«Вовремя услышанная симфония может впечатлить человека и направить его по совершенно иному пути»
Лев Журавский родился в 2000 году в Санкт-Петербурге. Окончил Среднюю специальную музыкальную школу при Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс преподавателя Григория Малиёва). С 2018 года – студент Санкт-Петербургской консерватории в классе того же педагога. С 2019 года – солист оркестра Михайловского театра. В 15 лет Лев стал победителем Санкт-Петербургского открытого конкурса юных исполнителей на духовых и ударных инструментах, а через год – лауреатом II премии III Международного конкурса «Вебер – кларнет» в Петрозаводске и обладателем Грин-при II Международного открытого конкурса исполнителей на деревянных и медных духовых инструментах «Фанфары Петербурга». В 2018-м – победитель II Международного конкурса-фестиваля молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах им. Гнесиных в Москве и дипломант Международного конкурса кларнетистов им. Дмитрия Ашкенази в Гренхене (Швейцария). В 2019-м солист стал победителем I Международного конкурса-фестиваля кларнетистов "С Днем рождения, Маэстро!" в Москве и обладателем специального приза на Международном конкурсе им. Леоша Яначека в Брно (Чехия). 2021-й принес победу на IV Международном конкурсе «Вебер-Кларнет» в Петрозаводске. А в этом году – лауреатство на Международном конкурсе исполнителей на духовых инструментах AEOLUS в Дюссельдорфе. Лев Журавский выступает в залах Санкт-Петербурга, в том числе Мариинского театра, Филармонии и Капеллы. Гастролировал в Нидерландах и Швейцарии. В 2018 году принял участие в гастрольном турне по Азии в составе Всероссийского юношеского оркестра под управлением Юрия Башмета. Участник программ Санкт-Петербургского дома музыки с 2017 года.
Лев Журавский: Музыка пришла ко мне, захватила и покорила сразу, с детства. Я рос в музыкальной семье: папа - гитарист и мандолинист, мама - хормейстер, брат - виолончелист. Я помню, по утрам на проигрывателе включали Луи Армстронга, а ближе к вечеру что-нибудь классическое. Перед сном я часто переслушивал мои любимые записи: "Петя и волк" Прокофьева, "Пер Гюнт" Грига, Венгерские танцы Брамса. Духовых в семье не было, но самый первый преподаватель папы по гитаре в городе Балтийске, Владимир Иванович Сергиенко, играл также и на кларнете. Папа очень любил этого учителя и помнил, как он красиво играл.
Бывало, когда к нам приходили гости на какие-нибудь праздники, после ужина практиковалось общее музицирование. Всем желающим раздавались разные инструменты (гитары, блокфлейты, ударные и т.п.), и мы вместе исполняли что-нибудь веселое.
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): Учеба в Консерватории, работа в театре, сольные выступления в проектах Дома музыки – трудно ли все это совмещать?
Лев Журавский: Когда играешь хорошую музыку, не замечаешь усталости и совершенно не упускаешь удовольствия. Конечно, иногда накапливается некое утомление, но это приятное чувство, подобное ощущению удовлетворения после хорошей физической тренировки или долгого, интересного путешествия.
СПДМ: Какую роль для Вас играют проекты Дома музыки?
Лев Журавский: Значительную! За эти 5 лет благодаря проектам Дома музыки я обрел много интересных знакомств, получил бесценный опыт, посетил немало интересных мест и сыграл в замечательных залах. Работа над программами приносит огромную пользу и дарует мотивацию прыгнуть выше головы. Но самое важное для меня - знакомства с другими солистами, которые порой меняют мое представление о музыке и позволяют развиваться.
СПДМ: Работа в оркестре и сольные выступления взаимовыгодны с точки зрения опыта, творчества или идут «параллельно»?
Лев Журавский: Безусловно, взаимовыгодны. Для оркестранта выступить с сольным концертом - большой вызов, равно как и для солиста сесть в оркестровую яму и сыграть, предположим, "Тоску" Пуччини... Следовательно, практикуясь в обоих этих направлениях, можно вынести из каждого неоценимые знания о музыке.
СПДМ: Удается ли Вам найти время на фильмы, книги, театр, спорт и т.д.?
Лев Журавский: Боюсь, не так, как хотелось бы, но я стараюсь все время что-то читать или смотреть важные фильмы. Периодически хожу в тренажерный зал. Вот на театр времени много! Правда на сцену возможности посмотреть нет, но это не так важно.
СПДМ: Вслед за Моцартом звук кларнета стали сравнивать с человеческим голосом. А с чем Вы могли бы его сравнить?
Лев Журавский: Звук кларнета многогранен, определенные регистры даже обрели свое название вследствие большой разницы в тембре. Более низкий регистр - "шалюмо" - обладает обволакивающим, темным, густым звуком. А более высокий - "кларино" - ясный, проникновенный и яркий. Думаю, сравнение с голосом более чем удачно, но это голос очень разносторонний, и баритон, и сопрано.
СПДМ: Чьи произведения Вам наиболее близки как исполнителю?
Лев Журавский: Мне близки романтические произведения. Идея двоемирия, когда композитор уходит от реальности, погружаясь в созданные им чарующие образы... Поэтому мне очень нравится Шпор, как представитель истинного, пылкого раннего романтизма. По этой же причине с детства я очень много слушал Брамса, хотя его творчество требует чрезвычайно глубокого осмысления, к которому я пока только пытаюсь приблизиться. Пуленк, хоть и идеологически боролся с романтизмом, в поздних произведениях к нему приблизился. Я услышал его Сонату впервые в 2014 году и долгое время не мог отойти... Проникновенность, нежная грусть и светлая надежда - то, что сразу приходит на ум, когда думаешь об этой Сонате. Наверное, его сочинения мне все же ближе всех.
СПДМ: На закате своей творческой деятельности, намереваясь больше не писать музыки, Брамс вдруг меняет свои планы и создает несколько сочинений для кларнета. Вдохновило его на этот шаг искусство известного кларнетиста Мюльфельда. Вам понятны такие порывы, когда искусство, в частности, музыка, влияют на человека, меняют планы, взгляды, заставляют совершить маленькое чудо?
Лев Журавский: Безусловно, хорошая музыка влияет на человека напрямую. Подобно вовремя прочитанному роману, вовремя услышанная симфония может впечатлить человека и направить его по совершенно иному пути.
СПДМ: Если бы Вам пришлось заказывать сочинение для себя, к кому бы Вы обратились из композиторов?
Лев Журавский: Ответ будет не оригинален, но совершенно искренен. Хотелось бы услышать музыку Чайковского для кларнета. Согласно одной легенде, Петр Ильич обещал знаменитому кларнетисту Розанову написать для него концерт, но преждевременная смерть композитора помешала этому... Так обидно! Это могла бы быть драгоценнейшая жемчужина в кларнетовом репертуаре.
Интервью подготовила Татьяна Михайлова
IN ENGLISH