«Эта скрипка поразила меня с первых минут нашего знакомства»
Анна Савкина родилась в 1994 году в г. Братск Иркутской области. Учиться музыке начала там же, в Детской школе искусств у педагога Елены Гурджидзе. Затем окончила Московскую среднюю специальную музыкальную школу им.Гнесиных (класс Народного артиста России, профессора Александра Винницкого) и Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (класс Народного артиста России, профессора Владимира Иванова). Среди престижных наград скрипачки – приз зрительских симпатий V Международного музыкального конкурса в г. Сендай (Япония) в 2013 году и Гран-при V Международного конкурса скрипачей в Астане (Казахстан) в 2014-м. В 2018-м Анна стала победительницей V Международного музыкального конкурса "Buchenau Spring" (Хессен, Германия), а в 2020-м - Всероссийского конкурса молодых исполнителей, посвящённого 75-летию Казанской консерватории. Она выступает с ведущими российскими и зарубежными дирижерами, участвует в крупных международных фестивалях. С 2019 года сотрудничает с Санкт-Петербургским Домом музыки. Первые концерты 4-летней Ани проходили под гармонь с игрушечным микрофоном в руках. В качестве зрителей – семья и детские игрушки. Сегодня её аудитория расширилась до ведущих концертных залов России и мира. А в руках - настоящее сокровище - скрипка работы итальянского мастера Томмазо Балестриери 1752 года. Новый год она встречает в Линце, выступая в проекте Дома музыки «Русские вторники» - символичное для гастролирующего артиста начало года. Интервью с Анной Савкиной записано накануне новогоднего концерта в австрийском Brucknerhaus.
Анна Савкина: Для меня ĸонцерт в Линце - настоящий новогодний подароĸ. Я впервые буду встречать Новый год не просто за рубежом, но ещё и на сцене прославленного Brucknerhaus! Мне повезло с выбором программы: филигранный блестящий Мендельсон, чувственный, пропитанный ароматом венсĸого меланжа, Крейслер и, ĸонечно же, музыĸа нашей Родины - Чайĸовсĸий. Уже предвĸушаю эту восторженную тёплую атмосферу в зале и своё внутреннее ожидание чуда, ĸаĸ в детстве, ведь праздничные рождественсĸие ĸонцерты проходят на большом эмоциональном подъёме. А еще я верю в примету: ĸаĸ Новый год встретишь, таĸ его и проведёшь.
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): Программа новогоднего концерта Дома музыки в Брукнерхаусе составлена из миниатюр. Если сравнивать небольшие пьесы и масштабные произведения, в ĸаĸих Вам проще расĸрыться: поĸазать свои возможности, потенциал инструмента, содержание произведения?
Анна Савкина: Очень ценно и приятно, что возрождаетcя традиция исполнения миниатюр, чего таĸ не хватает в наше время. Сейчас принято играть в основном ĸрупные формы даже на ĸамерных концертах. Безусловно, и я люблю масштабные сочинения. Но ведь исполнить ряд лаĸоничных произведений подряд - это отдельное исĸусство. В любой небольшой пьесе сĸрыта глубоĸая драматургия. И задача исполнителя - расĸрыть хараĸтер, поĸазать многообразие чувств, сĸазать своё слово, дойти до совершенства и сразу же переĸлючить слушателя на новые образы.
СПДМ: Вспомните, пожалуйста, самое начало Вашего творческого пути.
Анна Савкина: Всё началось с домашних концертов, которые мы устраивали с моей крёстной, когда мне исполнилось 4 года. Мы звали всю семью, я рассаживала игрушки на диване, надевала платье, брала игрушечный микрофон, пела и танцевала, а моя крёстная играла на гармони. Так было почти каждый день. Иногда живой аккомпанемент заменял кассетный магнитофон. Я знала наизусть почти все песенки из советских мультфильмов. Спустя год мама привела меня в ДШИ №3 города Братска, из стен которой вышло много талантливых ребят, которые сейчас учатся и играют в России и за рубежом. Я была очень миниатюрным ребёнком, и завуч предложила пойти на скрипку или флейту. Для нас с мамой выбор был очевиден. Мой первый педагог Елена Гурджидзе была замечательной. Она научила меня получать удовольствие от выступлений на сцене. В занятиях не было никакой дрессуры, что я сейчас наблюдаю у юных музыкантов. Конечно же, была система занятий и контроль мамы, которая всегда была рядом с первых дней обучения. Моя бабушка обожала творчество скрипачей «золотой эпохи», поэтому я была воспитана на исполнительском стиле Давида Ойстраха, Леонида Когана и Иегуди Менухина.
СПДМ: Ваш первый концерт, когда Вы поняли, что не просто ученица, а артистка, как это было?
Анна Савкина: Как сейчас помню эти два знаменательных дня. Мне исполнилось 20, и я открывала сезон сольным концертом в Малом зале Московской Консерватории, а затем дебютировала с Первым концертом Шостаковича в Большом зале Консерватории. Я очень много работала над собой и занималась, исполнительский опыт копился. И в тот момент я почувствовала, что управляю временем на сцене и вниманием целого зала, поняла, что могу импровизировать и слышать себя в пространстве. Тогда впервые ко мне пришли покой и уверенность.
СПДМ: На Ваш взгляд, скрипка подходит любому жанру?
Анна Савкина: Я считаю, что скрипка абсолютно универсальна. Она может существовать в любом жанре, будь то фолк или аутентичный барочный стиль, классическое академическое исполнение или джаз. Я стремлюсь чаще пробовать себя в жанре импровизации, так как это очень раскрепощает. В дальнейшем это ощущение свободы помогает в родной классической манере исполнения. Это может показаться странным, но я бы хотела создать шоу, в котором будет синтезироваться танец, цирк, свет, оркестр, а в главной роли будет скрипка.
СПДМ: Ваши музыкальные мечты – с чем они связаны?
Анна Савкина: Не буду скрывать: я мечтаю сыграть с оркестром под управлением маэстро Валерия Гергиева и Владимира Юровского. Есть два заветных зала - Albert Hall в Лондоне и Suntory Hall в Токио. Нет ничего лучше, чем концертные турне с камерной программой или с оркестром, когда ты путешествуешь с определенным коллективом и дирижёром по разным городам, или же работаешь с разными оркестрами, что тоже невероятно интересно. У меня был подобный опыт в Украине, Австрии и Германии, но хочется расширить географию. Я обожаю путешествовать, и благодаря нашей профессии имею такую возможность. С момента начала моей работы с Санкт-Петербургским Домом Музыки в 2019 году, я открыла для себя такие удивительные места, как Вифлеем, Бишкек, Риека, Афины, Приднестровье. С искренним восхищением наблюдаю, в каких уникальных местах проводятся концерты.
СПДМ: Чтобы рассказать о себе посредством музыки, какие произведения Вы бы выбрали?
Анна Савкина: Несмотря на то, что у меня большой репертуар, и в каждом произведении много, о чем хочется рассказать, Соната Сезара Франка - мой фаворит. Эта музыка полностью передаёт мой внутренний мир, чувства и переживания. Каждый раз, играя Сонату, нахожу в ней покой, утешение, восторг и широкий спектр других эмоций.
СПДМ: Что, на Ваш взгляд, заключает в себе понятие творческая индивидуальность?
Анна Савкина: Каждый исполнитель имеет за плечами собственный музыкальный и жизненный опыт и с этих позиций трансформирует авторский текст. Мы легко можем узнать ведущих скрипачей «золотого века» даже на аудиозаписях - настолько индивидуален был стиль каждого из них. То же и сегодня: музыканты мирового уровня - Янсен, Кавакос, Венгеров, Крылов, Ситковецкий - обладают своим, неподражаемым почерком.
СПДМ: Из Ваших ближайших выступлений – концерт Дома музыки с оркестром Мариинского театра 3 февраля. Вы будете исполнять Скрипичный концерт Шостаковича. Какие эмоции у Вас вызывает это сочинение?
Анна Савкина: Я с детства влюблена в Шостаковича. В 14 лет я услышала Одиннадцатую симфонию «1905-й год», и ничто больше не производило на меня столь сильного впечатления... кроме Первого концерта. Это грандиозное по глубине и содержанию сочинение, на мой взгляд, лучшее, что было написано для скрипки. Самое сложное в нем - охватить масштаб. Для меня в Концерте не четыре, а пять частей: мёртвый Ноктюрн, от которого стынет кровь; гротескный танец смерти в Скерцо; Пассакалия, пропитанная отчаянием и болью, от которой хочется кричать, но нет сил; за ней следует Каденция - не интермедийная, по традиции, а самостоятельная часть, в которой время останавливается, и композитор переосмысливает события. Этот Концерт остаётся созвучен дню сегодняшнему, его музыка бессмертна. Долгое время у меня была цель - сыграть все сочинения Дмитрия Дмитриевича. Поэтому в моем репертуаре скрипичная соната, оба концерта, с которыми я дебютировала в Японии, фортепианные квинтет и два трио, а также часть струнных квартетов. Именно поэтому концерт 3 февраля для меня самый долгожданный и ответственный. Ведь я не только впервые выйду на сцену Мариинского театра, но и буду исполнять свое любимое сочинение с одним из лучших оркестров страны. Нельзя не упомянуть важного участника этого концерта - инструмент, на котором я сейчас играю и который мне стал очень дорог. Это скрипка работы итальянского мастера Томмазо Балестриери 1752 года. Я благодарна Сергею Павловичу Ролдугину за возможность играть на таком великолепном инструменте. Эта скрипка поразила меня с первых минут нашего знакомства: внешне тонкая, изящная, лёгкая, она давала невероятной силы звук - бархатный на басах и искрящийся хрустальный в верхних регистрах. Это именно тот случай, когда получаешь удовольствие просто от того, что держишь инструмент в руках, а поиск новых красок - это отдельный мир, в который окунаешься с головой.
СПДМ: Что Вы хотели бы пожелать в новом году себе, близким, коллегам-музыкантам?
Анна Савкина: От всей души хочу пожелать всем крепкого здоровья и благополучия, чтобы жизнь двигалась только вперёд на crescendo! Желаю своим коллегам служить Музыке, дарить людям радость посредством звуков и получать удовольствие на сцене!
Интервью подготовила Татьяна Михайлова
IN ENGLISH