14
февраля
Среда
19:00
2018
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
камерный концерт
«Время шедевров»
I отделение

И.С.Бах (1685-1750). Grave и Fuga из Сонаты №2 для скрипки соло BWV 1003
Н.Паганини (1782 - 1840). Каприс №4 для скрипки соло до минор  
Э.Изаи (1858-1931). Соната №6 для скрипки соло ми мажор ор.27/6
С.Рахманинов (1873-1943) - Я. Хейфец (1901-1987) «Маргаритки»
Р.Шуман (1810-1956)- Ф.Крейслер (1875-1962).
Фантазия для скрипки и фортепиано до мажор ор.131

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Степан Стариков (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Алексей Мельников
II отделение

Р.Шуман (1810-1856). «Крейслериана» ор.16
С.Прокофьев(1891-1953). 4 этюда для фортепиано, ор.2
 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Алексей Мельников (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

В наследии Иоганна Себастьяна Баха особое место занимают произведения для скрипки, тем более, что с игры на этом инструменте начиналось обучение музыкебудущего композитора, а позднее первой его официальной должностью было место скрипача в капелле герцога Саксен-Веймарского. Для скрипки Бахом создавались концерты, камерно-инструментальные сочинения, а также три сонаты и три партиты для скрипки соло, сочиненные в 1720 году. Вторая соната ля минориз этого цикла включает четыре части —Grave, Fuga, Andante, Allegro, где две первые образуют небольшой внутренний цикл. Бах здесь остается верен себе: яркой, динамичной фуге он предпосылает вступительную часть – медленную масштабную пьесу, определяющую эмоциональный строй всего сочинения.
Никколо Паганини, выдающийся итальянский скрипач и композитор, с юных лет начал карьеру виртуоза, одновременно создавая многочисленные сочинения для своего инструмента. К жанру каприса («каприччи» – от итальянского capricci) он обращается в 1801-1802 годах, сделав его одним из самых известных в скрипичном репертуаре. Созданные Паганини 24 каприса для скрипки соло и в наши дни остаются образцом высшей виртуозности, заложившим основы нового, романтического исполнительского стиля, в котором столь ярко проявились черты «дьявольского» искусства выдающегося мастера. В сегодняшнем концерте прозвучит Каприс № 4 (Maestoso), построенный на соединении торжественно-драматических и лирических эпизодов.
Бельгийский скрипач, дирижер и композитор Эжен Изаи известен как автор восьми скрипичных концертов, Вариаций на тему Паганини, многих пьес, среди которых выделяются Шесть сонат для скрипки соло. Каждую из сонат композитор посвятил кому-либо из известных скрипачей–современников. Последняя, Шестая соната предназначалась испанскому музыканту Мануэлю Кироге (1892-1961). В своем сочинении Изаи обобщил опыт сольной скрипичной сонаты, идущий от И. С. Баха, и воплотил замысел в форме стройного одночастного сочинения, близкого к жанру концерта. Композитор не раз говорил: «Искусство — результат совершенного сочетания мыслей и чувств», это качество отличает и его Шестую сонату.
В 1916 году С. В. Рахманинов создает вокальный цикл ор. 38, который был назван им «Шесть стихотворений для голоса и фортепиано». Одна из самых выразительных миниатюр цикла — третий романс «Маргаритки» на стихи Игоря Северянина. Нежная, трогательная, почти воздушная мелодия романса обрела новые оттенки в его авторском переложении для фортепиано–соло сначала в 1922, а позднее – в 1940 году. Не менее известна скрипичная версия романса,сделанная известным скрипачем Я. Хейфецем, которая вошла в репертуар многих виртуозов мира.
Среди последних сочинений Роберта Шумана — его Фантазия До мажор ор. 131, написанная в 1853 году и посвященная композитором другу, скрипачу Иозефу Иоахиму. Любимый Шуманом жанр фантазии, к которому он обращался на протяжении всей творческой жизни, получил блестящее воплощение в виде дуэта скрипки и оркестра. Масштабная одночастная композиция словно соединяет в себе столь характерные для композитора образы романтического порыва и мягкой лирики, отстраненного покоя и безысходной грусти. Австрийским скрипачом и композитором Фрицем Крейслером позднее была сделана свободная по стилю транскрипция Фантазии для скрипки и фортепиано, обозначившая новый, усложненный тип виртуозного звучания инструментального дуэта. 
1830-е годыизвестны как самый яркий период в жизни и творчестве Роберта Шумана. В это десятилетие им написан целый ряд фортепианных произведений, среди которых выделяется цикл «Крейслериана», завершенный в 1838 году. Своему сочинению композитор дал подзаголовок «Фантазия для фортепиано», во многом благодаря тому, что замысел цикла возник под впечатлением сборника новелл Э. Т. А. Гофмана «Фантастические пьесы в манере Калло», где Шумана привлек образ чудаковатого идеалиста, капельмейстера Крейслера, живущего только идеями искусства. Но главным для Шумана оставалась тема Клары Вик – его будущей жены, которой он писал: «В “Крейслериане” главную роль играешь ты и мысль о тебе». Ответ Клары был не менее вдохновенным: «Как прекрасна эта вещь, как много здесь юмора и в то же время таинственности. Меня изумляет твоя душа, все новое в ней». Цикл «Крейслериана» состоит из восьми пьес–новелл, где каждая объединяет в себе несколько эпизодов. Программный замысел обусловил, с одной стороны, относительную самостоятельность каждой из пьес и одновременно их единство, возникающее благодаря музыкально-композиционным связям. Композитор выстраивает номера по принципу образного контраста, определяющего особенности музыкально–выразительного решения каждой из них; энергичные эмоциональные пьесы №№ 1, 3, 7, словно олицетворяющие хорошо известное по «Карнавалу»бурное «флорестановское» начало, чередуются с нежно–лирическими №№ 2, 4, 6, напоминающими мягкий голос Эвсебия. Цикл объединяется микроинтонацией – нисходящим ходом на малую секунду, возникающим в теме каждой пьесы и разнообразно варьирующимся на протяжении всего сочинения. Поразительна тщательная работа Шумана над пьесами «Крейслерианы», где композитор сам обозначал малейшие изменения темпа и характера каждой из пьес.
Богатое фортепианное наследие С. С. Прокофьева включает сочинения многих жанров — сонаты, программные и непрограммные фортепианные циклы, скерцо, токкаты и, конечно, этюды, трактованные в соответствии с шопеновской традицией как образно–выразительные и технически–виртуозные пьесы. Многие ранние сочинения С. С. Прокофьева критически оценивались публикой, но Четыре этюда для фортепиано, ор. 2, написанные  в 1909 году, сразу стали популярными. Новый тип динамичного прокофьевского пианизма с его волевой импульсивностью, подчас агрессивной токкатностью ворвался в русскую музыку, обозначив необычную по силе и привлекательности образную сферу. Этюд № 1(d-moll, Allegro) отражает волевые, патетические образы, демонстрируя столь значимые для композитора и пианиста приемы non legat'ной игры. Лирический Этюд № 2(e-moll, Moderato) во многом продолжает традицию шопеновско-скрябинского пианизма с его прозрачной фортепианной фактурой. Этюд № 3(c-moll, Andante semplice) — оригинальная по звучанию, эмоционально сдержанная пьеса, с контрастными сменами темпа, где почти хоральная звучность одних эпизодов чередуется со скерцозными сценами. Этюд № 4(c-moll, Presto energico) былособенно любим композитором, он часто исполнял его в своих концертах. Внутренняя энергия пьесы, богатые технические возможности музыкального текста и столь привлекательная в искусстве С. С. Прокофьева образы дикой «скифской» силы сделали Этюд достойным финалом всего цикла. Друг композитора Н. Я. Мясковский писал о Четырех этюдах: «Вот сочинения, от которых веет первобытной силой и свежестью.Прекрасные этюды эти полны причудливой фантастики, то мягкого, но бодрящего лиризма, то жгучей иронии, то, наконец, могучей порывистости...».
 
Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин