«Мир прекрасен в разнообразии»
Саксофонист Роман Маркелов родился в городе Белая Калитва Ростовской области. Окончил Воронежский музыкальный колледж им. Ростроповичей (класс Игоря Воронина) и Колледж при Российской академии музыки им. Гнесиных (класс доцента Леонида Друтина). В настоящее время – студент «Гнесинки» в классе Народной артистки России, профессора Маргариты Шапошниковой. Двукратный победитель Молодежных Дельфийских игр России и Молодежных Дельфийских игр государств-участников СНГ. Впервые принял участие в программах Дома музыки в 2015 году.
Санкт-Петербургский Дом музыки: Роман, в первый раз Вы познакомились с Домом музыки в 2015 году, когда стали участником проекта «Река талантов». Тогда Вы сказали, что «Река талантов» – это и советы от выдающихся педагогов, и возможность для молодых артистов «пробиться» и сделать себе имя. Расскажите, что изменилось в Вашей жизни за это время? Каких успехов Вы достигли?
Роман Маркелов: Действительно, «Река талантов» – это ценнейший опыт и заряд творческой энергии от мастеров нашего дела. С момента моего участия в проекте я стал победителем престижного международного конкурса «Голос саксофона в современном мире», а также дважды – золотым медалистом Дельфийских игр. Помимо этого, в рамках программ Дома музыки выступал в разных странах мира с концертами.
СПДМ: Почему именно саксофон? Занимаются ли в Вашей семье музыкой?
Роман Маркелов: Так получилось, что в детстве я начинал играть на фортепиано, блок-флейте, немного – на баяне. Из всего этого мне лучше всего давалась блок-флейта. После был выбор между трубой, флейтой и саксофоном. Не знаю, почему, но я выбрал именно саксофон.
Я родился в семье музыкантов. Мой папа – баянист, он директор Детской школы искусств №13 в Воронеже, моя мама – вокалистка и дирижер-хоровик. Атмосфера была по-настоящему музыкальная с самого детства.
СПДМ: Что для Вас более интересно – академическая или джазовая направленность? И может ли саксофонист быть «универсальным»?
Роман Маркелов: Саксофон мне всегда был интересен с точки зрения академизма. Мой первый педагог Игорь Викторович Воронин привил мне любовь к инструменту и дал знания в области академического исполнительства. К джазовой музыке отношусь с интересом и уважением, но слабо представляю себя в ней. Не исключаю, что в дальнейшем мне захочется осваивать это направление. Сейчас я хочу и дальше развиваться в академическом направлении, тем более, что понимаю – есть еще чему учиться. В России на данный момент к академическому саксофону относятся с неким недоверием, хотя, безусловно, ситуация гораздо лучше, чем была каких-то десять лет назад. Это заслуга стремительного развития саксофонной школы и того, что инструмент представлен в программах Петербургского Дома музыки. Таким образом, у нас есть хорошие площадки для выступлений и мы можем продемонстрировать, что саксофон – это, прежде всего, академический инструмент.
На мой взгляд, преуспеть одинаково в академическом и джазовом направлении для музыканта-духовика – практически невозможно из-за кардинально разного подхода к звучанию инструмента.
СПДМ: В Вашем репертуаре присутствуют как оригинальные сочинения, так и Ваши собственные переложения. Хотели бы Вы в будущем стать композитором?
Роман Маркелов: Думаю, у меня недостаточно таланта для композиции. Я всегда с интересом жду новых произведений, написанных для саксофона. Что касается переложений, всегда очень интересно и полезно обращать внимание на музыкальные шедевры и представлять их в новом «тембре». Чаще всего это вызывает интерес у публики, и всегда возникает желание прийти на концерт и послушать.
СПДМ: Есть ли у Вас кумир среди музыкантов других специальностей?
Роман Маркелов: Честно признаться, кумира нет и, наверное, не должно быть. Есть огромное количество музыкантов, мэтров своего дела, которые вдохновляют меня на дальнейшую работу и развитие, но кумирами их назвать не могу. И это хорошо, иначе бы я полностью окунулся в их исполнительство и потерял бы свой взгляд на музыку, а, как известно, музыка – вещь необъективная.
СПДМ: Вы обучаетесь в классе Народной артистки России, профессора Маргариты Шапошниковой. Она воспитала плеяду выдающихся саксофонистов. Среди её учеников – Сергей Колесов и Никита Зимин. Как Вы думаете, в чем уникальность педагогики Маргариты Константиновны?
Роман Маркелов: Без сомнения, Маргарита Константиновна – великий педагог, основатель школы саксофона в нашей стране. Представлять ее класс – большая честь и ответственность, особенно когда вспоминаешь, каких музыкантов она воспитала. Уникальность ее методики – в постоянном поиске и абсолютной самоотдаче своему делу. Имея за плечами колоссальный опыт и знания, она всегда ищет и развивается вместе со своими студентами и, главное, идет в ногу со временем. Школа саксофона развивается во всем мире, и мы, невольно оказываясь под влиянием «моды», обязаны учитывать это. При этом очень важно не потерять собственное «я» – для Маргариты Константиновны это очень ценно. Она всегда пытается изучить студента «изнутри», понять его сильные и слабые стороны, научить пользоваться своими качествами, о которых порой даже не подозреваешь. Наш класс очень разнообразен, и порой даже сложно поверить, что, к примеру, два абсолютно разных музыканта учатся в одном классе и представляют одного профессора. В нашем классе такое есть, и это очень хорошо. Мир прекрасен в разнообразии.
IN ENGLISH