры, формирует во всех концертах, в том числе и в Концерте №3, классическую трехчастную структуру. В концерт входит сонатное аллегро (Allegro), лирическая медленная часть (Adagio) и заключительное рондо (Rondo. Allegro), что позволяет композитору опираться на интонации бытовой и танцевальной музыки. Красота и изящество тем, смена разнохарактерных эпизодов, яркое импровизационное начало, художественное совершенство сольной партии определили существенные черты Концерта №3, вошедшего в золотой фонд современного скрипичного репертуара.
 
Имя Джоаккино Россини в истории европейской музыки традиционно связывают с его лучшими образцами в жанре комической оперы, и блистательный «Севильский цирюльник», созданный в 1816 году, остается до наших дней одним из самых исполняемых сочинений. Все свои оперы Россини, как известно, написал за первые 20 лет творчества, последующие же почти 40 лет композитор почти ничего не создавал, лишь изредка обращаясь к инструментальным, хоровым и вокальным произведениям. «Оперный» же период деятельности ознаменовался у Россини созданием произведений и в других жанрах. Среди них выделяется Интродукция и тема с вариациями для кларнета с оркестром си-бемоль мажор. Это произведение написано в 1819 году. Оно в полной мере несет на себе отпечаток виртуозного стиля композитора: медленная Интродукция (Andante sostenuto) ассоциируется с вступлениями к операм; Тема (Аllegretto) предстает как сложная виртуозная ария, претерпевающая в вариациях многочисленные изменения и появляющаяся каждый раз в обновленном виде.
 
Жанр инструментального концерта обозначен в творчестве Л. ван Бетховена пятью концертами для фортепиано с оркестром, одним скрипичным концертом и тройным концертом для скрипки, виолончели и фортепиано. Созданный в 1808 году, Четвертый концерт для фортепиано с оркестром был тогда же исполнен автором. Современный критик Рейхардт отметил «необычайную трудность» сочинения, исполнение же Бетховена он определил как «удивительное совершенство и предельную виртуозность». Это было последнее публичное выступление Бетховена в качестве пианиста: надвигавшаяся глухота заставила музыканта отказаться от концертных выступлений. Четвертый концерт выделяется среди других подчеркнутой лиричностью содержания, богатством тематизма, особой слитностью партий солиста и оркестра. Особенно выразительна первая часть (Allegro moderato), начинающаяся тихой звучностью партии солиста, словно устанавливающей особую атмосферу сочинения. Завершающая данную часть каденция солиста сохранилась в двух авторских версиях 1809 года, но многие последующие пианисты добавляли собственные каденции, в их числе – К. Шуман, Ф. Бузони и др. Образный строй второй части (Andante con moto) во многом продиктован художественным полотном, на котором изображен Орфей, усмиряющий фурий. Третья часть (Rondo: vivace) создает атмосферу народного праздника, на протяжении которого господствует танцевальная стихия. Концерт посвящен архиепископу Рудольфу, покровителю Л. ван Бетховена.
Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин