11
марта
Четверг
19:00
2021
Стоимость билетов:
400-800 руб
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт

Р. Шуман (1810—1856).
Концерт для виолончели с оркестром ля минор op.129

Солист – лауреат международных конкурсов
Александр Рамм (виолончель)

А. Томази (1901-1971). Концерт для саксофона с оркестром (1949) 

Солист – лауреат международных конкурсов
Роман Маркелов (саксофон)
II отделение

П.И. Чайковский (1840-1893).
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром соль мажор ор.44

Солист – лауреат международных конкурсов
Филипп Копачевский (фортепиано)

Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Дирижер – Игорь Манашеров

IN ENGLISH

О программе концерта

Среди последних опусов немецкого композитора-романтика Роберта Шумана особенно выделяется Концерт для виолончели с оркестром ля минор, завершенный в 1851 году. Сочинение считается одним из высочайших достижений романтического виолончельного искусства, в котором соединены выразительный мелодизм, архитектоническая стройность, яркость образного решения. Три части Концерта связаны близкими интонациями, что рождает ощущение слитности, спаянности, одночастности масштабного Концерта, тем более что все его части исполняются без перерыва. Шуман называл сочинение «концертштюк», подчеркивая его одночастность и роль виртуозного начала. 
Первая часть Концерта (Nicht zu schnell – Не очень быстро) начинается с краткого оркестрового вступления, вводящего в лирическую главную тему в партии солиста, словно определяющую весь характер части. Вторая часть (Langsam – Медленно) небольшое лирическое интермеццо, связанное с образом супруги композитора Клары Шуман.   Третья часть (Sehr lebhaft – Очень живо) представляет собой яркое рондо, завершающееся выразительной каденцией, утверждающей мажорное звучание. При жизни композитора Концерт не был исполнен, впервые сочинение прозвучало публично лишь в 1860 году.
 
Французского композитора и дирижера Анри Томази, выпускника Парижской консерватории, руководителя Национального оркестра Франции, знают на Родине как автора многих, разнообразных произведений, среди которых особое место отведено инструментальным концертам. Как все композиторы его поколения, А. Томази испытал сильнейшее влияние К. Дебюсси и М. Равеля, но избрал в дальнейшем самостоятельный путь, с одной стороны широко используя фольклорные напевы его родной Корсики, с другой — опираясь на двенадцатитоновую технику и включая в сочинения джазовые элементы. Все это отчетливо проявляется в его знаменитом Концерте для саксофона с оркестром, созданном в 1949 году.
В сочинении, написанном в свободной двухчастной форме, где соединены сложная, фантазийная первая часть Andante et Allegro и динамичный финал, характер которого автор уточняет, введя термин Giration (вращение). Перед слушателями разворачивается ряд пестрых картин-эпизодов, где представлены и философское размышление, и джазовая импровизация, и драматические сценки. Привлекательная мелодика, остросовременные ритмы, специфический тембр саксофона создают особую музыкально-урбанистическую атмосферу, в которой нетрудно распознать образы Парижа послевоенных лет.
Композитор писал: «Хотя я не отказывался от использования самых современных форм выражения, в душе я всегда был мелодистом. Я пишу для публики в целом. Музыка, которая не приходит из сердца, это не музыка». Свой Концерт А. Томази посвятил известному французскому саксофонисту Марселю Мюлю, первому исполнителю сочинения.
 
Второй концерт для фортепиано с оркестром соль мажор был создан П.И. Чайковским (1840-1853) спустя несколько лет после знаменитого Первого концерта в 1880 году. Его первым исполнителем был ученик и друг Чайковского С.И. Танеев, исполнивший концерт в Москве в 1882 году с оркестром под управлением выдающегося учителя Чайковского А.Г. Рубинштейна. И хотя Концерт №2 не превзошел по популярности своего великого собрата — Концерт №1, он отчетливо проявляет черты концертного стиля композитора, блестяще сочетавшего принципы симфонической драматургии с виртуозностью солиста, умения создать масштабное звуковое полотно — с камерностью, почти интимностью лирического высказывания. Во Втором концерте, по сравнению с Первым, Чайковский не цитирует подлинных народных мелодий. Его собственные темы, романтические по характеру, представлены в сочинении со свойственной композитору щедростью, придают Концерту удивительную многоликость, почти «карнавальность» звучания.
В трехчастности строения цикла Чайковский следует традиции, но предельно обостряет контраст между частями. Первую часть (сонатное аллегро) он сопровождает указанием “Allegro brillante”, указывая на энергичный, блестяще-виртуозный характер части, где преобладают мощь и динамика, заставляющие вспомнить сочинения Бетховена и Листа. Медленное лирического интермеццо второй части (Andante non troppo) переключает действие в иную сферу, где преобладают ариозно-романсовые интонации, всегда у Чайковского олицетворяющие нежность признания, и где солирующая партия подчас передается от фортепиано скрипке. В финале (Allegro con fuoco) возвращаются буйство и динамика настроений первой части, обогащенные элементами скерцозности. Свое сочинение композитор посвятил Н.Г. Рубинштейну.
 
Профессор З.М. Гусейнова
 

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Филипп Копачевский