«Одно из лучших мест на Земле»
Первая Филармония в России была учреждена 100 лет назад в Петрограде. Но ее история началась еще раньше, в 1802 году, когда в столице Российской империи Санкт-Петербурге было создано первое в Европе Филармоническое общество. Список его почетных членов открывал Йозеф Гайдн. Концерты проходили в доме Энгельгардта на Невском проспекте, где теперь располагается Малый зал Филармонии. С открытием в 1839 году здания Дворянского собрания на Михайловской площади, концертная жизнь имперской столицы переместилась туда. Здесь выступали Шуман, Лист, Вагнер, Берлиоз, Римский-Корсаков, Балакирев, Чайковский... В мае 1921 года были подписаны документы об учреждении в Петрограде государственной Филармонии. И уже 12 июня в ней состоялся первый концерт. В программе - Чайковский. За дирижерским пультом Эмиль Купер, первый директор Филармонии. В ее залах давали концерты Рубинштейн, Горовиц, Бриттен, Фишер-Дискау, Рихтер, Гилельс, Микеланджели, Гульд, Менухин, Ростропович - список знаменитостей можно продолжать бесконечно. Здесь впервые были исполнены выдающиеся произведения Шостаковича, Свиридова, Щедрина, многих других композиторов. На протяжении полувека оркестром Филармонии руководил великий дирижер Евгений Мравинский, а с 1988 года - один из самых ярких современных представителей музыкального искусства - Юрий Темирканов. Сегодня Петербургская филармония - одна из лучших концертных площадок Европы, а, по словам Ираклия Андроникова, и "одно из лучших мест на Земле". Сохраняя академические традиции, здесь всегда стремились к творческим экспериментам, новой музыке и, конечно, продвижению молодых талантливых музыкантов. На этих же принципах строятся многолетние партнерские отношения Филармонии и Санкт-Петербургского Дома музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина.
Пианист Мирослав Култышев, победитель ХIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (2007): Не будет преувеличением, если скажу, что Санкт-Петербургская филармония - это место, где я во многом родился как музыкант. Невозможно забыть свой филармонический дебют в Большом Зале - Двадцатый ре-минорный концерт Моцарта под управлением маэстро Юрия Темирканова. Прошло более четверти века, но невероятный творческий подъем, счастливое, именно счастливое волнение, испытанное мною, в ту пору совсем ребенком, помню абсолютно ясно и живо. А первый сольный концерт, данный мной несколькими годами позже в Малом Зале! Эти события по-прежнему озаряют мою жизнь настоящим светом.
Вступая в новый век своей жизни, Санкт-Петербургская филармония хранит дух нашего города, являясь символом и воплощением лучшего, что есть в родном Петербурге. Хочу пожелать дорогой Филармонии всегда быть прибежищем для музыкантов и слушателей, сохраняя свое тепло, и оставаться, по словам Ираклия Андроникова, «лучшим местом на Земле»!
Виолончелист Александр Рамм, лауреат XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (2015): Первое выступление в Санкт-Петербургской филармонии было ярчайшим, потому что оно было на финале конкурса Чайковского в этом легендарнейшем зале, где еще маленький Прокофьев ходил по хорам. Конечно, впервые выступать в таком зале и сразу на финале конкурса Чайковского, играть два концерта с оркестром - «Рококо» Чайковского и Симфонию-концерт Прокофьева - это было для меня сродни восхождению на Эверест, счастливому восхождению. Вместе с Заслуженным коллективом России и маэстро Николаем Геннадьевичем Алексеевым мы сыграли эти два произведения перед полным залом, в жюри конкурса Чайковского сидели лучшие из лучших виолончелистов нашего времени - это ни с чем не сравнимое счастье.
Это одна из лучших филармоний страны, где выступают только лучшие из лучших со всего мира. И быть в числе музыкантов, регулярно играющих на этой сцене, это огромная честь. И также огромная честь для меня закрывать в этом году сезон 30 июня, вместе с Заслуженным коллективом России и Николаем Алексеевым мы сыграем мою любимую Симфонию-концерт Прокофьева.
Пожелания мои Петербургской филармонии очень теплые и от души. Еще, как минимум, сто лет лучших музыкантов, аншлагов, понимающей и любящей публики и счастливой атмосферы.
Пианист Илья Папоян, лауреат международных конкурсов: Первые выступления на столь значительной и всегда желаемой сцене Большого или Малого залов Санкт-Петербургской филармонии забыть невозможно! Самое первое мое выступление в Филармонии состоялось в 2010 году, когда мне было 9 лет. Я стал лауреатом IV Международного конкурса имени Шопена в первой возрастной категории, и гала-концерт лауреатов этого конкурса проходил на сцене Малого зала. Я был ослеплен красотой зала, огромным количеством публики. Но страха перед выходом на сцену не было. Была гордость, и я весело, почти вприпрыжку, добрался до рояля и исполнил «Забытый вальс» Шопена. Затем, уже в 2017 году, когда мне было 16 лет, состоялся мой первый сольный концерт на этой же сцене. Впечатления незабываемые! Атмосфера Малого зала – особенная. Она располагает к творчеству, она обволакивает спокойствием и добротой, благодаря акустике она позволяет показать все нюансы произведения, она позволяет осуществить все, что было задумано автором и мной, как исполнителем. Я играл во многих залах России и за рубежом, но самые мои удачные и комфортные для меня выступления проходили и проходят именно на сцене Малого зала Петербургской филармонии. Атмосфера, акустика, инструмент, благодарные зрители – все сходится в этом зале! Большой зал…! Первый раз я вышел на сцену Большого зала Филармонии в 2015 году, когда принимал участие в X Международном конкурсе «Ступень к мастерству». Финал конкурса проходил как раз на сцене Большого зала. Я играл Третий фортепианный концерт Бетховена, Первую часть. Без мандража перед выступлением не обошлось, но как только я сел за инструмент и прикоснулся к клавишам, весь мой страх ушел, и начался процесс творчества. Магическая мощь зала притягивает и влюбляет в себя навсегда! Далее еще были концерты в Большом зале, и каждый раз – это волнение перед выступлением, незабываемое состояние на сцене, чувство высочайшей ответственности! И после каждого выступления – желание играть на этой Большой сцене еще и еще!
Бесспорно, Санкт-Петербургская филармония занимает особое место в музыкальном мире. Это и уникальные программы, и выдающиеся мировые исполнители, и литературно-музыкальные проекты с участием известных актеров. Мне видится Филармония храмом торжества классической музыки, храмом высокого искусства, храмом праздника и души, где каждый человек, придя на концерт, сможет испытать чувство воодушевления, получить заряд энергии, добра и умиротворения. Несомненно, рядом с уже состоявшимся знаменитым старшим поколением музыкантов выступает и молодое перспективное поколение. Подобное соседство на столь великой сцене дает стимул молодым исполнителям, уверенность в завтрашнем дне зрителю и заряд молодой энергии старшему поколению музыкантов.
100 лет – это и много, и мало: много для человека, мало для такой сцены, как Санкт-Петербургская филармония. Уверен, это только начало пути! Желаю бесконечности существования и процветания! Эти стены были свидетелями выступлений Владимира Горовица, Святослава Рихтера, Эмиля Гилельса, Мстислава Ростроповича и многих других выдающихся музыкантов. Я желаю, чтобы этот список ширился, чтобы количество ценителей классической музыки росло, и чтобы Филармония продолжала дарить артистам и гостям незабываемые чувства и состояния!
Пианистка Ева Геворгян, лауреат международных конкурсов: В начале этого года состоялся мой первый концерт на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии. Этот концерт был организован Санкт-Петербургским Домом музыки, и я была безмерно благодарна за прекрасную организацию и возможность выступить вместе с потрясающим Академическим симфоническим оркестром Филармонии и маэстро Иваном Демидовым. Помню, как я впервые вышла на эту сцену на репетиции и была околдована красотой и атмосферой этого исторического зала. Концерт прошел на одном дыхании, и я была глубоко тронута горячим приемом петербургской публики!
Санкт-Петербургская филармония шагает в ногу со временем. Здесь проходят концерты, отвечающие духу времени и способные заинтересовать слушателей всех возрастов. Уникальную акустику залов оценит любой меломан.
Желаю Филармонии и всему коллективу чутких и благодарных слушателей и дальнейших творческих успехов! С нетерпением жду новых встреч!
Пианист Евгений Евграфов, лауреат международных конкурсов: Мое первое и пока единственное выступление в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии состоялось 11 марта этого года. Я исполнял концерт Гайдна ре мажор с Академическим симфоническим оркестром Филармонии. Дирижёр – Николай Винокуров. Великолепная акустика зала, потрясающие интерьеры, чуткие и высокопрофессиональные музыканты оркестра, четкая организация репетиций, внимательность и доброжелательность персонала на сцене и вне ее - все это сделало для меня Петербургскую филармонию абсолютно уникальным местом, где мне хотелось бы выступать еще и еще. И слушатели: особенные - петербургские, ленинградские, очень отзывчивые, искренние, ожидающие после концерта у подъезда Филармонии меня, совсем для них незнакомого, чтобы сказать о своих впечатлениях! Для меня Петербургская филармония - это образ великого музыканта, который любит музыку больше самого себя. Пусть Филармония живет еще 200, 300, 500… лет!
Пианист Александр Кашпурин, лауреат международных конкурсов: С Санкт-Петербургской филармонией связана вся моя жизнь, я выступаю здесь с самого детства, и одно из самых ярких воспоминаний - это выступление в Большом зале Филармонии с оркестром, когда мне было 13 лет, исполняли концерт Шумана. Когда мы играли, было так счастливо, и потолок зала, казалось, находится на небесах, все замерло. После концерта я узнал, что это был день рождения Шумана, и это произвело на меня особое впечатление. После такого факта мне стало ясно, что все композиторы переживают за свои произведения и сейчас. Ну, по крайней мере, Шуман. Еще одно важное впечатление (нельзя назвать это воспоминанием, так как это довольно регулярное чувство) - это пустой зал Филармонии. И Малый, и Большой залы совсем другие, когда в них никого нет. Они становятся самым тихим местом уединения, уменьшаются до размеров моего собственного о них представления и помещаются в сердце. К этому очень быстро привыкаешь, что иногда даже хочется стать чьим-то стулом или трубой в органе, чтобы только не покидало чувство единения с пространством. Ну и, наконец, Малый зал, как самое лучшее место для камерных концертов. Это не сравнимая ни с чем красота, уютная закрытость и «безоконность» пространства, форма и цвет зала, любимый Стейнвей, акустика... Можно, как говорится, уже и не играть. А потом осознаешь, что вся эта кроткая царственность - колыбель мира музыки, и мурашки по коже...
Несомненно, для многих музыкантов Филармония - это не просто очередной концертный зал, это - место, где жизнь артиста меняется. Концерт в Филармонии напоминает таинство: долгая подготовка, полная открытий и переживаний, сам концерт, где обязательно должно произойти чудо (иначе зачем ты сюда пришел?), и долгое послевкусие после концерта, причем, всегда на другом уровне понимания, в уже новом состоянии жизни. Это понимание даруется Филармонией как институтом, где буквально каждый служит друг другу для достижения самых высших целей в жизни. Это очень чувствуется. В Филармонии работает одна Семья - музыканты, администраторы, вахтеры, охранники, SMM-щики, повара, уборщики – все негласно причастны к общей большой Идее, а именно - связывать материальное с нематериальным, земное с небесным, или проще - делать жизнь людей лучше, лечить души! Для этого делается все, и музыкантам здесь создаются все условия для этого!
Желаю любимой Петербургской филармонии всегда оставаться местом самых важных исторических концертов для всего мира. Всем слушателям - найти в Филармонии то, что они так долго искали, а всем, кто работает там - всегда новых идей, всегда радости в душе, бесконечных сил и всеобщего уважения!