«Я проникаюсь и люблю каждое произведение, которое исполняю»
Екатерина Дворецкая родилась в 2003 году в Москве. Окончила Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Заслуженной артистки РФ, профессора Елены Ильинской). С 2021 года - студентка Московской консерватории в классе того же педагога. В 2019 году стала победительницей XV Международного конкурса молодых музыкантов в Москве в номинации «Струнные инструменты» и лауреатом II премии I Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие» Образовательного центра «Сириус» в Сочи в номинации «Оркестровые струнные инструменты». 2020-й принес победу на III Всероссийском музыкальном конкурсе в номинации «Арфа» (Москва) и Международном онлайн конкурсе молодых талантов “Nouvelles Etoiles” (Франция). В 2022 году Екатерина Дворецкая стала лауреатом 21 Израильского арфового международного конкурса и Корейского Международного Арфового онлайн конкурса. Выступала с оркестром «Виртуозы Москвы» п/у Владимира Спивакова, Президентским Оркестром РФ, оркестром Министерства Обороны РФ, оркестром «Северная Симфония» п/у Фабио Мастранджело, Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан п/у Айрата Кашаева и другими. Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2020 года.
Екатерина Дворецкая: В первый раз я увидела арфу вживую в классе моего профессора Елены Николаевны Ильинской в Центральной музыкальной школе, когда мне было 5 лет. До этого я видела арфу только на фотографиях и записях, и она уже тогда мне нравилась. Но когда увидела ее вживую, она произвела на меня большое впечатление. Она настолько мне понравилась, что я сразу поняла, что хочу учиться играть на ней.
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): Выбор инструмента – это Ваше решение или семейное?
Екатерина Дворецкая: Я сама решила, что хочу играть именно на арфе, когда была совсем маленькой. Мои родители музыканты, поэтому я с самого детства слушала много разной музыки и знала названия всех инструментов. И как-то раз моя мама открыла нижнюю часть фортепиано, где были струны, я увидела их и сказала, что играю на арфе. С тех пор я все время говорила родителям, что хочу учиться играть на арфе. С трех лет я занималась сольфеджио, а уже с 5 лет начала учиться играть на арфе в Центральной музыкальной школе.
СПДМ: Сложно ли ребенку 5-6 лет управляться с таким большим инструментом?
Екатерина Дворецкая: Я сразу начала играть на большой арфе, садилась на подставку, также была подставка под ноги и специальные насадки на педали. Мне было не тяжело, потому что начинала играть с самых простых упражнений и пьес. Есть арфы небольшого размера, это ирландские арфы, в них нет педалей, вместо них используются рычажки, которые переключаются руками. Иногда маленькие дети начинают заниматься на таких арфах и затем постепенно переходят на большую концертную арфу. Но в нашем классе мы сразу начинали играть на большой арфе.
СПДМ: Если бы не арфа, чем Вы могли бы заниматься?
Екатерина Дворецкая: Думаю, в любом случае у меня была бы творческая профессия, поскольку с рождения я всегда была в кругу музыкантов. В детстве я увлекалась многим помимо арфы, когда на это было время, например, рисованием. Но я уже никак не могу представить свою жизнь без арфы, поскольку играю на ней практически всю жизнь.
СПДМ: Арфа – один из самых сложных инструментов. В чем лично для Вас заключается наибольшая сложность?
Екатерина Дворецкая: Огромное внимание я уделяю звуку, работаю над ним каждый день, очень непросто добиться красивого, мягкого и качественного звучания, а главное сохранить его. Еще сложность состоит в том, чтобы сохранить соотношение между красивым звуком и виртуозной техникой, и в процессе игры не концентрироваться только на чем-то одном. Также у арфы есть педали, с помощью которых мы переключаем ногами знаки (бекары, диезы и бемоли). Часто в произведениях бывают сложные места, где нужно ставить очень много педалей, но такие места просто нужно хорошо выучить, что привычно для арфистов.
СПДМ: Каковы Ваши пожелания к концертной жизни молодых исполнителей на арфе?
Екатерина Дворецкая: Всегда стараться ставить перед собой цель, которую хочешь достичь. Эта цель будет важным стимулом для занятий и творческого развития. Расширять арфовый репертуар, играть много разнообразной и интересной музыки не только сольной, но и в составе разных ансамблей. Хотелось бы, чтобы арфу продвигали как солирующий инструмент, тем самым сохраняя и передавая традиции арфовой школы. Потому что у нее очень большие возможности.
СПДМ: С каким произведением связана Ваша первая победа на конкурсе?
Екатерина Дворецкая: Моя первая победа была на XII Международном конкурсе молодых музыкантов в Москве, в центральной музыкальной школе. Я участвовала в младшей группе. Моя конкурсная программа состояла из нескольких произведений, в финале исполнялось популярное виртуозное сочинение Альберта Цабеля "У фонтана". На разных конкурсах было очень много разнообразных программ, но больше всего мне запомнилось, как я исполняла с оркестром Концерт Глиэра на III всероссийском конкурсе в 2020 году, где я получила 1 премию. Это был далеко не первый мой конкурс, но тогда я в первый раз именно на конкурсе исполняла концерт с оркестром, до этого только на концертах.
СПДМ: По какому принципу формируется Ваш репертуар: композиторы, эпохи, жанры…?
Екатерина Дворецкая: В моем репертуаре всегда есть произведения разных эпох, обязательно барокко, например, произведения Баха, Генделя, Скарлатти и других композиторов. Также есть произведения эпохи романтизма, классицизма и импрессионизма. Есть более современные, например, Хиндемита или других композиторов. Обязательно включаю в репертуар программы для арфы соло, с оркестром, и много произведений для арфы в ансамбле. Достаточно большую часть программы я составляю специально для конкурсов, где есть определенные требования. Но часто выбираю произведения сама, которые мне нравятся и очень хочется сыграть их на концертах. Одно из моих самых любимых произведений – «Баллада» Карлоса Сальседо. Оно очень виртуозное и невероятно красивое, его редко исполняют. Я услышала запись этого произведения меньше года назад и сразу поняла, что очень хочу его исполнить. Мне посчастливилось выступить с этим сочинением уже несколько раз, и каждый раз, когда я выхожу на сцену, я наслаждаюсь им. Еще одно потрясающе красивое произведение – Концертштюк Габриэля Пьерне, он написан для арфы с оркестром – тоже одно из моих любимых. И еще несколько произведений: Сонатина для арфы ор.30 Марселя Турнье, несколько произведений Дебюсси, в их числе Танцы для арфы и струнного ансамбля – священный и светский.
СПДМ: Первый весенний концерт в Английском зале Дома музыки 3 марта открывает Вторая партита Баха в Вашем исполнении. Переложение для арфы американки Райан-Фореро. Ваше мнение о первоисточнике и современной транскрипции?
Екатерина Дворецкая: Довольно часто арфисты исполняют разные классические произведения по партии клавира, иногда это уртекст. Но исполнение на арфе имеет свои особенности. У арфистов альтерация нот (повышение и понижение) происходит за счет работы 7 педалей, у каждой педали 3 положения (на диезы, бемоли и бекары). Поэтому арфисты адаптируют нотный текст для исполнения на арфе, обозначая в нотах педали и также аппликатуру, поскольку при игре на арфе задействованы только 4 пальца каждой руки, а не 5, как на фортепиано. Райан-Фореро сделала транскрипцию партиты Баха для арфы максимально близко к первоисточнику.
СПДМ: Существует ли, на Ваш взгляд, проблема сольного репертуара для арфы? И как Вы относитесь к транскрипциям?
Екатерина Дворецкая: Арфовый репертуар в большей своей части состоит из произведений самих арфистов. Известны лишь немногие знаменитые композиторы (не арфисты), писавшие для сольной арфы, среди них: Гендель, Моцарт, Равель, Дебюсси, Хиндемит, Вилла-Лобос, Хинастера, Родриго, Глиэр и др. Это без учета партии арфы в оркестре, где ее стали использовать Бетховен, Доницетти, Верди, Вагнер, Сен-Санс, Малер, Берлиоз и др. К сожалению, именитые композиторы, такие как Чайковский, Шуберт, Шуман, Рахманинов и многие другие, не посвящали арфе свои крупные произведения. Сегодня арфисты тесно сотрудничают с композиторами, которые пишут много новой музыки для арфы.
Я приветствую транскрипции, потому что они существенно расширяют арфовый репертуар и позволяют арфистам не только исполнять новые для них произведения, но и увеличить свою аудиторию на концертах. При всей схожести арфовой нотной фактуры с фортепианной, все же есть некоторые отличия, которые ограничивали свободу самовыражения авторам. Поэтому часто арфисты сами писали музыку для своего инструмента, пополняя свой репертуар транскрипциями произведений знаменитых композиторов.
СПДМ: С какими произведениями связаны самые запоминающиеся выступления в проектах Санкт-Петербургского Дома музыки?
Екатерина Дворецкая: Сложно выделить какой-то один концерт, потому что все концерты в проектах Санкт-Петербургского Дома музыка для меня особенные, запоминающиеся, поскольку каждый раз разная и очень интересная программа и лучшие концертные залы. Одно из самых запоминающихся для меня выступлений было в Казани с ГАСО Татарстана в зале имени Сайдашева, потому что я давно мечтала выступить в этом зале. К тому же, я впервые исполнила Концерт для арфы с оркестром Глиэра, это была большая ответственность. Также очень запомнилась поездка в Армению. Был концерт в Ереване, где я исполнила мое любимое произведение Сальседо – «Балладу». Публика невероятно тепло принимала, я была под большим впечатлением.
СПДМ: Считается, что на арфе можно исполнять все: от церковной музыки для рока. В этом диапазоне что Вам ближе?
Екатерина Дворецкая: Мне наиболее близка романтическая музыка и импрессионизм. Арфа в этих жанрах раскрывается в наилучшем свете, а также эти жанры представлены в наибольшем количестве произведений. Но в любом случае мне нравится исполнять произведения разных жанров, классицизм, барокко или что-то современное. Я проникаюсь и люблю каждое произведение, которое исполняю.
Интервью подготовила Татьяна Михайлова