«На сцене всегда иначе бьется сердце, по-другому работают мышцы, мозг и психика»
Михаил Усов родился в 2002 году в Екатеринбурге. Обучаться музыке начал в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных (класс Заслуженной артистки России Татьяны Беркуль). В настоящие время студент Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского в классе того же педагога. В 2017 году стал лауреатом II премии конкурса им. Леопольда Ауэра в Санкт-Петербурге. В 2018-м – лауреатом конкурса скрипачей им. Андреа Постаккини в Италии и лауреатом II премии Всероссийских Дельфийских игр во Владивостоке. В 2021 году стал победителем Первого всероссийского отбора Российского Национального Оркестра и лауреатом III премии Международного конкурса имени П. Столярского в Одессе. 2022-й – победа на IV Всероссийском музыкальном конкурсе. Михаил Усов выступает с ведущими симфоническими оркестрами России, является постоянным участником концертных программ фонда «Новые имена» и фонда Владимира Спивакова, фестиваля «Притяжение» Даниила Когана. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2022 года. На проходившем в июне XVII Международном конкурсе им. П.И.Чайковского, по мнению жюри, Михаил стал лучшим участником II тура, не прошедшим в финал.
Михаил Усов: Решаться на то, чтобы выступить на конкурсе, мне не пришлось – у меня было «забронировано» выступление на первом туре благодаря победе на Всероссийском музыкальном конкурсе. Конечно же, я использовал этот шанс. Именно на конкурсе я впервые почувствовал, что мой же организм меня спасает. Волноваться больше, чем я могу, я не сумел. Заполненный зал очень помогает своим доброжелательным отношением к музыкантам, отвлекает от мыслей, что это конкурс. Всё превращается в концертное выступление. Кроме обязательных произведений, заявленных в условиях конкурса, я постарался включить в свою программу музыку разных стилей, написанную в разные эпохи. Из особенно любимых могу выделить «Элегическую поэму» Эжена Изаи и «Меланхолическую серенаду» Чайковского. Что касается подготовки, я думаю, невозможно назвать какую-то определенную дату, когда ты начинаешь готовиться к конкурсу. Это непрерывный процесс занятий и поисков.
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): Закончив выступления после Второго тура, Вы продолжали следить за игрой своих коллег? За кого болели?
Михаил Усов: Все шестеро – прекрасные скрипачи, и каждый интересен по-своему. Я искренне желаю каждому из них лучшего и того, чего именно они хотели бы достичь.
СПДМ: У Вас остались неисполненными Чайковский и Моцарт. Где бы вы хотели сыграть эти концерты?
Михаил Усов: На сегодняшний день я уже точно знаю, что дважды исполню Концерт Чайковского в следующем концертном сезоне. В Красноярской филармонии и в Кисловодске. Честно говоря, никогда не мечтал о выходе на сцену в каком-то определенном концертом зале. Важна акустика и чуткие дирижёр и оркестр. Это очень помогает и вдохновляет.
СПДМ: Кто помогал Вам готовиться к конкурсу, поддерживал?
Михаил Усов: Думаю, здесь всё, как у всех – моя семья (с одним из членов семьи мне посчастливилось разделить сцену обоих туров конкурса – моя мама, Людмила, мне аккомпанировала) и мой педагог - Татьяна Семёновна Беркуль.
СПДМ: Участие в проектах Санкт-Петербургского Дома музыки накануне конкурсных испытаний помогало Вам в подготовке, повлияло на результат?
Михаил Усов: Конечно, помогло. Как ни парадоксально, но только обыгрывая программу на сцене, можно подготовить себя к сцене. Ни дома, ни в классе при всём желании до конца не воссоздать атмосферу концертного выступления. На сцене всегда иначе бьется сердце, по-другому работают мышцы, мозг и психика. И важно «отрепетировать» это состояние, в чём, несомненно, мне помогли концерты от Санкт-Петербургского Дома музыки. Пожалуй, одно из самых ярких воспоминаний – выступление в концертном зале Мариинского театра, где я играл Концерт Брамса в сопровождении оркестра Мариинки с дирижёром Николаем Цинманом. Это потрясающий зал, невероятная музыка и чудесные партнёры по сцене.
СПДМ: Если бы выбор репертуара зависел только от Вас, какие произведения туда вошли бы?
Михаил Усов: Наверное, в музыке я больше ценю лиризм и глубину, нежели внешнюю яркость и «цирковые приёмы». Хочется, чтобы технические сложности были во имя, а не против музыки. Люблю Сибелиуса, Брамса, Чайковского, Прокофьева, Баха. Думаю, в первую очередь концерт состоял бы из произведений этих композиторов.
СПДМ: С чего начинался Ваш путь музыканта и были ли сомнения?
Михаил Усов: Сложности и сомнения сопровождают любого профессионального музыканта всю его жизнь, но кардинально сменить траекторию они меня не заставили. А путь мой начинался достаточно традиционно. Я спел песенку «Серёжка с Малой Бронной» и прохлопал ритмический рисунок на поступлении в подготовительное отделение Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных.
СПДМ: Когда для Вас закончился «принудительный» период в обучении?
Михаил Усов: С какой-то точки зрения этот период продолжается до сих пор. Просто, если раньше меня принуждала мама, то теперь я способен заставлять себя сам. А вообще со временем я почувствовал, что этот процесс может быть крайне увлекательным.
СПДМ: Что необходимо человеку вашей профессии для успеха?
Михаил Усов: Талант, терпение и удача!
СПДМ: Мир классической музыки сегодня достаточно открыт для неожиданных интерпретаций, для соединения с другими жанрами, для экспериментов «на грани». Что Вам ближе: классика «в чистом виде» или возможны варианты?
Михаил Усов: Мне на данный момент ближе классический вариант. Может быть, когда-нибудь я проникнусь синтезированными видами искусств, но сегодня мне кажется, что я за всю жизнь не смогу до конца постичь всю глубину классики «в чистом виде». В частности, тайну Чаконы Баха, на мой взгляд, можно разгадывать всю жизнь. А если же мне хочется другого – я просто слушаю совершенно другую музыку, к примеру, группу Queen или Тома Уэйтса.
Интервью подготовила Татьяна Михайлова