«Участие в программах Санкт-Петербургского Дома Музыки – это шаг во взрослую жизнь. Немного волнительно, но очень интересно»
Полина Тхай родилась в 2008 году в Кемерово. Начальное профессиональное образование получила в Новосибирской средней музыкальной школе (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Евгения Нилова). В настоящее время – студентка Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства (класс преподавателя Марии Журавлёвой). В 2019 году стала лауреатом III премии Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» (Москва), в 2020 году – лауреатом I премии IV международного конкурса Оскара Ридинга (Словения). 2022 год – лауреат I премии VIII Международного конкурса ЦМШ (Москва) и IV Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие» (Сочи). 2023 год – лауреат II премии XI Международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского (Санкт-Петербург). Стипендиат Фонда Владимира Спивакова. Ведет активную концертную деятельность с 2022 года. Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2024 года.
Полина Тхай: В год моего рождения мой брат был определён в класс виолончели. Это решение стало решающим для нас обоих, так как через несколько лет мы уже оба учились у профессора Евгения Захаровича Нилова в Новосибирске. В 2019 году я поступила в класс Марии Юрьевны Журавлёвой в Центральную Музыкальную Школу, а брат в Московскую Государственную Консерваторию имени П.И. Чайковского к Борису Анатольевичу Андрианову (сейчас мой брат аспирант МГК). В нашей семье профессионально музыкой занимаемся только мы с братом. Старший брат архитектор. Родители не музыканты. Но, благодаря нашим занятиям, все стали поклонниками виолончельной музыки, которая занимает большую часть репертуара классической музыки, причём в разных исполнениях.
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): Когда Вы по-настоящему прочувствовали уникальность своего инструмента, его голоса?
Полина Тхай: Не могу сказать, что я почувствовала это в определённый момент. Скорее, это было естественно. Виолончель всегда присутствовала в моей жизни, моём мироощущении.
СПДМ: В 14 лет был Ваш первый сольный концерт. Какие воспоминания остались от этого выступления?
Полина Тхай: Сольный концерт был в Красноярске. Я впервые исполнила Концерт Боккерини и Pezzo capriccioso Чайковского в сопровождении оркестра, также всеми любимые виолончельные пьесы Поппера: "Концертный полонез" и "Венгерскую рапсодию". Особое место заняла в концерте Баллада Йозефа Сука, чешского композитора, переложение которой для оркестра специально сделали для этого концерта. О первом сольном концерте самые тёплые и добрые воспоминания. Прежде всего, ощущение счастья, доброты и любви от работы с замечательным музыкантом – Михаилом Иосифовичем Бенюмовым и Красноярским камерным оркестром. Очень чуткое, профессиональное отношение к работе с ребёнком вызывает уважение и благодарность.
СПДМ: С ранних лет Вы очень успешно выступаете на конкурсах. Есть какой-то секрет Ваших побед?
Полина Тхай: Секрет побед в конкурсах не секретный. Принять решение, подать заявку, заниматься и видеть итог своей работы. Главное в подготовке к конкурсу – дисциплина и усердие. Думаю, что все конкурсы несут в себе волнение и накал. Я не помню "лёгких" конкурсов. Это всегда преодоление, не важно какое. Всегда есть то, что можно было сделать лучше. Поэтому, с окончанием конкурса, работа продолжается... или только начинается! После радости победы нужно вновь сесть за инструмент и начать с нового листа, с самого начала.
СПДМ: В этом году Вы стали участницей программ Санкт-Петербургского Дома музыки. Каковы Ваши ожидания от этого сотрудничества?
Полина Тхай: По моим ощущениям, участие в программах Санкт-Петербургского Дома музыки – это шаг во взрослую жизнь. Немного волнительно, но очень интересно. Ожидание новых знаний, встреч, знакомств. Настрой на приобретение новых знаний и опыта. Надежды на обретение новых, любимых слушателей.
СПДМ: Какое впечатление произвела на Вас Летняя Академия Дома музыки в Крыму, в которой Вы тоже впервые участвовали?
Полина Тхай: Летняя Академия Дома Музыки в Крыму прошла для меня на одном дыхании. Огромная благодарность Сергею Павловичу Ролдугину за эти дни. Волнение и переживания, с которыми я ехала, быстро сменились азартом, вовлеченностью и радостью сотворчества. Для меня это новый опыт и новый этап в обучении, познании профессии. Много новых мыслей, идей, планов. К тому же знакомство с ребятами, имена которых знакомы уже очень давно и которые воспринимаются как уже состоявшиеся артисты. Очень ценно наблюдать за их работой, как они относятся к такой прекрасной возможности работы с лучшими педагогами.
СПДМ: На очереди – проект Дома музыки «Река талантов». Как вы относитесь к такой форме поддержки молодых музыкантов, помогающей им готовиться к выступлениям?
Полина Тхай: "Река Талантов"– это уникальный проект. Во-первых, работа над произведением, во-вторых, концерт с оркестром. Для многих ребят редкость – играть с оркестром, не говоря уже о работе с Сергеем Павловичем. Для меня большая удача попасть на этот проект: поучаствовать, поработать и получить возможность показать себя.
СПДМ: Среди Ваших ближайших выступлений – концерты проекта «Музыкальная сборная России» в Сочи и Ялте. Бах, Брамс, Мартину – три разных века. На какой музыкальный век, на Ваш взгляд, виолончель отзывается особенно чутко?
Полина Тхай: Виолончель в любой эпохе звучит хорошо. Наверное, мне ближе музыка Брамса. Удачно подобраны тембры виолончели, эмоциональное напряжение умеренно-постоянное. Чувствуется немецкая напористость, порывистость.
СПДМ: Если бы выбор репертуара зависел только от Вас, каким бы он был?
Полина Тхай: Виолончельный репертуар не так широк, как у пианистов или скрипачей. Поэтому каждое произведение даёт вдохновение, становится любимым, а из любимых произведений всегда можно найти самое-самое, которое именно сейчас откликается в душе, передаёт твоё настроение, которым хочется делиться со всем миром, рассказать то, что знаешь только ты. Мне сейчас по характеру ближе романтический репертуар, но я с огромным удовольствием погружаюсь в работу над Гайдном или Бахом. Особое место занимает камерная музыка, которая доставляет не меньше удовольствия в исполнении.
Интервью подготовила Татьяна Михайлова