«Рахманинов – мой кумир во всех отношениях»
Виталий Петров родился в 2003 году в Санкт-Петербурге. Обучался в Санкт-Петербургской детской школе искусств им. М.Л. Ростроповича (класс преподавателя Елены Шварц) и Средней специальной музыкальной школе Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс преподавателя Ирины Рюминой, с 2015 года – класс Заслуженного артиста РФ, профессора Александра Сандлера). С 2021 года – студент Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Александра Сандлера). К 18-ти годам Виталий стал обладателем ряда престижных наград: Золотая медаль III Берлинского Международного музыкального конкурса и 15 специальных призов XIX Международного конкурса “Münchner Klavierpodium der Jugend“ в Германии в 2019 году; в 2020-м – II премия Общероссийского конкурса «Молодые дарования России»; прошлый год отмечен победой на II Международном фортепианном онлайн-конкурсе им. Святослава Рихтера (Южная Корея), а также II премией и специальным призом Международного фортепианного конкурса в Сан-Хосе (США). И это далеко не полный список его побед, которые сопутствуют музыканту с 6-летнего возраста. Виталий Петров выступал в Большом и Малом залах Санкт-Петербургской филармонии, Мариинском театре, залах Псковской, Карельской, Калининградской, Тульской, Нижегородской, Вятской филармоний, Астраханском театре Оперы и Балета, Зимнем театре в Сочи, концертных залах Вены (Musikverein, Ehrbar Saal, Kaisersaal), Нюрнберга, Кёльна, Белграда, Афин. Участвует во многих международных фестивалях. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2020 года.
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): У Вас музыкальная семья, папа – композитор. Вопрос: заниматься ли музыкой, – в Вашем случае не стоял?
Виталий Петров: Мои родители не ставили цель сделать из меня профессионального музыканта, когда отдавали в музыкальную школу. Скорее, хотели дать всестороннее развитие. В 3 года я стал посещать занятия на дошкольном отделении в художественной школе, в 4 – подготовительные группы в музыкальной школе. Первые уроки фортепиано начались в 5 лет, и я тогда совсем не задумывался о будущем. Серьёзную роль в решении отдать меня в первый класс десятилетки сыграла моя первая учительница Елена Юрьевна Шварц. Для меня же всё протекало настолько естественно, что я и не помню, когда осознал, что буду пианистом. Наверное, это произошло в 6 лет, когда я взял лауреатства на двух довольно крупных для того возраста конкурсах, один из которых был международным.
СПДМ: Самое яркое музыкальное впечатление из детства?
Виталий Петров: Помню, как я впервые играл с оркестром. Это было исполнение папиного «Итальянского карнавала», концертино для фортепиано и струнного оркестра. Мне было 9 лет. Все радовались, что мне выпало счастье поиграть с оркестром в столь раннем возрасте. Но я не разделял всеобщего нетерпения перед концертом. Мне тогда представлялось очень страшным выходить на сцену, на которой уже сидит так много людей. Причём полные залы на своих выступлениях на тот момент я уже приветствовал, но это было другое дело. Мне казалось чем-то абсурдным то, что все эти взрослые люди играли со мной, да ещё я как будто был там главный. Но играть мне понравилось, всё оказалось вовсе не так страшно, и сейчас мне больше всего нравится выступать с оркестром.
СПДМ: Вы исполняете сочинения отца. У вас бывают с ним профессиональные разногласия?
Виталий Петров: У моего отца, Евгения Петрова, не так много произведений для фортепиано. Его больше вдохновляют крупные коллективы, основная часть его творчества – хоровая и оркестровая музыка. Я играл все его фортепианные сочинения. Не назову их сложными, папа никогда не делает упор на технических трудностях. Разногласий не возникает, наоборот, папа с радостью воспринимает идеи пианиста, когда речь идёт о фортепианной музыке. Самым значительным выступлением, на котором мне довелось играть папину музыку, стало исполнение в 2021 году «Фильм-концерта» – двойного концерта для контрабас-балалайки и фортепиано с оркестром – с Михаилом Дзюдзе и Санкт-Петербургским Государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Александра Титова на сцене Капеллы Санкт-Петербурга. К этому исполнению папа специально по моей просьбе написал развёрнутую каденцию для рояля. Вообще я стараюсь мотивировать папу писать для фортепиано. Надеюсь, что скоро мой репертуар пополнится его новыми сочинениями.
СПДМ: Вы сочиняете музыку?
Виталий Петров: Сейчас я не считаю себя готовым к серьёзным композиторским опытам. В детстве я сочинял миниатюры, у меня есть даже целый цикл пьес для фортепиано «Зимний детский альбом», естественно, написанный под влиянием Чайковского. С композиторским творчеством тесно соприкасается аранжировка. В этом году мне пришла идея создать концертную сюиту для фортепиано из балета Стравинского «Весна священная» и объединить в одной программе концертные сюиты из трёх «русских» балетов Стравинского: «Жар-птицы», «Петрушки» и «Весны священной» в обработках Агости, Стравинского и моей соответственно. В данный момент я работаю над аранжировкой, насколько удастся мой замысел, покажет будущее.
СПДМ: В 2019 году на международном конкурсе “Münchner Klavierpodium der Jugend“ в Германии Вы получили сразу 15 специальных призов – это довольно необычно.
Виталий Петров: Этот конкурс – один из многих в моей биографии, но почему-то именно он привлекает внимание. Необычен он, прежде всего, тем, что в нём нет разделения на призовые места, но есть много наград не только от основного жюри, но и от различных деятелей культуры, спонсоров и организаторов. В том числе, там есть отдельное молодёжное жюри, которое присуждает свои награды. У меня действительно набралось 15 призов. Наиболее ценный из них – выступления в сезоне 2020 года на концертах проекта MUSICAÈ с получасовыми сольными программами в замке Нимфенбург (Nymphenburg) в Мюнхене и в театре «Ла Фениче» (Gran Teatro La Fenice) в Венеции. К сожалению, из-за пандемии эти концерты так и не состоялись.
СПДМ: Одно из ближайших Ваших выступлений – «Фортепианный марафон» солистов Дома музыки 12 апреля в московском «Зарядье». Вы будете исполнять сочинения Скрябина и Стравинского. Вам нравится элемент соперничества на сцене?
Виталий Петров: Соперничество в музыке не главное. В какой-то мере оно помогает всегда держаться в тонусе, но в то же время мне легче играть, когда кругом нет негативных эмоций, а состязание их предполагает. Такие мероприятия, как «Фортепианный марафон», я воспринимаю не как соперничество, а как радость выступить с другими пианистами, моими сверстниками, в знаменитом зале. Я люблю концерты гораздо больше конкурсов именно потому, что их суть заключается не в сравнении выступлений и нахождении лучших, а в самой музыке, в радости творчества. Каждый артист исполняет великую музыку, и каждое выступление неповторимо и ценно. Кроме того, совместные концерты дают возможность перенять что-то друг у друга, обменяться опытом, а это очень нужно, думаю, всем молодым музыкантам.
СПДМ: В циклах Дома музыки Вы нередко исполняете Второй фортепианный концерт Рахманинова. Это сочинение имеет какое-то особое значение для Вас?
Виталий Петров: Мало сказать, что Рахманинов – мой любимый композитор. Он мой кумир во всех отношениях и во всех трёх его музыкальных ипостасях – композиторской, пианистической и дирижёрской. Я преклоняюсь перед ним как личностью. Его музыка больше всего волнует меня, она мне очень близка. Особенно это касается Второго фортепианного концерта. В этом произведении столько света, столько любви к жизни, столько веры в прекрасное, что от него не может не захватывать дух. В то же время нельзя сказать, что мой путь к его пониманию был лёгким. Для меня главной задачей было во время исполнения найти золотую середину между сдержанностью и излишней эмоциональностью. Постигать эту великую музыку можно бесконечно, поэтому каждое исполнение концерта на сцене не похоже на предыдущее и открывает для меня новый этап в его понимании.
СПДМ: Какая эпоха в музыке Вам ближе всего как исполнителю и как слушателю?
Виталий Петров: Рубеж ХIХ и ХХ веков. В музыке нет такого чёткого определения этого периода времени, как в литературе – Серебряный век. И тем не менее эта эпоха характеризуется таким же поиском нового языка и разнообразием направлений, представленных в фортепианной литературе, в первую очередь, Рахманиновым, Скрябиным, Стравинским, Прокофьевым, Дебюсси и Равелем. У каждого из них своё мировосприятие и способ выражения мысли, и именно благодаря свободе, которую давало то время, и опоре на старые традиции, каждый из них смог быть наиболее искренним и наиболее полно раскрыть себя в искусстве.
СПДМ: За последние два года сфера искусства, да и сама жизнь сильно изменились. Цифровой формат вынужденно стал вытеснять другие виды коммуникации. Как Вы к этому относитесь?
Виталий Петров: С одной стороны, хорошо, когда люди из далёких городов могут присоединиться к очередной трансляции, но стоит помнить, что цифровой формат никогда не сможет заменить живое искусство, как по силе воздействия на слушателей, так и по степени вдохновения у артистов. Мне кажется, что идеальный вариант проведения концертов – с живым залом и с трансляцией одновременно. На таких концертах я забываю о камерах и микрофонах и чувствую себя свободнее, чем на записях. Музыка требует живого контакта между исполнителями и слушателями.
СПДМ: Вы можете представить свой день - неделю - месяц без фортепиано? Чему бы Вы посвятили это время?
Виталий Петров: Иногда полезно пару недель побыть без рояля, чтобы занятия никогда не потеряли свежесть, а голова и уши – остроту восприятия. Я обычно позволяю это себе летом в деревне, которая находится в Новгородской области. Это время я посвящаю прогулкам по дикой природе, езде на велосипеде, купанию, сбору ягод и грибов, в общем, всем удовольствиям жизни в глуши. Мне очень нравится туда ездить, там я чувствую, что природа очищает и заряжает меня силами на весь год.
Интервью подготовила Татьяна Михайлова
IN ENGLISH