16
октября
Среда
19:00
2019
Стоимость билетов:
400-800 руб
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
симфонический концерт
I отделение

Э. Блох (1880-1959).
Еврейская рапсодия для виолончели с оркестром "Шеломо" B.39
М. Брух (1838-1920). Kol Nidrei, op.47

Солист – лауреат международных конкурсов
Александр Рамм (виолончель)
II отделение

П.​Чайковский (1840-1893)​.
Концерт №1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор op. 23

Солист – лауреат международных конкурсов
Мирослав Култышев (фортепиано)

Симфонический оркестр государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга

Художественный руководитель и главный дирижер – Народный артист России, Александр Чернушенко

Дирижер – лауреат международных конкурсов Станислав Кочановский

IN ENGLISH

О программе концерта

Искусство швейцарско-американского композитора Эрнеста Блоха в значительной степени связано с еврейской тематикой. Она проявляется в его «Трех еврейских поэмах» для оркестра (1913), в различных сочинениях, воссоздающих стиль еврейской музыки, среди которых — симфония № 2 «Израиль» (1916), «Три картины из жизни хасидов» (1923) и другие сочинения. К их числу принадлежит и Еврейская рапсодия для виолончели с оркестром «Шеломо» («Соломон»), написанная в 1916 г. В своем сочинении Блох стремится к воссозданию образной сферы музыки древнего народа, он наделяет солирующую виолончель функцией человеческого голоса и поручает ей высказывание самых сокровенных мыслей и чаяний. Избранный композитором жанр рапсодии  — свободного одночастного сочинения с чертами импровизационности — дает возможность автору разносторонне раскрыть основной образ произведения. Э. Блох посвящает свой опус известному британскому виолончелисту, выходцу из России Александру Барянскому и его супруге, скульптору Катрин. Знакомство с виолончелистом и его вдохновенная игра на знаменитом инструменте Страдивари стали отправной точкой в истории создания Рапсодии для виолончели с оркестром «Шеломо».
 
Творчество известного немецкого композитора и дирижера Макса Бруха по своему стилю принадлежит к позднеромантической традиции и включает сочинения разных жанров, в том числе произведения для хора и оркестра. В них проявляется характерная для автора мелодическая выразительность и богатство полифонических и гармонических приемов, яркая инструментальная палитра, стройность форм. Среди опусов композитора, сохраняющих известность и в наши дни, остаются его опера «Лорелея» (1863) и Концерт № 1 для скрипки с оркестром (1868). Одним из самых же известных сочинений Бруха является написанное им в 1880 году по заказу еврейской общины Ливерпуля Adagio для виолончели с оркестром «Kol Nidrei». Название пьесы в переводе с древнего арамейского языка означает «Все Обеты» — это молитва, читаемая в синагоге в начале вечерней службы. В основу произведения положена еврейская мелодия; скорбная по характеру, она определяет основное трагическое настроение и подчеркнутую экспрессивность сочинения, дополняясь в процессе развития звучанием другим тем. Композитор посвятил «Kol Nidrei» первому исполнителю Роберту Хаусману.
 
Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского си-бемоль минор (1875) безоговорочно может быть отнесен к числу самых исполняемых в мировой музыкальной практике сочинений. Сейчас даже трудно себе представить, что в свое время он вызвал непонимание со стороны Н.Г. Рубинштейна, которому собирался посвятить новое произведение Чайковский и который объявил концерт «непригодным для исполнения». Первым исполнителем Концерта (это произошло в США, в Бостоне) стал Ганс фон Бюлов — выдающийся немецкий пианист, ученик Ф. Листа, которому и посвящено сочинение. В России же первым исполнителем Концерта был С.И. Танеев. В одном из писем он назвал сочинение первым русским фортепианным концертом.
В своем сочинении Чайковский использовал несколько народных тем, в том числе украинских. В первой части Концерта (Allegro non troppo e molto maestoso) в главную партию он ввел напев лирников, который слышал на Украине. Финал Концерта (Allegro con fuoco) композитор построил также на украинской плясовой песне «Выйди, выйди, Иваньку». По воспоминаниям брата Модеста Ильича Чайковского, во вторую часть Концерта (Andantino semplice. Prestissimo. Tempo primo) композитор ввел французскую песню, которую часто напевали его младшие братья.
Сочинение Чайковского принадлежит к числу самых светлых и самых торжественных среди всех фортепианных концертов. Открывающие первую часть Концерта мощные аккорды, яркая гимническая тема, звучащие и у оркестра, и у солиста, создают тот особый, приподнятый характер, который сохраняется на протяжении всей части, оттеняясь другими темами. Вторая (медленная) часть привносит лирический нюанс, возникающий благодаря теме, напоминающей колыбельную. Финал Чайковский традиционно решает как картину всеобщего веселья, хоровод народно-жанровых мелодий, логично венчающий Концерт.
 
Профессор З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин