«Я не представляю свою жизнь без сцены»
София Яковенко родилась в 2003 году в г. Харцызск Донецкой области. Обучаться игре на скрипке начала с 4-х лет в ДШИ №1 г. Харцызск. В 2021 году с отличием окончила Московскую среднюю специальную музыкальную школу (колледж) имени Гнесиных (класс Заслуженной артистки РФ, профессора Татьяны Беркуль). В настоящее время является студенткой Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского в классе того же педагога. В 2019 году стала лауреатом I премии XXVI Международного конкурса скрипачей имени Андреа Постаккини (Италия), в 2020-м – лауреатом I премии Международного юношеского конкурса скрипачей «ДеМЮКС» (Екатеринбург). В 2020-м – обладатель серебряной медали V Манхэттенского Международного музыкального онлайн-конкурса (США). В 2022-м – лауреат II премии IV Всероссийского музыкального конкурса. В 2023-м – лауреат I премии I Всероссийского музыкального конкурса среди студентов высших музыкальных учебных заведений (Московская консерватория). В 2024-м – лауреат I премии V Венского международного музыкального конкурса (Австрия). Является стипендиатом фонда Владимира Спивакова. Победительница I Большого Всероссийского отбора Российского национального оркестра (2021). Ведет активную концертную деятельность. Участница Международных музыкальных фестивалей. Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2022 года.
София Яковенко: Почти с рождения моя жизнь связана со скрипкой! Родители думали, что я буду обучаться игре на фортепиано, но, к их удивлению, несмотря на мой юный возраст, я твёрдо заявила, что буду играть только на скрипке! Они мне говорили, что это непросто, но я была непреклонна. И, в итоге, родители меня поддержали, приобрели инструмент! И с 4-х лет я начала своё обучение. Не могу сказать, что всё всегда было легко, но всегда с удовольствием! Родители никогда не заставляли меня заниматься. Они всегда создавали условия и поддерживали меня в моём творческом развитии.
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): Поступление в Московскую среднюю специальную музыкальную школу (колледж) имени Гнесиных стало для Вас серьезным испытанием?
София Яковенко: Я была счастлива учиться в школе имени Гнесиных! На момент поступления я уже была победителем международных конкурсов. И всё время, проведенное в стенах школы, я была окружена любовью, поддержкой и особым тёплым отношением к себе. В школе прекрасные педагоги, руководство! Для меня воспоминания о школе имени Гнесиных вызывают особые трепетные чувства! Я всегда чувствую себя там как дома.
СПДМ: Встреча с новым педагогом, новые условия учебы в школе, теперь в консерватории сильно повлияли на Вашу жизнь?
София Яковенко: Безусловно, моя жизнь изменилась! Но занятия музыкой никак не влияют на мои интересы и увлечения, потому что все мои интересы и увлечения, так или иначе, связаны с музыкой. Она в приоритете!
СПДМ: Студентка в классе и солистка на сцене – это очень разные личности?
София Яковенко: Наверное, сложно совмещать учебу в консерватории и сценическое творчество. Но я стараюсь успевать. И всё это время обучения в консерватории я учусь на отлично! Но сцена – это совершенно другой мир, другие ощущения и другие эмоции! Безусловно, на сцене происходит увлечение, вдохновение, момент свободы! Я не представляю свою жизнь без сцены. Сцена – это то место, где мне хочется быть и где мне комфортно.
СПДМ: В 2022 году Вы стали участницей программ Санкт-Петербургского Дома музыки и финалисткой проекта «Река талантов». Какие возможности открывает для Вас это сотрудничество с Домом музыки?
София Яковенко: Я счастлива, что являюсь участницей программ Дома музыки. «Река талантов» – замечательный проект! Сотрудничество с Домом музыки – возможность участвовать в проектах, концертных программах, фестивалях, мастер-классах. Мне повезло! В Доме музыки работают прекрасные люди, всегда готовы помочь. И я, в свою очередь, познакомилась с талантливыми музыкантами, с которыми участвую в проектах Дома музыки!
СПДМ: Среди Ваших ближайших выступлений – «Вечера в Английском зале» 13 ноября. Камерная атмосфера и Дебюсси, Сен-Санс, Венявский. Чем Вам близка их музыка и сочинения, которые будете исполнять?
София Яковенко: На концерте я представлю одну из своих самых любимых программ. "Фауст" Венявского – для меня это особая история, я мечтала сыграть это произведение и буду счастлива исполнить и представить его публике. Венявский один из моих самых любимых композиторов. Мне очень близка его музыка, его темы. К тому же он сам был великолепным скрипачом. В программе предоставлены два вальса – Дебюсси и Сен-Санса. Будет очень интересно исполнить эти два вальса французских композиторов, но при этом показать, насколько вальс может быть разным. Если у Дебюсси это сентиментальный, задумчивый вальс, то благодаря Эжену Изаи, который в своё время сделал переложение для скрипки "Этюда в форме вальса" Сен-Санса, будет представлен уже лёгкий, восторженный, с яркими всплесками вальс. Про Интродукцию и Рондо каприччиозо я могу сказать, что это произведение наиболее популярное и часто исполняется скрипачами. Чем чаще исполняется произведение, тем больше хочется сыграть его более интересно, может, даже необычно, как-то по-новому свежо! Эта музыка близка для меня мотивами лирики и страсти; несмотря на то, что это французская музыка, в ней чувствуются нотки Испании. Ведь не зря эта пьеса посвящена испанскому скрипачу и композитору Пабло де Сарасате.
СПДМ: Выступления с оркестром – совсем другая атмосфера и другой масштаб сочинений. Для Вас это более сложная задача?
София Яковенко: Выступление с оркестром – это, безусловно, другая атмосфера, другой масштаб! Очень люблю эти выступления! Наверное, один из самых запоминающихся концертов – это самое первое выступление с оркестром, которое произошло в мои 6 лет. Но, пожалуй, одно из самых ярких впечатлений – это Концерт для скрипки с оркестром Конюса, который я исполнила в Санкт-Петербурге на сцене Государственной академической капеллы в сопровождении оркестра в рамках международного фестиваля "Музыкальный Олимп". Тогда мне было 15-ть, и я была самая юная участница этого фестиваля! Хочу подчеркнуть, что это редко исполняемый концерт, но он очень красив!
СПДМ: Участие в конкурсах для Вас – это больше соперничество с коллегами или возможность себе что-то доказать?
София Яковенко: Любой конкурс – это стимул к личностному росту, это индикатор возможностей и сил и, безусловно, элемент соперничества. Но соперничество здоровое и в конкретный момент. Потому как в повседневной жизни со многими музыкантами общаемся, поддерживаем друг друга. Я действительно принимала участие в разных конкурсах, но, пожалуй, самой приятной стала победа на конкурсе имени Андреа Постаккини в Италии! В категории "В" участвовало 47 конкурсантов, в том числе из США, Японии, Китая, Сингапура, Германии, Швейцарии и других стран. Я получила 1 премию!
СПДМ: Бывают моменты, когда понимаете, что от скрипки нужно немного отдохнуть – день-два?
София Яковенко: Не помню моментов, когда бы я решила, что от скрипки нужно отдохнуть! Мы одно целое! Как можно отдохнуть от части себя! Я всегда беру с собой скрипку, даже когда еду отдыхать!
СПДМ: Какую музыку Вы слушаете на прогулке, в поездке, в любое время, когда не заняты скрипкой?
София Яковенко: В основном это всегда классическая музыка. И чаще всего я слушаю произведения, которые в данный момент у меня в репертуаре. Стараюсь находить какие-то необычные новые записи, сравниваю, пытаюсь понять интерпретацию того или иного исполнителя: почему он сделал в этом месте так, а не по-другому. Под разное настроение – своя музыка. Если грустное или сентиментальное настроение, я люблю слушать, например, некоторые вокальные циклы Шуберта, ноктюрны Шопена, лирическую музыку Рахманинова… Благодаря великим композиторам есть возможность слушать и исполнять любую музыку на любой вкус. Люблю оперы, балет. Особенно если удаётся пойти вживую на спектакль. Из неклассической музыки иногда бывает настроение послушать рок-музыку, таких групп как Queen, Ac/Dc, Muse, Beatles. Тоже своего рода классика.
СПДМ: Кто из современных исполнителей производит на вас особенно сильное впечатление?
София Яковенко: Моими кумирами из современных исполнителей являются Юлия Фишер, Клара-Джуми Кан, Рено Капюсон, Максим Венгеров. Помимо того, что они обладают абсолютным мастерством на инструменте, я всегда восхищаюсь, с какой лёгкостью и даже непринуждённостью они играют (ощущение, что в игровой форме буквально) сложные моменты в произведениях, благодаря чему очень легко воспринимается само произведение. Так же очень важна для меня энергетика. Если исполнитель (даже через видео) смог зацепить меня буквально с первых нот, то я уже знаю, что я буду следовать за его глубокими мыслями до конца произведения. Также не могу не отметить выдающегося скрипача Вадима Репина, с которым мы исполнили дуэтом в сопровождении оркестра музыку Шнитке.
СПДМ: С чем, на Ваш взгляд, можно «миксовать» классическую музыку без риска для музыки?
София Яковенко: Лично я приверженец классики во всём. Однако, на сегодняшний день мир настолько изменился, каждый день что-то новое придумывается и изобретается. Очень интересно за этим следить и наблюдать. На мой взгляд, классическую музыку можно совместить с модой, с живописью, архитектурой. Например, исполнитель выступает на сцене, но на этой сцене находится ещё и художник, который за время звучания данного произведения рисует свои впечатления от музыки и даже от самого исполнения. И нет вреда для музыки. При этом – новый написанный шедевр.
Интервью подготовила Татьяна Михайлова