15
августа
Среда
19:00
2018
Стоимость билетов:
300 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 70
Схема проезда
Афиша концерта:15aug18_a1
камерный концерт
К Международному Дню Молодёжи
I отделение

И.С.Бах (1685-1750). Соната №6 для флейты и фортепиано BWV 1035 
З. Карг-Элерт (1877- 1933). Соната для флейты соло «Аппассионата» (1917)
С.Прокофьев (1891-1953). Соната для флейты и фортепиано ре мажор op.94

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Диляра Тазиева (флейта)
Партия фортепиано – дипломант международных конкурсов Наталья Фролова
II отделение

И.С.Бах (1685-1750). Adagio и Fuga из Сонаты для скрипки соло №1 BWV 1001
Н.Паганини (1782-1840). Каприс №24 
Э.Григ (1843-1907). Соната №3 для скрипки и фортепиано до минор ор.45
К.Шимановский (1882-1937). Ноктюрн и Тарантелла ор.28
 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Деннис Гасанов (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Николай Саратовский

IN ENGLISH

О программе концерта

Иоганн Себастьян Бах был и остается одним из величайших представителей мировой музыкальной культуры. Его творчество, включившее практически все музыкальные жанры своего времени, ознаменовало расцвет стиля музыкального барокко. Выдающийся полифонист, создатель новой вокально-хоровой школы, крупнейший мастер в области инструментальной музыки, Бах опередил свое время, достигнув подлинных высот во всех жанрах.
Значение духовых инструментов в творчестве И.С. Баха велико. Композитор широко использовал их в своих сочинениях, поручая им передачу важнейших эмоционально-образных и драматургических элементов. Особенно ярко это проявилось в камерно-инструментальном наследии И.С. Баха, где представлены и произведения для флейты, в том числе – шесть флейтовых сонат, написанных в Кётенский период в 1717-1723 годах. Они стали важной вехой в истории флейтового исполнительского искусства, хотя диапазон сольного инструмента здесь еще сравнительно небольшой. Соната № 6  включает четыре небольших части. Первая медленная часть (Adagio ma non tanto) несет черты галантного менуэта; быстрая вторая часть (Allegro) построена на незамысловатой теме, в непрерывном движении развивающейся у солирующей флейты; третья часть (Sicilianа) сохраняет выразительные особенности итальянского танца, связанного с пасторальными образами; быстрый виртуозный финал (Allegro assai) насыщен украшениями, словно расцвечивающими выразительную флейтовую партию.
Произведения для скрипки занимают сравнительно небольшое по объему место в наследии И. С. Баха, но каждое из них, в первую очередь сочинения для скрипки соло, имеет непреходящую ценность. Все сочинения демонстрируют значительное расширение выразительных и технических возможностей инструмента. Соната № 1 g-moll в четырех частях (IAdagio IIFuga /Allegro/ IIISiciliana IVPresto) обнаруживает нетрадиционное решение сонатного цикла. В концерте прозвучат первая и вторая части сочинения. Здесь медленная первая часть, выполняющая функцию прелюдии, подготавливает вступление многоголосной фуги, демонстрирующей полифоническое мастерство композитора.
Зигфрид Карг-Элерт – известный немецкий органист и композитор, автор многочисленных сочинений, профессор Лейпцигской консерватории, активно участвовавший в современной музыкальной жизни страны. Однако в 1935 году, уже после смерти композитора, его творчество подверглось в нацистской Германии запрету, наряду с другой «неарийской музыкой», и лишь позднее произведения композитора снова стали включаться в концертные программы. К числу наиболее известных сочинений З. Карга-Элерта принадлежат «Шестьдесят шесть хоральных импровизаций для органа» (1909), «Тридцать каприсов для флейты» (1918) — цикл изящных миниатюр, широко используемый в настоящее время в обучении начинающих флейтистов, и конечно, Соната для флейты соло, которую автор сопроводил указанием «Аппассионата» (1917). Яркое романтическое сочинение, одночастная Соната раскрывает богатый спектр музыкально-художественных оттенков и дает возможность исполнителю продемонстрировать труднейшие технические приемы
Соната для флейты и фортепиано была написана С. С. Прокофьевым в 1943 году, но, несмотря на работу в военные годы, композитор создает светлое, оптимистичное произведение. Соната — это виртуозное, изящное, очень красивое сочинение, звучание которого всецело обусловлено возможностями флейты. Художественный строй Сонаты оказался созвучен многим опусам Прокофьева; здесь слышны отголоски балета «Ромео и Джульетта», оперы «Война и мир» и других произведений. В Сонате лирическое начало господствует в первой части (Moderato), и затем оно предстает в третьей части (Andante), контрастом по отношению к ним обеим возникает вторая часть (Скерцо), наполненная столь характерными для Прокофьева гротесковыми интонациями. Стремительный финал (Allegro con brio) драматургически и эмоционально завершает сочинение. Позднее композитор сделал редакцию этой Сонаты для скрипки и фортепиано.
К жанру каприса («каприччи» — от итальянского capricci) Паганини обращается в 1801-1802 годах, сделав его одним из самых известных в скрипичном репертуаре. Созданные композитором 24 каприса для скрипки соло и в наши дни остаются образцом высшей виртуозности, заложившим основы нового, романтического исполнительского стиля, в которых столь ярко проявились черты «дьявольского» искусства выдающегося мастера. 24 каприса были единственными скрипичными сочинениями, изданными при жизни автора, все остальные увидели свет только после его смерти.
Прообразом каприсов стал сборник концертов «Искусство скрипки» итальянского скрипача Пьетро Локателли, в котором внимание Паганини привлекли «Каприсы» — своеобразные виртуозные каденции для скрипки соло, написанные к первым и третьим частям каждого концерта. В них Локателли снял многие ограничения исполнительских позиций, дав тем самым возможность виртуозу проявить свое техническое мастерство. Эти принципы и продолжил Паганини, вырабатывая собственный исполнительский стиль и развивая оригинальные технические приемы. В сегодняшнем концерте прозвучит одна из самых известных пьес — Каприс № 24. Сочинение построено как тема с 11–ю вариациями, завершающихся финалом. Каприс считается одним из самых трудных сочинений скрипичного репертуара, требующих от исполнителя владения многими техническими приемами. И сам Каприс, и его основная тема в дальнейшем подвергались многочисленным обработкам, вдохновляя Ф. Листа, И. Брамса, С. В. Рахманинова и других композиторов на создание собственных сочинений на тему Паганини.
Работу над Третьей сонатой для скрипки и фортепиано до минор классик норвежской музыки Эдвард Григ завершил в январе 1887 года, и уже первые исполнения сочинения в ряде европейских городов, прошедшие с невероятным успехом, продемонстрировали его высокую одухотворенность и художественную значимость. Композитор трактует традиционную трехчастность цикла в характерной для него манере: крайние активные части обрамляют пленительную среднюю, которую сам автор определил как «Романс». В Сонате многое продиктовано бетховенскими традициями, в частности, знаменитой Аппассионатой, обозначение которой Григом введено в характеристику первой части (Allegro molto ed appassionato). Но композитор и здесь сохраняет приверженность своим творческим принципам: лиричность побочной партии, успокоение в разработке уравновешивают драматизм основного образа. Вторая часть (Allegretto espressivo alla Romanza — Allegro molto) построена на протяженной выразительной теме, отдельные интонации которой напоминают знаменитую «Песню Сольвейг». И здесь для Грига важным становится введение контрастного образа: в середине Романса звучит раздел, построенный на теме народного норвежского танца — халлинга. Третья часть (Allegro animato) возвращает звучание героических образов, ее суровая мужественность подчеркивает общий образный строй Сонаты.
Известный польский композитор ХХ века Кароль Шимановский родился в Тимошовке (бывшей Херсонской губернии в России) в образованной, интеллигентной семье. Его отец и брат были пианистами, сестра — певицей, художницей и поэтессой. Музыкальное образование К. Шимановский получает в школе своего дяди Густава Нейгауза (отца выдающегося советского пианиста Генриха Нейгауза) в Елизаветграде, позднее — в Варшавской консерватории. В творчестве Шимановского тесно сплелись польские, украинские, русские национальные корни, обогащенные мощным влиянием европейских традиций, в том числе импрессионизма и конструктивизма. Диптих Ноктюрн и Тарантелла для скрипки и фортепиано композитор создает в 1915 году, демонстрируя владение приемами современного музыкального письма и отказываясь от традиционной трактовки обеих программных пьес. Ноктюрн, начинаясь как лирическая картина ночи, очень скоро дополняется чертами скерцо, контрастирующими с драматическими эпизодами. Тарантелла, возникающая непосредственно вслед за первой пьесой, приобретает образ стремительной дьявольской пляски. Сочинение К. Шимановский посвятил своему другу Августу Иваньскому.
 
Проф. З.М. Гусейнова
 

Кассы и билеты

Вход на творческие встречи - бесплатный, по аккредитации.

А билеты на концерты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин