«Жизни не хватит, чтобы сыграть все, что написано для фортепиано, и что мне самому хотелось бы сыграть»
Дмитрий Юдин родился в 2001 году в Москве. Обучался в Московской средней специальной музыкальной школе (колледже) им. Гнесиных (класс Заслуженного работника культуры РФ Лидии Григорьевой). С 2019 года – студент Манхэттенской Школы Музыки в Нью-Йорке (класс преподавателя Горацио Гутьерреса). В 2017 Дмитрий стал лауреатом II Московского международного конкурса пианистов Владимира Крайнева, в 2018 завоевал серебряную медаль на XVII Молодежных Дельфийских играх России во Владивостоке. Ведет активную концертную деятельность в России и за рубежом: гастролировал в странах Европы, давал сольные концерты в Литве и США; в качестве солиста Дома музыки выступает с 2018 года. Для двадцатилетнего музыканта он уже многое успел: одержал победы на престижных конкурсах, испытал неповторимое чувство вдохновенной игры на сцене, научился сохранять самообладание, даже если во время концерта что-то пошло не так. Ему свойственны оптимизм, ирония, юношеский задор (почти как в музыке Прокофьева). Его мечта – исполнить все концерты Рахманинова с оркестром Мариинского театра. По рассказам родителей, интерес к музыке Дмитрий стал проявлять в 3-4 года. Сам пианист этого не помнит, вероятно, музыка жила в нем все-таки с рождения.
Дмитрий Юдин: В моей семье не было музыкантов в том плане, что кто-то посвятил этому всю свою жизнь, но, скажем так, «попытки были», и обе по маминой линии: дедушка в юношеские годы до последнего думал, куда ему идти - в МГУ, на механико-математический факультет, или же в консерваторию. В конце концов, выбрал МГУ и стал действительно очень большим ученым, но музыку любил всю свою жизнь и очень хорошо в ней разбирался. Его любимым композитором был, кстати говоря, Бетховен, концерт которого я буду играть 8 декабря в Петербурге, так что и этот концерт, и это выступление для меня особенно важны. Мой прадедушка собирался стать профессиональным пианистом и даже, кажется, начал учиться в консерватории, но как раз в тот момент грянула революция, и обучение музыке пришлось оставить. Надеюсь, что у меня как-то получится завершить начатое и посвятить музыке всю свою жизнь.
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): С чего начиналось Ваше знакомство с инструментом?
Дмитрий Юдин: Я сам уже очень плохо помню, с чего именно все началось. Родители рассказывали, что я мог в три-четыре года часами слушать музыку, причем любую, и дирижировать под нее. Не знаю, так ли это или нет, но семейная легенда неплохая. Наша тогдашняя соседка была скрипачкой. Она не концертировала, но была очень неплохим преподавателем. И когда родители ей сказали, что я люблю слушать музыку и пытаюсь дирижировать под нее, она порекомендовала мне пройти прослушивание в Гнесинскую школу, где я и учился в течение 13 лет у Лидии Александровны Григорьевой. Эти годы были, без преувеличения, самыми значительными в моей жизни. За это время Лидия Александровна стала для меня одним из самых близких людей, я ей обязан абсолютно всем, и все, что я сейчас могу и что умею, все это было бы абсолютно невозможно без ее поддержки, терпения и любви. У нее и началось мое близкое знакомство с инструментом, и могу сказать, что, несмотря на долгую совместную жизнь, у нас с роялем до сих пор сохранились хорошие отношения.
СПДМ: Вы учились в московском колледже имени Гнесиных, а продолжать образование отправились за океан, в Америку. Чего Вы ожидали от этой «перемены мест»? И сбылись ли ожидания?
Дмитрий Юдин: Частично это было стечение обстоятельств, частично мне было интересно раздвинуть рамки и посмотреть на разные школы, разные стили преподавания. Педагога, у которого я сейчас учусь (Горацио Гутьерреса), я раньше несколько раз слышал как пианиста, Второй концерт Прокофьева в его исполнении на меня в свое время произвел очень большое впечатление. Я с ним позанимался, он мне очень понравился, и я подумал, что работа с ним мне могла бы очень много дать как музыканту. По прошествии времени я понимаю, что мне очень повезло учиться у такого замечательного музыканта и человека - исключительно образованного, огромной внутренней культуры и естественной простоты в общении, которую не всегда встретишь у людей подобного масштаба. Я даже не могу сказать, что у меня были какие-то конкретные ожидания, мне просто хотелось пережить новый опыт и посмотреть и на музыку, и на жизнь с других сторон.
СПДМ: Вы участник практически всех проектов Дома музыки. Какое выступление Вам запомнилось больше всего?
Дмитрий Юдин: Мне действительно посчастливилось много выступать от Дома музыки, и я очень благодарен за это его художественному руководителю Сергею Павловичу Ролдугину. Мне выпала удивительная возможность сыграть в больших залах, побывать на интересных мастер-классах, поиграть с другими музыкантами и поработать с замечательными оркестрами. В 2018 году я участвовал в проекте «Река талантов» и по результатам этого проекта был отобран на концерт в Казани, в Большом концертом зале имени Сайдашева, где я играл с национальным оркестром Республики Татарстан под управлением Ильи Дербилова. Это было абсолютно незабываемое ощущение единения с оркестром, когда казалось, что оркестр буквально дышит вместе с тобой и всегда готов за тобой пойти, подстроиться под любое исполнительское решение прямо по ходу исполнения. Я и сейчас считаю этот концерт одним из самых своих удачных, и все это благодаря поддержке такого потрясающего оркестра и, конечно, Сергея Павловича, без которого этот концерт не состоялся бы.
СПДМ: Ваше ближайшее выступление - 8 декабря в Петербурге в рамках цикла Дома музыки «Молодые исполнители России». Пятый концерт Бетховена – серьезное испытание; его исполняли многие прославленные пианисты: Владимир Горовиц, Артур Рубинштейн, Эдвин Фишер, Гленн Гульд, список можно продолжать… И у каждого – свой Бетховен. Что для Вас в этом концерте является главным, основополагающим?
Дмитрий Юдин: Безусловно, этот концерт является очень сложным испытанием для пианиста и требует определенной исполнительской зрелости для передачи всех смыслов, чувств, контрастов, которые Бетховен вложил в эту музыку. Пожалуй, ключевая особенность именно этого концерта в том, что он стоит как бы между эпохами - классической и романтической - и имеет вполне конкретные черты и той, и другой. С одной стороны - традиционный трехчастный цикл с классическим построением формы, с другой - импровизационность, наличие множества небольших каденций, которые являются частью формы, что больше характерно уже для романтизма. Этот концерт мне видится в определенной степени «предком» листовских концертов - тот же масштаб, воля, виртуозный размах, импровизационность, патетика - все это роднит концерты этих двух великих композиторов. И именно этот контраст между строгостью и импровизационностью для меня является основополагающим в Пятом концерте, делает его лично для меня особенным.
СПДМ: С кем из композиторов-классиков Вы хотели бы побеседовать о жизни, музыке, о каких-то простых, обыденных вещах, если бы жили с ним в одно время?
Дмитрий Юдин: Думаю, что с Прокофьевым. В музыке мне близка его ирония, сарказм, и в то же время детская наивность, мальчишеский задор. Как будто он почти никогда не искренен с тобой до конца, это вызывает очень большой интерес, желание побеседовать, узнать получше.
СПДМ: Современная молодежная музыка Вам интересна?
Дмитрий Юдин: Да, я ею заинтересовался, когда у меня рэперы пели под окном в три часа ночи. Это было в прошлом году, сейчас как-то прекратилось. Как раз тогда я ею вынужденно заинтересовался.
СПДМ: Игра на публику – это всегда волнение, а игра на конкурсе – еще и стресс. Есть ли у Вас какие-то приемы, чтобы справляться с волнением, чтобы музыке ничего не мешало?
Дмитрий Юдин: Стараюсь просто не думать ни о каких отвлекающих факторах и сосредоточиться исключительно на исполняемой музыке. Мне кажется, самый верный способ.
СПДМ: Любой драматический артист хоть раз в жизни забывал на сцене текст. Если у музыканта происходит нечто подобное, как выходить из ситуации?
Дмитрий Юдин: Самое главное здесь - не останавливаться. Можно играть все, что угодно, брать приблизительные гармонии, какие-то общие аккорды, но не останавливаться и оставаться в характере произведения. Редко бывает, чтобы ты совсем не помнил текст до конца произведения, чаще всего это определенное место. Здесь главное - просто перетерпеть, сохранять самообладание и попытаться выбраться из этого, в крайнем случае, сымпровизировать.
СПДМ: Что самое неожиданное с Вами происходило во время выступлений?
Дмитрий Юдин: Я очень хорошо помню одно выступление с оркестром. Мне было лет 15-16, я играл Первый концерт Чайковского (это выступление было еще до того, как я попал в Дом Музыки). Мы играем первую часть, дошли до кульминации в середине, самое эмоционально насыщенное место во всей части - и вдруг я слышу вступление ударника, вообще не относящееся к происходящему. Потом я понял, что он разучивал свою партию в финале прямо во время концерта, пока мы играли первую часть… После этого больше ничего на сцене не казалось неожиданным.
СПДМ: Ваши музыкальные планы: что хотите исполнить, с каким коллективом, может быть, попробовать себя в новом амплуа, переключиться на другой инструмент?
Дмитрий Юдин: Их довольно много. Из сольного больше всего хотелось бы сыграть «Ludus Tonalis” Хиндемита и «Гойески» Гранадоса, в этом плане я скорее предпочитаю крупные циклы. Из концертов с оркестром - все концерты Рахманинова с оркестром Мариинского театра и Валерием Гергиевым, это моя мечта! А насчет инструмента - мне пока хватает фортепиано, жизни не хватит, чтобы сыграть все, что для него написано и что мне самому хотелось бы сыграть. Поэтому можно сказать, что как минимум эта мечта у меня изначально сбылась.
Интервью подготовила Татьяна Михайлова
IN ENGLISH