«Музыкальная сборная России»: музыка Франции для кларнета и виолончели
КУПИТЬ БИЛЕТ
03 мая, во вторник, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России, профессора Сергея Ролдугина приглашает на концерт «Музыкальная сборная России» в зале «Зарядье» (Москва). Солисты Дома музыки, лауреаты международных конкурсов Никита Лютиков (кларнет) и Александр Рамм (виолончель) исполнят произведения Пуленка, Видора, Дебюсси, Мийо, Бриттена и Франка. Аккомпанируют лауреаты международных конкурсов Анна Одинцова и Андрей Телков.
Программу вечера откроет Соната для кларнета и фортепиано одного из самых ярких композиторов ХХ столетия Франсиса Пуленка. Это одно из последних его сочинений, написанное в 1962 году. Впервые Соната была исполнена 10 апреля 1963 года (спустя три месяца после смерти композитора) в Карнеги-холле. Партию кларнета тогда исполнял Бенни Гудмен, партию фортепиано - Леонард Бернстайн. В репертуаре солиста Дома музыки Никиты Лютикова это произведение занимает особое место: «Я начал учить ее еще в 9 классе школы и исполнил в Малом зале филармонии, когда мне было 17 лет. Эту Сонату разлюбить невозможно, потому что каждый раз, возвращаясь к ней, я нахожу все новые и новые краски, тембры, смыслы. Я становился старше, набирался жизненного опыта и все яснее начинал понимать, о чем эта музыка, но я уверен, что до конца еще не открыл все тайны композиторского замысла».
Шарль-Мари Видор – выдающийся французский композитор и органист, основу его творчества составляют масштабные органные сочинения, которые автор непривычно называл симфониями. Им создано и множество сочинений для самых разных инструментов и ансамблей, в которых в той или иной степени проявилось органное мышление автора. Среди них - знаменитые Интродукция и Рондо для кларнета и фортепиано, созданные в 1898 году.
В 1909 году Клод Дебюсси написал Рапсодию для кларнета и фортепиано. Побудительным мотивом стало его участие в жюри конкурсов духовых инструментов в Парижской консерватории - мелодичный и виртуозный кларнет тогда поразил его музыкальное воображение. Сочинение, написанное в импровизационной манере, построено на чередовании разнохарактерных эпизодов. Партия кларнета завораживает мягкими хроматизмами.
Дариус Мийо, известный французский композитор, дирижер, музыкальный критик и педагог, в 1937 году сочинил Сюиту для двух фортепиано «Скарамуш». Впервые исполненная на Всемирной выставке в Париже, она стала очень популярной, в 1939 году автор написал вариант для кларнета с оркестром или фортепиано. Музыка и название Сюиты непосредственно связаны с народным театром. Французский Скарамуш – традиционный персонаж театра масок, комедиант и фигляр, забияка и интриган. Мийо был искренне увлечен Бразилией и создал немало произведений, связанных с ее музыкальной культурой. Композитор шутил: «Для меня Прованс начинается в Константинополе и доходит до Рио-де-Жанейро, само собой разумеется, со столицей в Эксе - это мой провансальский империализм». Так, в финале Сюиты «Скарамуш» звучит темпераментная «Бразильера» с характерным латиноамериканским колоритом.
Произведения для кларнета и фортепиано исполнят лауреаты международных конкурсов кларнетист Никита Лютиков и пианист Андрей Телков.
В 1904 году немецкий критик Оскар Шмитц назвал Великобританию «страной без музыки», подразумевая, что после великих композиторов XVII и XVIII веков - Пёрселла и Генделя – англичане не создали столь же выдающихся творений в музыкальной культуре. В ХХ веке одним из тех, кто прервал «эпоху молчания», был Бенджамин Бриттен. С выдающимся виолончелистом Мстиславом Ростроповичем композитора связывали многолетняя дружба и совместные творческие проекты. «Я давно учусь у Бриттена, это чудесный музыкант. Его эрудиция, знания, его сочинения в различных жанрах вызывают восхищение. Некоторое время тому назад я выучил сольную сюиту Бриттена. Он там такое «натворил», так расширил возможности инструмента, что пришлось пройти заново курс своеобразной музыкальной школы.» - рассказывал Ростропович в одном из интервью. Для прославленного музыканта Бриттен написал три виолончельных сюиты. В программе вечера прозвучит Сюита №1, созданная в 1965 году.
Сезар Франк, известный французский композитор и органист бельгийского происхождения, в 1886 году написал Сонату для скрипки и фортепиано в качестве свадебного подарка другу, знаменитому скрипачу Эжену Изаи. Соната стала своеобразным «талисманом» скрипача и оставалась в его репертуаре до окончания карьеры. Первое исполнение совпало с днем свадьбы Изаи. «Это подарок не мне одному, а всему миру; чтобы передать его, я приложу все силы артиста и страстного почитателя гения "папы Франка", еще непризнанного…» - сказал Изаи перед исполнением. Позднее были сделаны переложения Сонаты для различных составов. Переложение для виолончели известного французского музыканта Жюля Дельсара было одобрено самим Франком и воспринимается как самостоятельное произведение, равноценное оригиналу.
Сочинения для виолончели исполнит лауреат XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (2015), виолончелист Александр Рамм. Партия фортепиано - лауреат международных конкурсов Анна Одинцова.
Никита Лютиков (кларнет), 30 лет – выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова (класс Заслуженного артиста России, профессора Андрея Казакова). Солист оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Лауреат Международного конкурса кларнетистов в Генте (Бельгия, 2016). Стипендиат Санкт-Петербургского Дома музыки и АБ «РОССИЯ» (2010). Участник программ Дома музыки с 2008 года.
Александр Рамм (виолончель), 33 года – выпускник Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (класс Народной артистки СССР профессора Натальи Шаховской) и Берлинской высшей школы музыки им. Эйслера (класс профессора Франса Хелмерсона). Обладатель Гран-при на Московском Фестивале Романтической Музыки (Москва, 2006). Лауреат III премии V Международного конкурса виолончелистов Paulo Cello Competition (Хельсинки, 2013). Лауреат II премии XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, 2015). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2011 года.
Анна Одинцова (фортепиано), 32 года - выпускница Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Заслуженной артистки РФ, профессора Наталии Трулль), где в 2016 году окончила аспирантуру по специальности «камерный ансамбль» (класс Народного артиста России, профессора Александра Бондурянского). Лауреат IV премии Международного конкурса дуэтов в Швеции (2012). Обладательница звания «Лучший концертмейстер» XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, 2015). Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2012 года.
Андрей Телков (фортепиано), 30 лет – выпускник Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова (класс Заслуженного артиста России, профессора Александра Сандлера). Обладатель Гран-при Международного конкурса пианистов им. Я.Витола (Латвия, 2013). Неоднократно удостаивался звания лучшего концертмейстера на международных конкурсах (2014-2016). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2011 года.
03 мая 2022 г. Начало концерта в 19.00
Москва, ул. Варварка, д. 6, стр. 4. Концертный зал «Зарядье».
Стоимость билетов: 400 – 800 руб. Доступна оплата «Пушкинской картой»
Аудитория: 6+
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П. И. Чайковского перед конкурсными выступлениями. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В течение сезона концерты проекта проходят также в Сочи, Калининграде, Екатеринбурге, Воронеже, Туле, Петербурге – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.