03
июня
Понедельник
15:00
2019
Стоимость билетов:
300 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, д.34
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 272–44–41
Афиша концерта:
сольный концерт
Участники конкурса им. П.И.Чайковского
I отделение

И. С. Бах (1685-1750). Прелюдия и фуга до мажор, I том ХТК  BWV 846
Й. Гайдн (1732-1809). Соната для фортепиано ля-бемоль мажор HOBXVI:46
П. Чайковский (1840-1893). «Времена года» ор.37bis
Ф. Шопен (1810-1849). Этюд №1 до мажор ор.10
С. Рахманинов (1873-1943). Этюд-картина №4 ре минор оp.33
Ф. Лист (1811-1886) – Н. Паганини. Этюд №6 ля минор S.141
 

II отделение

Р. Шуман (1810-1856). Карнавал op.9
Н. Метнер (1879-1951). «Канцона-серенада» из цикла «Забытые мотивы» op.38
А. Скрябин (1871-1915). Поэма «К пламени» ор.72
Э. Григ (1843-1907) – Г. Гинзбург. Сюита №1 «Пер-Гюнт»
(Переложение для фортепиано)

Солист – лауреат международных конкурсов
Филипп Копачевский (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Среди многочисленных сочинений Иоганна Себастьяна Баха особое место занимает «Хорошо темперированный клавир» — один из первых в истории музыки опытов художественного применения темперированного строя инструмента. Бах ставил совершенно определенную цель – ознакомить играющих на клавире со всеми 24 мажорными и минорными тональностями и продемонстрировать несомненное преимущество новой темперированной настройки клавишных инструментов перед общепринятым натуральным строем. Бах дважды обращался к этой идее, в результате чего им были созданы два тома «Хорошо темперированного клавира» (первый относится к 1722 году, второй — к 1744; оба тома объединяют произведения разных лет). В каждом томе представлено по 24 микроцикла, включающего две пьесы — прелюдию и фугу в одной из 24-х тональностей, расположенных попарно по восходящей хроматической гамме. В фугах нашло отражение высокое мастерство Баха — непревзойденного полифониста, прелюдии же, в соответствии с названием жанра, рассматривались обычно как вступительный эпизод. Но Бах сумел на этой основе создать выразительные пьесы, несущие большой художественный смысл. Исполняемые в концерте Прелюдия и Фуга до мажор представляют собой совершенный образец инструментального микроцикла, где поэтичная Прелюдия сменяется выразительной Фугой. Спустя много лет Прелюдия была использована французским композитором Ш. Гуно в качестве аккомпанемента при создании его знаменитой «Ave Maria».
 
Клавирное наследие Йозефа Гайдна включает значительное количество сочинений, в центре которого находятся сонаты. В настоящее время известно более 60-ти произведений данного жанра, создававшихся композитором на протяжении более сорока лет. За это время соната прошла сложный путь развития, сформировав тот тип классической сонаты, который стал своеобразным эталоном для композиторов последующих поколений. Один из современников говорил о Гайдне: "Всегда богатый и неистощимый, всегда новый и поразительный, всегда значительный и величественный, даже когда он кажется смеющимся. Он поднял нашу музыку на ту ступень совершенства, которую мы не слышали до него". Эти слова в полной мере могут быть отнесены к сонатам, отразившим богатый внутренний мир художника. Соната ля-бемоль мажор (в первоначальном авторском обозначении – Дивертисмент) создавалась композитором в 1767-1670-х годах и в полной мере представляет особенности сонатного цикла, сформированного Й. Гайдном в данный период. Исследователь Л. В. Кириллина пишет: «Трудное у Гайдна содержится не в броских сопоставлениях, не в конфликтной тематической драматургии, не в нагнетании чисто звуковой мощи, а в тех деталях и тонкостях, которые в XVIII веке улавливались знатоками... Гайдн на самом деле порою чрезвычайно глубок, однако это глубина не океана или темного омута, а прозрачного горного озера: при поверхностном взгляде кажется, что дно близко, ибо отчетливо видны все камешки и водоросли, но это лишь иллюзия ясности и безмятежности — приглядевшись, можно заметить, что там, в глубине, происходят свои трагедии и драмы — звуки, интонации, мотивы, ритмы, акценты, паузы ведут себя как живые существа, населяющие эти прозрачные воды».
 
Известный фортепианный цикл «Времена года», состоящий из 12-ти характеристических картин, соответствующих 12-ти месяцам года, был заказан П. И. Чайковскому в 1875 году издателем журнала «Нувеллист» Н. М. Бернардом, с которым сотрудничал композитор. Бернардом же были предложены и названия пьес, которые П. И. Чайковский ввел в цикл. При издании в журнале пьесам были также предпосланы поэтические эпиграфы. Создавая свои цикл, П. И. Чайковский запечатлевал столь близкие его сердцу образы природы и поэтичные картинки. Пьесы не были рассчитаны на внешнюю эффектность и виртуозность, они, скорее, стремились раскрыть душевные переживания человека, сопричастного природе и тонко ее воспринимающего. Композитор в передаче образов природы и человеческих ощущений использует различные художественные приемы. В программу концерта включены следующие пьесы цикла: 5. «Белые ночи», где тонкие колористические штрихи призваны передать необычность состояния в пьесе; 6. «Баркарола», картинность которой создается почти зримыми звуковыми образами; 7. «Песня косаря», удалой характер которой раскрывается с тонкой поэтичностью. Пьесы предваряются следующими эпиграфами.
5. "Белые ночи". Май:
"Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!"

А.А.Фет.
6. "Баркарола". Июнь:
"Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять"

А.Н. Плещеев.
7. "Песнь косаря". Июль:
"Раззудись, плечо! Размахнись рука!
Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!"

А.В. Кольцов.
 
В богатом, преимущественно фортепианном наследии выдающегося польского музыканта-романтика Фредерика Шопена традиционные жанры предстают в обновленном виде. Эта тенденция затронула и этюд: обычная техническая пьеса у композитора преобразилась в сложнейшую пьесу, в котором определенная исполнительская задача направлена, в первую очередь, на создание художественного образа. Шопен был вдохновлен опытом итальянского виртуоза Н. Паганини, превратившего экзерсисы в концертные пьесы. Все 27 этюдов Шопена (они составляют две тетради соч. 10 и соч. 25)  пианистически очень сложны и одновременно поэтически возвышенны. Этюды соч. 10, созданные в 1829-1832 годах, Шопен посвятил Ф. Листу, которого называл одним из лучших исполнителей своих сочинений. Этюд до мажор (№ 1) Allegro основной технической задачей ставит изложение ломанными арпеджио, в образном же плане он предстает как светлая прелюдия ко всему циклу, близкая по характеру знаменитой баховской прелюдии C-dur из I тома «Хорошо темперированного клавира».
 
Произведения для фортепиано составляют значительную часть творческого наследия выдающегося русского музыканта, величайшего пианиста С. В. Рахманинова. Среди его сочинений особенно выделяется цикл «Этюдов-картин» ор. 33, написанных в 1911 году. Современник композитора поэт А. Блок писал об этом времени: «Я думаю, что в сердцах людей последних поколений залегло неотступное чувство катастрофы». Эти настроения нашли отражение во многих сочинениях, в том числе в Этюдах-картинах. Рахманинов лишь постепенно нашел название создаваемым пьесам, в которых соединяются виртуозное начало («этюдность») и богатое образное содержание («картинность»). Не сразу был сформирован и цикл, композитор словно последовательно отбирал пьесы для своего опуса, споры о котором не утихают до сих пор. Поэтому в разных изданиях круг пьес может разниться. Включенный в программу концерта Этюд-картина ре минор, в чем-то не устраивавший композитора и исключённый им из цикла, образно вырастает из темы знаменного распева с оттенком колокольного перезвона, обретающей в процессе изложения страстный, взволнованный характер.
 
В 1851 году выдающийся венгерский композитор и пианист Ференц Лист осуществил вторую редакцию сборника «Шесть трансцендентных этюдов по Паганини», появившегося десятью годами ранее и получившего теперь название «Большие этюды по Паганини». Ф. Лист восхищался игрой выдающегося итальянского виртуоза, открывшего новые горизонты романтического исполнительства. Трансцендентный (то есть недоступный познанию, непостижимый для человеческого разума) характеризует в данном случае высшую виртуозность. В цикле Листа каждый этюд, основанный на темах знаменитых каприсов Паганини, формирует новые критерии пианистического мастерства. Этюд № 6 ля минор основан на знаменитом Каприсе № 24 и представлен Ф. Листом в форме темы и 11 вариаций, раскрывающих ее богатые художественные возможности. Свой опус Ф. Лист посвятил пианистке Кларе Шуман.
 
Немецкий композитор–романтик Роберт Шуман большую часть творчества посвятил фортепианной музыке, создав замечательные образцы программного цикла, в том числе «Бабочки», «Детские сцены», «Крейслериана» и многие другие. Одним из самых значительных творений композитора считается фортепианный цикл «Карнавал», законченный композитором в 1835 году, поражавший современников необычностью содержания и новизной драматургического решения. По своей структуре «Карнавал» близок жанру сюиты и отчасти вариаций. В нем 20 самостоятельных пьес, каждая из которых является вариацией на тему–анаграмму «ASCH» (ля, ми-бемоль, до, си), воспроизводящее название одного из значимых для Р. Шумана городов и в то же время содержащее начальные буквы фамилии композитора. Необычно размещение основной темы: она возникает не в начале произведения, а между 8 и 9 пьесами. Композитор записывает ноты темы долгими длительностями – бревисами, обозначив их как «Сфинксы» («Загадки»). Каждая из пьес («маленьких сцен», как назвал их композитор) наделена особым характером, отраженном в ее названии. Общая сюжетная канва связана с музыкально–критической деятельностью Р. Шумана, где в статьях композитор создается образ художественного союза «Давидово братство» (давидсбюндлеры), побеждающего врагов–филистимлян. В своем «Карнавале» композитор «собирает» героев, давая каждому из них яркую художественно–стилевую характеристику. № 1 «Вступление». Перед слушателями предстает парад масок, присутствующих на торжестве. № 2 «Пьеро» и № 3 «Арлекин» – два портрета, где усталому Пьеро противостоит гибкий, подвижный Арлекин. № 4 «Благородный вальс» представляет жанровую зарисовку. № 5 «Эвсебий» и № 6 «Флорестан»два давидсбюндлера; здесь показаны поэтический первый и темпераментный второй персонажи. № 7грациозная «Кокетка», а следующая за ней пьеса № 8 «Реплика» словно воспроизводит некую осуждающую фразу в ее адрес. Далее возникают «Сфинксы». № 9 «Бабочки» и № 10 «Танцующие буквы» показывают новых участников карнавала. Три музыкальных портрета № 11 «Киарина», № 12 «Шопен», № 13 «Эстрелла» раскрывают музыкальными средствами образы Клары Вик, скоро ставшей женой Шумана, великого композитора–современника, а также Эрнестины Фрикен – девушки, жившей в городе Asch. № 14 «Признательность» возникает как небольшая лирическая зарисовка, а № 15 «Панталон и Коломбина» представлен как парный портрет еще двух героев комедии масок. Сложное образное содержание возникает в № 16 «Немецком вальсе», чопорном и строгом, средним разделом в котором выступает интермеццо, представляющее музыкальный портрет неистового скрипача Н. Паганини. Три последующих номера № 17 «Признание», № 18 «Прогулка» и № 19 «Пауза» звучат как разнохарактерные зарисовки карнавальных эпизодов. Завершающим становится № 20 «Марш давидсбюндлеров против филистимлян», воспринимающийся как победный итог всего карнавального шествия. Цикл посвящен скрипачу Каролю Липинскому.
 
Известный композитор и пианист Николай Карлович Метнер принадлежал к выдающемуся поколению музыкантов рубежа XIX-XX веков, которые составляли славу и гордость русского искусства. Его сочинения, корнями уходившие в традиции романтиков, обретали особое звучание, вдохновляемые новыми идеями, образами, выразительными средствами, характерными уже для нового столетия. Искусство Н. К. Метнера во многом сосредоточено в области фортепианной и камерно-вокальной литературы, где он выступает как яркий новатор, открывающий новые пути русской музыки. В 1919-1922 годах Н. К. Метнером созданы три цикла «Забытых мотивов»; одной из пьес первого из них (ор. 38) являет «Канцона–серенада» – изящная лирическая пьеса, в которой отчетливо слышны ностальгические интонации.
 
Александр Николаевич Скрябин — выдающийся русский композитор и пианист, создававший свои произведения преимущественно в области оркестровой и фортепианной музыки, где он обращался, среди прочего, к жанру поэмы. Поэма у Скрябина обозначает как небольшие, так и масштабные пьесы, всегда раскрывающие центральный для композитора образ полета творческой фантазии, многогранности звукового космоса самого автора, а также исполнителя и слушателя. Поэма «К пламени» (1914) — одно из наиболее значительных поздних произведений Скрябина. На протяжении пьесы композитор последовательно обнажает основной образ огня — от едва тлеющего уголька до яркого пламени в кульминации. Но Скрябин не стремился к звукоизобразительности, для него «пламя» — это путь фантазии от едва зародившейся идеи к ее полному воплощению в рамках масштабного сочинения.
 
В 1875 году норвежский композитор Эдвард Григ создал музыку к драме своего соотечественника Генрика Ибсена «Пер Гюнт», повествующей о судьбе юноши, оставляющего своих близких и свой дом в поисках лучшей жизни. Пьеса быстро сошла со сцены, а на основе 26 написанных номеров композитором в 1888 и 1891 годах были созданы две оркестровые сюиты, включающие разнохарактерные, наиболее выразительные вокальные и инструментальные эпизоды. В первой сюите представлены следующие пьесы: «Утро» — это музыкальная картина (Пер Гюнт встречает восход солнца в Египте, но перед его глазами — родная Норвегия), переданная нежными, пасторальными оркестровыми красками. «Смерть Озе» (матери главного героя) – миниатюра в характере траурного марша, но отличающаяся возвышенной поэтичностью и сдержанностью. «Танец Анитры» — дочери шейха, пляшущей перед Пером, изображающим пророка, пьеса становится яркой танцевальной миниатюрой, в основе которой лежит элемент мазурки. Марш «В пещере горного короля» призван передать один из эпизодов странствий Пера — его пребывание в царстве фантастического Доврского деда. Известным пианистом, профессором Московской консерватории Г. Р. Гинзбургом было выполнено переложение сюиты для фортепиано.
Проф. З.М. Гусейнова

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин