Солируют скрипка, виолончель и труба
01 октября, в субботу, в 17.00 Санкт-Петербургский дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина представляет финалистов проекта «Река талантов» на сцене Большого концертного зала им. Салиха Сайдашева (Казань). В сопровождении Государственного симфонического оркестра республики Татарстан выступят молодые успешные музыканты – Александр Рублёв (труба), Илья Михайлов (виолончель) и Григорий Мирошник (скрипка). В программе: Концерт для трубы ми-бемоль мажор Гайдна, Первый виолончельный концерт ми-бемоль мажор Шостаковича и ре-мажорный Концерт для скрипки Бетховена. Дирижер – победитель I Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис.
Среди множества концертов Гайдна для разных солирующих инструментов одним из самых популярных считается Концерт для трубы ми-бемоль мажор, сочиненный в 1796 году. Произведение было написано для Антона Вайдингера - австрийского трубача и изобретателя трубы с клапанным механизмом. Изобретение Вайдингера нашло применение в военных оркестрах, но в симфонической музыке труба с клапанным механизмом практически не использовалась, ее вскоре вытеснили инструменты с вентильным механизмом. Таким образом, Концерт Гайдна является редким примером произведения, написанного специально для этого раритета. Концерт, состоящий из трех частей (Allegro - Andante – Allegro) – единственное сочинение, написанное композитором для трубы и последнее, созданное им в жанре инструментального концерта.
Первый виолончельный концерт ми-бемоль мажор Шостакович сочинил в 1959 году. На создание произведения композитора вдохновила Симфония-концерт Прокофьева, написанная несколькими годами ранее для Мстислава Ростроповича, которому Шостакович также посвятил свой Концерт. Сочинение написано в четырехчастной форме, непривычной для инструментальных концертов. Каденцию композитор сделал отдельной частью. Необычной получилась и партия виолончели. Певучий и мелодичный инструмент у Шостаковича приобрел «остроту», «колкость». Премьера состоялась 21 сентября 1959 года в Большом зале Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского, соло на виолончели – Ростропович. Свою партию маэстро выучил наизусть за четыре дня.
Свой единственный Скрипичный концерт Бетховен сочинил в 1806 году для бенефиса Франца Клемента – известного в то время виртуоза, директора Венского театра. Премьера в декабре этого же года не имела успеха, и при жизни Бетховена его Скрипичный концерт больше не исполнялся. Сочинение сочли трудным, непонятным и нарочито переусложненным. Его глубокий замысел открылся намного позднее, спустя несколько десятилетий. Образы радости, светлых раздумий, лиричность и подлинный аристократизм отличают это сочинение. Скрипичная партия сочетает в себе виртуозное и мелодическое начала. Сегодня Скрипичный концерт ре мажор Бетховена входит в репертуар ведущих скрипачей мира.
Александр Рублёв (труба), 17 лет - ученик Московской средней специальной музыкальной школы им. Гнесиных (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Владимира Пушкарёва). Победитель Международного музыкального конкурса ICTUS (США, 2020). Победитель 94 Международного конкурса им. Леопольда Беллана (Франция, 2020). Лауреат I премии «Молодые дарования России» (2020). Лауреат I премии телевизионного конкурса «Синяя птица» (2020). Победитель I Международного музыкального онлайн конкурса Ise-Shima (Япония, 2021). Лауреат II премии III Всероссийского конкурса молодых музыкантов "Созвездие" (Сочи, 2021). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2021 года.
Илья Михайлов (виолончель), 22 года - студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народного артиста России, профессора Александра Рудина). Лауреат II премии Всероссийского конкурса-фестиваля им. М.М. Ипполитова-Иванова (Москва, 2020). С 2019 года является обладателем Гранта Президента РФ. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2022 года.
Государственный Большой концертный зал был основан на месте Актового зала Казанской государственной консерватории в 1996 году. В 2000 году, после масштабной реконструкции, залу было присвоено имя композитора, основоположника татарской академической музыки Салиха Сайдашева. Важной частью концертного зала стал большой орган. Он был установлен в 1997 году, и, по отзывам зарубежных гостей, является одним из лучших инструментов в Европе. На сегодняшний день Государственный большой концертный зал им. С. Сайдашева является не только главной концертной сценой столицы Татарстана, но и одним из ведущих центров музыкальной жизни Казани.
01 октября 2022 г. Начало концерта в 17.00
Казань, пл.Свободы, д.3 Телефон кассы: +7(843) 236-72-72
Аудитория: 6+ Доступна оплата «Пушкинской картой»
"Река талантов" - уникальный всероссийский проект, задуманный художественным руководителем Дома музыки, Народным артистом России Сергеем Ролдугиным для студентов и выпускников музыкальных вузов и колледжей, начинающих свою профессиональную сольную карьеру и готовящихся представлять Россию на международных конкурсах, где предполагается выступить с оркестром. Проект проводится с 2007 года и включает в себя сентябрьские мастер-классы в Санкт-Петербурге и выступления с оркестром в филармониях Поволжья в октябре и ноябре.