«Главный и единственный мой соперник – это я сам»
Равиль Ислямов родился в 2001 году во Владимире. Выпускник Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (класс Народного артиста России, профессора Александра Винницкого). В настоящее время – студент Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского в классе того же педагога. В 2016 году стал обладателем Гран-При на XII Международном конкурсе скрипачей им. Бетховена (Австрия), а также Победителем (Золотая медаль) XV Молодёжных Дельфийских игр России в Тюмени и XI Молодёжных Дельфийских игр государств-участников СНГ в Москве. В 2018-м – победитель III Всероссийского музыкального конкурса (Москва) и XVII Молодёжных Дельфийских игр России (Владивосток). В 2019 году стал обладателем звания «Лучший участник II тура» на XVI Международном конкурсе им. П.И. Чайковского. В 2023-м – лауреат II премии XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, Санкт-Петербург). Ведёт активную концертную деятельность. Гастролирует по России и за рубежом. В настоящее время играет на скрипке Джузеппе Гварнери «дель Джезу» 1735 года, предоставленной Санкт-Петербургским Домом музыки. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2017 года.
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): Насколько сильно конкурс Чайковского повлиял на Вашу жизнь?
Равиль Ислямов: После конкурса Чайковского всего стало больше. Больше концертов, больше ответственности, больше потребности выразить себя в музыке, которую я исполняю. Меньше стало только одного – свободного времени. Например, если раньше в дороге я мог позволить себе отдохнуть, то сейчас это роскошь. Но вместе с тем теперь я чувствую себя свободнее – не только на сцене, но и в жизни.
СПДМ: Ваши ощущения от конкурса: атмосфера, соперники, организация…
Равиль Ислямов: Организация Конкурса имени Чайковского всегда на высоте. Оно и логично – каждый раз нужно поддерживать статус главного музыкального состязания страны. Однако, в этом году, юбилейном для конкурса, всё прошло по-особенному. Атмосфера была праздничная, гостеприимная – и даже жаркая, душная погода, которая стояла в эти дни на улице и проникала в Малый зал консерватории, где выступали скрипачи, не смогла ей помешать.
Что касается соперников, я придерживаюсь мнения, что главный и единственный мой соперник – это я сам. На соревновании, а тем более на музыкальном, нужно преодолеть своё волнение, собраться, показать свою индивидуальность в игре. Это самая большая задача, которая стояла передо мной. А другие участники – скорее друзья и коллеги, с которыми можно поделиться своими впечатлениями, мыслями, обменяться опытом, а иногда просто отвлечься и повеселиться.
СПДМ: Огромная слушательская аудитория: онлайн и непосредственно в зале, - это ведь не просто интерес к конкурсу, но и в целом к классической музыке. Вы ощущаете на своих концертах, что публика становится более восприимчивой, заинтересованной?
Равиль Ислямов: Более 50 млн. просмотров в интернете на момент закрытия конкурса – это действительно огромнейшая аудитория и большое достижение. Здесь я бы хотел вспомнить о дружной команде организаторов, которая обеспечила возможность стольким людям со всего мира разделить с нами это событие.
Люди проявляют всё больший интерес к классической музыке. Это выражается и в стабильно полных залах во многих городах, где я выступаю, и в реакции публики. Сейчас пользуются популярностью фестивали: в какой-либо город приезжает команда исполнителей, которые дают концерты два-три дня подряд – и, как правило, такие фестивали собирают аншлаги. Например, я только что вернулся из Воронежа, где играл два вечера подряд с Фёдором Амосовым и Воронежским академическим симфоническим оркестром под руководством Игоря Вербицкого. Публика аплодировала стоя на обоих концертах, и я с удовольствием сыграл для зрителей два биса.
СПДМ: Расскажите о своем инструменте: как он повлиял на выступление на конкурсе и в целом на Вашу исполнительскую судьбу.
Равиль Ислямов: Начну с того, что благодаря Санкт-Петербургскому Дому музыки я имею возможность играть на замечательной скрипке Гварнери «дель Джезу» 1735 года. Безусловно, такой опыт повлиял и на моё «техническое оснащение» (к скрипкам такого класса нужно искать особый подход в звукоизвлечении), и на моё мировоззрение – только представьте, около двух веков назад на этом инструменте играл великий скрипач и педагог Джованни Баттиста Виотти, известный своими концертами, по сей день входящими в стандарт учебного репертуара скрипачей, а сейчас к этой многовековой истории прикоснулся и я. Что касается выступления конкретно на конкурсе, скрипка мне очень помогла. Это ощущалось скорее на интуитивном, духовном уровне – в нужный момент она помогла мне сыграть музыку именно так, как я хотел бы её услышать.
СПДМ: Как давно Вы сотрудничаете с Домом музыки?
Равиль Ислямов: Вообще стать участником программ Дома музыки может любой российский музыкант в возрасте от 16 лет. Так получилось, что в 2017 году весенний отбор совпал с моим шестнадцатым днём рождения – и, как Вы понимаете, увидеть себя в списках новых солистов было для меня лучшим подарком! Таким образом, уже шесть с половиной лет все мои успехи (а это победы на многих престижных конкурсах, главным из которых является, конечно же, конкурс Чайковского) тесно связаны с нашим сотрудничеством.
Должен сказать, что быть солистом Дома музыки не только престижно, но и очень ответственно. Это единственная известная мне организация, которая в таких масштабах занимается поддержкой и продвижением молодых талантов – проводит концерты, в том числе и за рубежом, мастер-классы с лучшими педагогами, предоставляет редкие и уникальные инструменты высочайшего класса. Всё это оказывает огромную помощь при подготовке к конкурсам и обеспечивает хорошие результаты. По сути, для нашего развития как солистов создаются идеальные условия, за что я очень благодарен Санкт-Петербургскому Дому музыки и его художественному руководителю Сергею Павловичу Ролдугину.
СПДМ: Как получилось, что Вы оказались в мире музыки?
Равиль Ислямов: С музыкой в моей семье никто не связан, хотя она всегда присутствовала в нашем доме. Папа у меня радиоинженер, мама – госслужащая. В музыку родители привели меня для общего развития, чтобы не мотался без дела. А получилось, что она стала моим главным делом в жизни. Даже нет, не делом – скорее, сейчас это и есть моя жизнь.
СПДМ: Влияет ли характер музыканта на характер исполнения произведений? И как это происходит в Вашем случае?
Равиль Ислямов: На мой взгляд, характер исполнителя в чистом виде прослеживается в самом начале работы над музыкальным произведением. На этом этапе музыкант ещё не успел полностью вникнуть в концепцию композитора, и музыка находится в состоянии сырого материала, пока не имеющего своего собственного характера – и поэтому она заимствует характер исполнителя. В процессе дальнейшей работы музыкант имеет возможность исследовать историю написания произведения, записи разных исполнений, получить советы от педагога, подумать над своей интерпретацией – в итоге приводя к синтезу всего вышеперечисленного. И всё же, выходя на сцену, нельзя спрятать свою природу – как раз это зрители и называют «собственным почерком».
СПДМ: Кто из исполнителей Вас вдохновляет?
Равиль Ислямов: Думаю, в первую очередь нужно упомянуть Давида Ойстраха. У него учился мой педагог, Народный артист России, профессор Александр Винницкий, и мне по душе его исполнительский стиль – предельно выверенный и при этом очень эмоциональный. Свой стиль я вижу очень похожим. Но, конечно, нельзя зацикливаться на одном исполнителе. В процессе работы над произведением нужно слушать как можно больше разных исполнений, благо, технические возможности сейчас позволяют это делать без особых проблем. В моём плейлисте, например, можно встретить Леонида Когана, Хилари Хан, Ицхака Перельмана, Яшу Хейфеца, Анну-Софи Муттер и многих других скрипачей. Что касается современных исполнителей, я стараюсь по мере возможности следить и за своими ровесниками со всего мира, потому что ощущаю необходимость знать музыкальное окружение, в котором мне предстоит жить.
СПДМ: Кто из композиторов приходит к Вам на выручку в сложных ситуациях, может быть, есть такой на все случаи жизни?
Равиль Ислямов: Как таковых сложных ситуаций у меня в жизни пока ещё не было – Бог миловал. Да и вряд ли в подобной ситуации захочется слушать что-то кроме хорошего совета. Музыку я обычно слушаю в дороге, когда слишком устал или нет вдохновения сочинять. С музыкой легче путешествовать, время в поездке пролетает незаметно, отключаешься от окружающего мира (а в транспорте пассажиры бывают очень разные).
Один из композиторов, творчество которого занимает отдельное место в моём сердце – Сергей Рахманинов. Ему как-то удалось выразить в своей музыке и образы, связанные с путешествиями, и эмоции, близкие каждому человеку. Поэтому в любой непонятной (сложной, и т. д.) ситуации я бы выбрал послушать Рахманинова.
СПДМ: Редко можно встретить исполнителя, который бы не сочинял – Ваши успехи в этом направлении?
Равиль Ислямов: Музыку, которую я пишу, можно послушать на моём канале в YouTube. Много положительных отзывов получило переложение для скрипки соло известной Прелюдии соль минор Сергея Рахманинова. Часто на концертах я исполняю на бис свои произведения для скрипки соло или для фортепиано. В последнее время популярностью пользуется моя обработка пьесы Игоря Фролова «Дивертисмент». В родном Владимире на концерте была с большим успехом исполнена Соната для фортепиано, а в залах Московской консерватории неоднократно звучал фортепианный квинтет «Рождественская фантазия». Сейчас я работаю над Концертом для скрипки с оркестром и очень надеюсь в скором времени представить его широкой публике.
С гордостью могу сказать, что частые путешествия не стали препятствием для моей композиторской деятельности. В поездки я беру с собой ноутбук и пишу музыку. Очень приятно не выпадать из процесса, постоянно думать над своей музыкой и иметь возможность её сразу записать.
СПДМ: Что Вас отвлекает от занятий музыкой?
Равиль Ислямов: От музыки отвлечься очень сложно. Она постоянно у тебя в голове. Иногда занимаешься каким-нибудь делом, когда вдруг где-то в подсознании появляется музыкальная идея – и невольно сразу бросаешь все дела и начинаешь её обдумывать. Однако, помимо занятий музыкой, у меня действительно есть увлечения: я с большим интересом изучаю японский язык, люблю играть в настольный теннис и компьютерные игры – хотя на это после конкурса Чайковского остаётся всё меньше и меньше времени.
СПДМ: В одном из ближайших концертов Санкт-Петербургского Дома музыки 8 декабря Вы будете исполнять в Минске в Большом театре Беларуси Концертную фантазию Игоря Фролова на темы из оперы Гершвина «Порги и Бесс». Как Вы относитесь к обработкам известных произведений?
Равиль Ислямов: Очень их люблю. Скажу больше, на конкурсе Чайковского я исполнял именно эту Фантазию Игоря Фролова в первом туре и Фантазию Франца Ваксмана на темы из оперы Бизе «Кармен» во втором туре. Эти обработки в полной мере позволяют раскрыться скрипачу как с технической, так и с музыкальной стороны, и во многом благодаря им моя конкурсная программа так полюбилась публике.
СПДМ: А что для Вас должно оставаться в музыке незыблемым, неизменным, что не терпит интерпретаций?
Равиль Ислямов: Над этим я задумываюсь всё чаще в последнее время. Ведь сейчас очень легко в «гастрольной суете» забыть об идеалах, чего я бы для себя не хотел. Вообще это очень сложный философский вопрос, ответ на который не уместить в рамках такого интервью. Но я попробую вкратце обрисовать свои мысли.
Конечно, музыка существует совершенно разная – это и различные стили, жанры, и предназначение. Но у любой музыки есть одна неизменная черта – сила объединять людей вокруг чего-то общего. Вокруг чего же музыка должна объединять людей? На мой взгляд, люди в повседневной рутине часто забывают о том, что существуют общие для всех вечные идеалы – красота, чувства, доброта, человечность. И хотя каждый человек чувствует по-разному и по-своему определяет для себя эти понятия, на интуитивном уровне они понятны всем одинаково. Так вот, напомнить об этих идеалах, привнести в жизнь людей красоту, побудить их становиться лучше, не терять человечность и в любой ситуации оставаться людьми я и вижу неизменной целью музыки и музыкантов. И каждый раз, когда эмоции слушателей в концертном зале сливаются в едином порыве аплодисментов, я понимаю, что живу и работаю не зря.
Интервью подготовила Татьяна Михайлова