«Музыка Моцарта и Бетховена идеально подходит для начала дня»
Андрей Зубенко родился в 2000 году в г. Нижнем Тагиле Свердловской области. Обучался в Детской музыкальной школе №1 им. Н.А. Римского-Корсакова г. Нижнего Тагила (класс преподавателя Лилии Козловой). Окончил Уральскую специальную музыкальную школу (класс Заслуженного работника культуры Ирины Мезриной). С 2019 года – студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народного артиста России, профессора Владимира Иванова). В 2015 году стал лауреатом VII Демидовского международного юношеского конкурса скрипачей (Екатеринбург). В 2017-м стал дважды победителем (Золотая медаль) XVI Молодежных Дельфийских игр России и XII Молодежных Дельфийских игр государств-участников СНГ (Екатеринбург). Лауреат Общероссийского конкурса «Молодые дарования России» (2013). Ведет активную концертную деятельность. Выступал на сценах Московской, Нижегородской, Свердловской, Тверской, Тульской филармоний, в Большом, Малом, Рахманиновском залах Московской консерватории, в Светлановском и Камерном зале Московского международного Дома музыки, в Камерном зале «Зарядье», в залах Дворца Белосельских-Белозерских и Политехнического университета в Санкт-Петербурге. Финалист проекта "Река талантов" - 2021. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2016 года.
Андрей Зубенко: Стоит начать с того, что родился я в небольшом городе Свердловской области – Нижнем Тагиле. Хоть в моей семье в нескольких поколениях и не было профессиональных музыкантов, но моя мама всю жизнь тяготела к пению – пела в хоре, любила слушать различные вокальные сочинения и имела абсолютный слух. Думаю, задатки и музыкальные способности я получил от нее. Папа с самого раннего детства прививал у меня любовь к самым разным видам искусства – читал мне различную литературу, знакомил с великими творениями всемирно известных художников, водил меня на концерты в филармонию, оставлял меня по вечерам засыпать под включенную на магнитофоне музыку Бетховена, Шумана и Шопена. Все это повлияло на то, что по достижении 6-летнего возраста я сказал своим родителям, что хочу пойти в музыкальную школу и связать свою жизнь с музыкой. По поводу выбора мной музыкального инструмента – это отдельная история. В музыкальной школе у меня спросили, на каком инструменте мне хотелось бы начать знакомство с миром музыки. Я мгновенно ответил, что скрипка, так как с раннего детства меня поражал необычный внешний вид этого инструмента и его поразительное, неповторимое пение, которое постоянно звучало у меня в голове после прослушивания записей, которые включал мне мой папа. Поэтому я очень благодарен своим родителям, так как в удивительном мире музыки я оказался во многом благодаря им. Не буду скрывать, в детстве мне довольно легко давалась учеба, поэтому вместо этого мне хотелось больше гулять и отдыхать. Но я благодарен, что в этот период жизни мне встретились два важнейших человека в моей музыкальной жизни – это первая учительница по классу скрипки в музыкальной школе Лилия Викторовна Козлова, а через несколько лет мой педагог в Уральской десятилетке Ирина Михайловна Мезрина, которые с раннего детства прививали мне любовь к труду, занятиям, делились своим опытом и радовались моим первым успехам.
СПДМ: Сколько сейчас времени Вы проводите с инструментом?
Андрей Зубенко: Сейчас из-за учебы в консерватории и одновременно с ней концертной деятельности занятия на скрипке занимают у меня много часов в день, но я всегда стараюсь находить время на увлечения и хобби, общение с друзьями, посещение различных театральных и концертных площадок – в общем, максимально расширять свой кругозор.
СПДМ: С какой музыки начинается Ваш день?
Андрей Зубенко: Я считаю, что музыка Моцарта и Бетховена идеально подходит для начала дня – в ней всегда присутствует волевой настрой, мотивирующий на последующий день, преобладают светлые эмоции, и она дает бодрый заряд на предстоящую работу и общение с людьми.
СПДМ: Инструмент, на котором Вы играете, давно с Вами?
Андрей Зубенко: С мая 2022 года Санкт-Петербургский Дом музыки предоставил мне потрясающую возможность играть на уникальной скрипке, изготовленной известным скрипичным мастером Джузеппе Гварнери “филиус Андреа“ в 1719 году. Хочу выразить огромную благодарность Сергею Павловичу Ролдугину за возможность играть на ней. Эта скрипка обладает совершенно уникальным тембром, который в каждом произведении раскрывается по-своему. К примеру, в Третьей скрипичной сонате Иоганнеса Брамса она дает неповторимое и глубокое звучание баска струны соль, а в третьей части его Скрипичного концерта придает четкое и бисерное звучание каждому виртуозному пассажу. Она очень удобна для исполнителя по мензуре, внешне выглядит изящно и грациозно. Надеюсь, эта скрипка и дальше будет раскрывать для меня свои новые грани и возможности, а также помогать мне искать свою неповторимую интерпретацию во всех исполняемых мной музыкальных произведениях.
СПДМ: Скрипку любят называть инструментом интеллектуалов (Эйнштейн здесь сыграл не последнюю роль). Часто ли Вам приходилось встречаться с коллегами-скрипачами, обладающими помимо музыкального таланта еще какими-либо незаурядными способностями? Возможно, Вы один из них?
Андрей Зубенко: Я абсолютно согласен с мнением, что скрипка является инструментом интеллектуалов. Наверное, это относится и ко мне, так как с самого раннего детства музыкальную школу я совмещал с профессиональными занятиями шахматами – ежедневно уделял время разучиванию дебютов и эндшпилей, постоянно участвовал во всевозможных турнирах и представлял на них свою школу, а в 11 лет даже получил первый взрослый разряд. К сожалению, в дальнейшем продолжать свою шахматную деятельность не представилось возможным, так как профессиональное занятие скрипкой стало занимать у меня все больше и больше времени, но даже сейчас, во время обучения в консерватории, я с удовольствием играю со своими коллегами-скрипачами в шахматы уже в качестве любителя этой замечательной игры. Шахматы помогли мне развить способности, которые оказались очень полезны в музыкальной сфере – хорошую память при разучивании того или иного музыкального произведения, тактический расчет дальнейших действий, трудолюбие при занятии на скрипке и хорошую нервную выдержку при выходе на сцену. Думаю, что каждый музыкант должен уделять время своему интеллектуальному развитию, ибо слово «музыкант» не ограничивается одними лишь занятиями и выступлениями на сцене. Музыкант должен быть всесторонне развит, быть любознательным и эрудированным в самых различных сферах нашей жизни. Яркий этому пример – Юрий Исаевич Янкелевич, великий педагог, профессор, который, кроме того, был известен своей энциклопедической эрудированностью, и обязательно прививал это своим ученикам.
СПДМ: В программах Дома музыки Вы, в частности, исполняете один из скрипичных концертов Моцарта. Они были написаны, когда ему было 19 лет – Моцарт был примерно в том же возрасте, что и Вы сейчас, немного моложе. Слушая и исполняя его музыку, Вы догадываетесь, какие мысли, чувства могли волновать молодого человека его времени?
Андрей Зубенко: Да, как известно, Моцарт и правда все свои 5 скрипичных концертов написал буквально за полгода, когда ему еще не исполнилось и 20 лет. Эти концерты мне очень близки, в них преобладает настроение юношеской беззаботности и свежести чувств, искренней радости жизни, а мгновения минорных раздумий сразу сменяются мажорной радостью. Мой любимый из его концертов – Четвертый. Во время его исполнения у меня возникает образ театрального действия нескольких героев – озорных и жизнерадостных, иногда лиричных, как, к примеру, во второй части, но объединенных одним образом радости и праздника жизни.
СПДМ: С шестнадцати лет вы сотрудничаете с Санкт-Петербургским Домом музыки. Какие события за эти годы имели для Вас особое значение?
Андрей Зубенко: Еще во время обучения в Уральской десятилетке мне посчастливилось участвовать в проекте Санкт-Петербургского Дома музыки «Посольство мастерства» и получить ценные знания на мастер-классах у ведущих профессоров из Москвы и Санкт-Петербурга. Я считаю, что это очень важный проект для развития музыкального искусства России, так как развитие музыкального образования в регионах очень важно – талантливые дети есть в любой точке нашей родины, а данный проект позволяет их выявить и дать важнейший опыт для их дальнейшего развития. После окончания Уральской десятилетки и переезда в Москву, я решил поучаствовать в проекте Санкт-Петербургского Дома музыки «Река талантов», где прошел отбор, и мне представилась возможность сначала позаниматься с Михаилом Ханоновичем Гантваргом, а далее сыграть концерт с оркестром в Санкт-Петербурге. Этот проект дает уникальный шанс молодым музыкантам не только познакомиться и позаниматься с известными профессорами, но и сыграть свой любимый концерт с оркестром. Этот проект стал для меня огромным стимулом, помог поверить в себя и свои возможности. За время сотрудничества с Домом музыки мне удалось сыграть уже немало концертов как камерной музыки, так и концертов для скрипки с оркестром, но выделить конкретно один не могу, так как каждый концерт для меня важен по-особенному, и в каждое исполнение я стараюсь вложить частичку своих чувств, эмоций и переживаний.
СПДМ: Вам интересны проекты, синтезирующие в себе разные виды, жанры искусства; в каком Вы хотели бы поучаствовать, может быть, уже участвовали?
Андрей Зубенко: Да, я считаю, что когда несколько видов искусств объединяются, то это всегда интересно, а иногда может быть и очень грандиозно. Как раз сейчас я участвую в проекте студентов и выпускников Московской консерватории, смысл которого в синтезе различных искусств, таких как живопись, музыка, театр, литература и даже хореография. Перед входом в концертный зал можно увидеть выставку картин того времени, которому посвящена тематика концерта, а на самом концерте музыку сопровождает какая-либо театральная постановка или литературное произведение. Я считаю, что проекты такого типа должны быть очень интересны для публики, ведь все виды искусства объединены одной идеей – выражение себя автором и попытка донести до каждого человека общие с ним мысли, чувства и идеи, а когда несколько видов искусства объединяются и взаимодействуют между собой, то объединяют усилия всех самых великих мастеров каждого направления искусства.
СПДМ: Музыка, как никакое другое искусство, пробуждает в человеке благородные чувства, - так считал Чайковский. Каким был бы Ваш личный список музыки, пробуждающей такие чувства?
Андрей Зубенко: Среди огромного количества музыки, которая вызывает у меня благородные чувства, довольно сложно выделить несколько самых любимых, потому что попросту разбегаются глаза из-за обширного выбора. Зачастую во многом зависит от моего настроения и чувств, которые я испытываю в той или иной жизненный момент. Моим лирическим переживаниям очень близка Третья скрипичная соната Грига и Скрипичная соната Франка; во время раздумий и осмысления происходящих событий моей жизни, мне очень помогает музыка Прокофьева; в радостные моменты жизни я часто слушаю сочинения Мендельсона и Моцарта. В разнообразии образов и заключается для меня вся прелесть музыки.
Интервью подготовила Татьяна Михайлова
IN ENGLISH