12
декабря
Среда
19:00
2018
Стоимость билетов:
300-700 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:12dec18
симфонический концерт
I отделение

Н.Розауро (р.1952). Концерт № 1 для маримбы с оркестром ля минор ор.12

Солист
Алексей Киселев (ударные инструменты)

Дж. Боттезини (1821-1889). Концертное аллегро в стиле Мендельсона op.posth

Солист – лауреат международных конкурсов
Евгений Рыжков (контрабас)
II отделение

Дж.Россини (1792-1868). Увертюра к опере «Итальянка в Алжире» (1813)
 
К.Дебюсси (1862-1918). Первая рапсодия для кларнета с оркестром L116
Д.Ловрелио (1841-1907)– Н.Пфеффер (р.1985).
Концертная фантазия на темы из оперы Дж.Верди «Травиата» 

Солист – лауреат международных конкурсов, стипендиат Санкт-Петербургского Дома музыки и Акционерного Банка «Россия»
Никита Лютиков (кларнет)

Симфонический оркестр государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга

Художественный руководитель и главный дирижер – Народный артист России, Александр Чернушенко

Дирижер – Алим Шахмаметьев

IN ENGLISH

О программе концерта

Современный бразильский композитор и перкуссионист (исполнитель на ударных музыкальных инструментах) Нэй Розауро окончил университет в Бразилии, затем учился в Германии, в Вюрцбургской Высшей школе музыки. В 1975–1987 гг. он преподавал на кафедре ударных инструментов в Школе музыки в Бразилии, одновременно играя на литаврах в оркестре Национального музыкального театра. С 2000 по 2009 год Розауро возглавлял кафедру ударных инструментов в Университете Майами. Им создано множество произведений для ударных инструментов, в том числе два концерта для маримбы с оркестром или ансамблем. Первый из них был написан композитором в 1986 году. Стиль Н. Розауро строится на соединении ярких мелодий и зажигательных ритмов, характерных для бразильского фольклора. Богатая музыкальная фантазия композитора, свободное владение современными приемами письма, использование разнообразных звуковых эффектов делают сочинения композитора привлекательными для слушателей во всех странах мира. Концерт № 1 для маримбы Розауро выстраивает как четырехчастный программный цикл, где последовательность частей: I. Greeting («Приветствие»), II. Lament («Плач»), III. Dance («Танец»), IV. Farewell («Прощание») выстраивается как небольшая новелла, где происходят встреча и прощание, где соприкасаются страдания и радость.
Репертуар произведений для контрабаса исторически сложился по преимуществу из переложений для него сочинений для других инструментов. Опусов, написанных непосредственно для контрабаса, сравнительно немного, среди них — творения итальянского музыканта Джованни Боттезини. Его часто называют одним из самых выдающихся исполнителей-контрабасистов, крупнейшим виртуозом, представителем романтического стиля. Он концертировал по всему миру, выступая в 1866 году и в Санкт-Петербурге. Рецензент газеты «Голос» тогда писал: «Он поразил нас, играя разные мелодии, как на флейте, будто бы сотня соловьев была заперта в его контрабасе. Откуда брались его флажолетные пассажи; как он добивался того, что его пальцы переносились по грифу вверх и вниз, подобно пчелиному рою, то сжимая его огромными тисками, то извлекая ворчанье музыкального грома, причем, кажется, совершенно не меняя при этом выражения лица и глядя на публику спокойно, даже зловеще; как его смычок двигался с быстротой света». Боттезини создал ряд сочинений разных жанров (в том числе оперы, концерты), отдавая несомненное преимущество «своему» инструменту. Для контрабаса им написано множество сочинений — от миниатюр до масштабных концертных сочинений. «Концертное аллегро в стиле Мендельсона» для контрабаса и фортепиано —знаменитая пьеса Дж. Боттезини, где он обращается к творчеству своего современника. Итальянский музыкант не цитирует темы другого композитора, он, скорее, стремится воссоздать его романтический стиль, привлекавший слушателей яркими образами, красивыми лирическими темами, изящной виртуозностью. Соотношение контрабаса и фортепиано выходит далеко за рамки традиционной пьесы для солиста с аккомпанементом; здесь возникает яркий концертный дуэт, где партнеры словно разыгрывают драматургически сложную театральную пьесу.
Джоакино Россини уже в течение более двух столетий остается одним из самых любимых оперных композиторов, блистательный «Севильский цирюльник» которого сохраняет и доныне статус одной из самых исполняемых во всем мире. Все свои оперы Россини, как известно, написал за первые 20 лет творчества; среди них представлены как комические, так и серьезные оперы. Первым значительным сочинением в жанре оперы–буффа стала «Итальянка в Алжире», написанной двадцатилетним автором в 1813 году всего за три недели. Сюжет оперы связан с турецкой легендой о Роксолане. Пятнадцатилетняя итальянка (по другим источникам – славянка) в 1520 году была похищена корсарами, привезена в гарем султана Сулеймана и вскоре приобрела над ним неограниченную власть. Она заставила осудить на смерть визиря и старшего сына султана Мустафу, бежать другого сына и составила заговор против султана, а после его раскрытия осталась безнаказанной. Серьезность происходящих на сцене событий не помешала композитору создать музыкальную комедию со всеми атрибутами данного жанра. Одним из самых известных номеров оперы стала Увертюра: ее юмор, калейдоскоп сменяющих друг друга прекрасных россиниевских тем.
В 1909 году Клод Дебюсси был приглашен в Совет директоров Парижской консерватории. Одно из первых поручений ему было связано с заказом на создание двух произведений для кларнета для предстоящих экзаменов. Результатом явилось написание Первой рапсодии, впервые исполненной через год на экзамене в консерватории. Через год Дебюсси оркестровал свое сочинение. Выдающийся представитель музыкального импрессионизма, Дебюсси и в этом сочинении сохраняет верность художественному направлению. Он создает выразительную картину природы в ее изменчивом, постоянно меняющемся настроении. Избранный композитором жанр рапсодии – сочинения в свободном, импровизационном стиле, построенном на чередовании разнохарактерных эпизодов – позволяет ему создать наполненное тончайшими нюансами звуковое полотно, где кларнет, как подлинный певец природы, ведет свою изящную инструментальную песнь.
Донато Ловрелио был в свое время известен в Италии как яркий исполнитель-флейтист и автор сочинений как для флейты, так и для других деревянных духовых инструментов. Чаще всего композитор обращался к жанру фантазии, создавая виртуозные концертные пьесы на темы из известных итальянских опер, главным образом, Дж. Верди (в частности, «Симон Бокканегра», «Дон Карлос»). Опора на хорошо известные, любимые слушателями темы, аранжированные для технически многогранного инструмента, в частности, кларнета, расширяли возможность соприкосновения с искусством великого оперного классика, в то же время они формировали репертуар виртуозов-инструменталистов, позволяя по-новому осмыслить хорошо знакомые мелодии. В основе концертных фантазий Ловрелио всегда лежат самые популярные темы оперы, и из «Травиаты» он заимствует мелодии арии Виолетты, застольной песни и другие известные мотивы, аранжируя их в современном стиле. Концертная фантазия прозвучит в редакции известного кларнетиста Николая Пфеффера.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Никита Лютиков