«Музыкальная сборная России». Флейтовый состав
05 апреля, в среду, в 18.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает в Зал Рахманинова Мариинского театра (ул. Декабристов, 37) на концерт из цикла «Музыкальная сборная России». На фестивале «Виртуозы флейты» выступит флейтовый состав Дома музыки – лауреаты международных конкурсов Аделина Тазиева, Анна Комарова, Софья Морозова, Иван Копейчик и Петр Худоногов. Пария фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова. В программе – сочинения Шуберта, Гобера, Дютийе, Борна, Паганини, Пуленка, Годара и Владимира Цыбина.
В инструментальном творчестве Шуберта вариационные формы занимают завидное место и охватывают практически весь период его творчества. В них композитор создавал особой мир, полный фантазий. В своем дневнике композитор писал о фантазии как о «высшем сокровище человека, неисчерпаемом источнике, из которого пьют как художники, так и ученые», а в письме брату отмечал, что для него это возможность «найти счастье и покой в себе самом». В 1824 году Шуберт написал Интродукцию и вариации для флейты и фортепиано на тему своей же песни «Засохшие цветы» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха». Это один из немногих вариационных циклов среди сочинений классиков и романтиков на трагическую тему.
Филипп Гобер – французский флейтист, композитор, профессор и главный дирижер оркестра Парижской консерватории, соавтор «Полной школы игры на флейте» – известен как создатель многих разнохарактерных произведений для флейты. В его творчестве заметно влияние Габриэля Форе и Клода Дебюсси. Фантазия для флейты и фортепиано (1912) – одно из самых популярных его сочинений. Свободная одночастная композиция соединяет в себе и энергию движения, и безмятежное созерцание, и лирическую задумчивость.
Анри Дютийе – один из самых известных французских композиторов ХХ века. Помимо сочинения музыки, он почти 20 лет руководил музыкальным производством на Radio France, преподавал в консерватории. Композитор прожил без малого сто лет. По его собственным словам, он долго находился под влиянием Равеля и Дебюсси, затем Онеггера и Стравинского, но всегда стремился «найти свою собственную марку». Сонатину для флейты и фортепиано Дютийе написал в 1943 году по заказу директора консерватории. Сегодня она входит в стандартный репертуар флейтистов и считается одним из наиболее популярных произведений композитора.
Мелодии знаменитой оперной драмы вошли в основу Блестящей фантазии на темы оперы Бизе «Кармен» для флейты и фортепиано известного французского флейтиста и композитора Франсуа Борна. Сочинение создано в 1880 году. Автор использовал темы главной героини Кармен, тореадора Эскамильо, Хабанеры и Цыганской песни. Партия солирующей флейты насыщена виртуозными исполнительскими приемами. Борн был автором большого количества сочинений для флейты, но Фантазия стала лучшим его творением, и сегодня ее исполняют флейтисты всего мира.
Легкий и жизнерадостный характер флейты проявляется в Концертном аллегро ля-бемоль мажор Владимира Цыбина – основоположника русской школы флейтовой игры. Композитор, дирижер и превосходный флейтист, он отлично знал специфику инструмента и создал для нее большой и качественно новый репертуар, признанный образцом виртуозного флейтового стиля.
«Кампанелла» из Второго концерта для скрипки с оркестром Паганини в программе вечера прозвучит в переложении для флейты и фортепиано Дениса Бурякова – современного автора многочисленных флейтовых версий мирового скрипичного репертуара. Второй скрипичный концерт Паганини написал в 1826 году. Название «Кампанелла» (от итал. campanella — колокольчик) появилось благодаря звучанию верхних нот, напоминающему звуки колокольчиков.
Соната для флейты Франсиса Пуленка, написанная в 1957 году, была заказана ему Американской библиотекой Конгресса и посвящена памяти меценатки Элизабет Кулидж. Премьеру на фестивале в Страсбурге исполнил знаменитый Жан-Пьер Рампаль. Сочинение имело оглушительный успех. Критики отмечали характерные для Пуленка «фирменную горько-сладкую грацию, остроумие, иронию и чувства». Эта Соната стала одним из самых известных произведений Пуленка и стоит в ряду самых исполняемых сочинений для флейты и фортепиано.
Бенджамин Годар – французский скрипач и композитор эпохи романтизма – был автором 8 опер, нескольких симфоний, скрипичных концертов, множества камерных сочинений, около 100 песен. Его сочинения, отличающиеся тонким мелодизмом, в свое время часто исполнялись, однако к середине ХХ века практически вышли из репертуара. Сегодня интерес к творчеству Годара возник вновь. В финале концерта прозвучит его очаровательный и сентиментальный Вальс из Сюиты для флейты и фортепиано.
05 апреля 2023 г. Начало концерта в 18.00
Санкт-Петербург. Ул.Декабристов, 37. Зал Рахманинова Мариинского театра
Стоимость билетов: 400 руб.
Телефон кассы: +7 (812) 326 4141
Аудитория: 6+
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96