13
ноября
Среда
19:00
2019
Стоимость билетов:
300-700 руб
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
камерный концерт
I отделение

И. Альбрехтсбергер (1736-1809).
Концерт для альтового тромбона и фортепиано си-бемоль мажор (1769)

П. Чайковский (1840-1893) – А. Лобиков.
Ария Онегина из оперы «Евгений Онегин»
(Переложение для тромбона и фортепиано)
 
П. Чайковский (1840-1893) – К. Линдберг.
Романс Полины из оперы «Пиковая дама»
(Переложение для тромбона и фортепиано)
 
Ж.-М. Дефэй (р.1932). «В стиле Дебюсси» 
 
С. Шулек (1914-1986).
Соната для тромбона и фортепиано «Глас архангела Гавриила»
 
Э. Кук (1916-1985). «Боливар»

 

Исполняет – Лауреат XVI международного конкурса им. Чайковского
Алексей Лобиков (тромбон)

Л. Бернстайн (1918-1990). Соната для кларнета и фортепиано 

И. Стравинский (1882-1971). Три пьесы для кларнета соло
 
И. Брамс (1833-1897).
Соната для кларнета и фортепиано ми-бемоль мажор op.120№2

 

Исполняет – лауреат международных конкурсов, стипендиат Санкт-Петербургского Дома музыки и Акционерного Банка «Россия»
Никита Лютиков (кларнет)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

IN ENGLISH

О программе концерта

Иоганн Георг Альбрехтсбергер — известный австрийский композитор, органист, музыковед и музыкальный педагог. Он общался с Йозефом Гайдном, долгие годы работал органистом; в разное время у него учились К. Черни и Л. Бетховен. И. Г. Альбрехтсбергер создавал духовные и светские сочинения разных жанров, он был известен как автор 26 месс, ораторий, произведений для органа и клавира, теоретических трудов по композиции. Концерт для альтового тромбона с оркестром был создан композитором в 1769 году. В нем удивительным образом сочетаются черты музыкального барокко и классицизма. Светлая, подвижная первая часть (Allegro moderato) с красивой сольной каденцией сменяется выразительным галантным Andante. Венчающий Концерт быстрый финал (Allegro moderato) поражает своими жизнелюбием и активностью. В сегодняшнем концерте сочинение прозвучит в переложении для альтового тромбона и фортепиано.
Выдающиеся оперные сочинения П. И. Чайковского не раз становились источником вдохновения для музыкантов-инструменталистов, создававших переложения отдельных номеров для различных инструментов. Знаменитая ария Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом» из первого действия в переложении для тромбона в полной мере сохраняет характерные черты сдержанного мужского монолога. Необычно переложение для тромбона женского Романса Полины «Подруги милые», однако скорбный характер оперного номера, его пророческий оттенок как нельзя лучше передаются тембром тромбона.
Жан–Мишель Дефей – представитель современного французского музыкального искусства, известный пианист, композитор, аранжировщик. В Парижской консерватории он занимался в классе знаменитой Нади Буланже. Творчество Ж.–М. Дефея тесно связано с тромбоном, он выступил автором многих сочинений, где этот инструмент представлен в различных ансамблях. Известность получили его сочинения для тромбона и фортепиано, где Дефей намеренно воссоздает стиль выдающихся композиторов прошлого – «В стиле Баха» (1990), «В стиле Шумана» (2000), «В стиле Вивальди» (2002), «В стиле Стравинского» (2005). В сегодняшнем концерте прозвучит еще одна пьеса из этого своеобразного цикла – «В стиле Дебюсси», написанная в 2001 году, где своеобразный стилевой портрет великого французского композитора создается остросовременными музыкальными средствами.
Степан (Стьепан) Шулек — один из самых известных хорватских композиторов, сделавший национальную музыку достоянием европейского искусства. Выпускник Национальной музыкальной академии в Загребе по классу скрипки, он вскоре приобрел известность не только как участник струнного квартета, но также как дирижер и композитор. Его перу принадлежат сочинения разных жанров: две оперы, восемь симфоний целый ряд инструментальных сочинений, где ярко проявились неоклассицистские черты. Соната для тромбона «Глас архангела Гавриила» Vox Gabrieli») была написана Шулеком для Международной ассоциации тромбонистов в 1973 году и посвящена одному из наиболее известных тромбонистов американцу Вильяму Крамеру. Соната, образно связанная со знаменитым библейским сюжетом, решена композитором как выразительная одночастная композиция с яркой мелодикой и насыщенной гармонией. Она сразу завоевала признание у исполнителей и слушателей, композитор сумел добиться сбалансированного звучания инструментов, предоставив тромбону право раскрыть свои технические и художественные возможности.
Столь же популярна и пьеса современного композитора Эрика Кука «Боливар», построенная на ярких латиноамериканских темах, выделяющихся острым ритмом, приобретающих в тромбоновом исполнении специфический характер.
Американский дирижер, композитор и пианист Леонард Бернстайн, родители которого были выходцами из России, формировался как профессиональный музыкант, во многом соприкасаясь с традициями русской школы: в Филадельфийском музыкальном институте Кертиса он занимался в классе рояля И. Венгеровой, в классе дирижирования — С. Кусевицкого, одним же из его кумиров был И. Стравинский. Особую известность Бернстайн приобрел как автор мюзикла «Вестсайдская история», обошедшего сценические подмостки многих стран мира. Но Бернстайном написан и целый ряд других сочинений разных жанров, в том числе оперы, балеты, симфонические и инструментальные произведения. Соната для кларнета и фортепиано была создана композитором в 1942 году и посвящена солисту–исполнителю Д. Оппенхейму. Бернстайн пишет Сонату как двухчастную композицию, где первая лирическая часть, обозначенная Grazioso, раскрывает  возможности инструмента в передаче светлых — то мягких, то игривых настроений. Вторая часть очень сложна по строению. Начинаясь как спокойное Аndantino, она далее все время переходит в разные состояния, контрастные по темпу и настроению. Здесь действие разворачивается, словно в калейдоскопе: отчетливо слышны современные джазовые ритмы, выразительные театральные приемы, характерные для мюзикла, и сольный инструмент зачастую теряет свою классическую строгость.
Три пьесы для кларнета соло, написанные И. Ф. Стравинским в 1918 году, являются единственным сочинением композитора для данного инструмента, хотя кларнет активно использовался композитором в различных инструментальных ансамблях. Оно посвящено кларнетисту-любителю В. Рейнхарту, помогавшему Стравинскому в постановке его произведений в театре. Три пьесы отражают интерес композитора к русскому фольклору, не случайно в них отчетливо слышны народно-песенные элементы. Интересно, что Стравинский использует в сочинении два кларнета разного строя – in A и in B, что способствует возникновению замысловатых тембровых нюансов. Композитор не дает пьесам названий, но сопоставляет их по темпу и характеру, словно предоставляя возможность слушателю самому раскрыть их содержание.
На пороге своего 60-летия, в 1891 году, Иоганнес Брамс, закончив сочинение Струнного квартета (ор. 111), объявил о завершении своей композиторской деятельности. Но знакомство с известным кларнетистом Р. Мюльфельдом (1856-1907) заставило композитора отказаться от принятого решения. Брамс создает несколько сочинений для кларнета, среди которых — Две сонаты ор. 120, ставшие событием в музыкальной жизни Германии. Кларнет с его способностью быть выразителем лирических настроений и драматических коллизий, представать в разных обликах и всегда вносить неповторимую инструментальную краску, открыл для Брамса новую возможность воплотить серьезные творческие замыслы. Вторая соната для кларнета и фортепиано относится к числу трехчастных сонат, однако здесь третья часть состоит из двух разделов – медленного (Andante con moto) и быстрого (Allegro), что создает ощущение значительного по объему цикла. Соната в целом лишена характерного для И. Брамса драматического звучания, в ней преобладают светлые, «пейзажные», подчас взволнованные настроения, что в значительной степени соответствует тембру солирующего кларнета. В первой части Allegro amabile композитор уточняет характер инструментального дуэта (Аmabile – любезно, ласково), а также использует необычное структурное решение: все основные разделы сонатного аллегро (экспозиция, разработка, реприза) начинаются с изложения темы главной партии в основной тональности Ми бемоль мажор, что создает ощущение некоторой текучести и уравновешенности. Вторую часть (Allegro appassionato) композитор пишет в ми бемоль миноре, убедительно подчеркивающем напряженный, подчас «страстный» ее характер. Третья часть открывается напевным Andante con moto, где И. Брамс возвращается к светлым, созерцательным настроениям первой части. Завершающий же финальный раздел (Allegro) с его скрытой энергией и выразительными ходами в партиях обоих инструментов логично завершают композицию.
 
Профессор З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин