«Конкуренция растёт еще и потому, что сольные выступления гобоистов становятся всё более популярными…»
Фёдор Освер родился в 2003 году в Москве. Обучался в Детской музыкальной школе Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс преподавателя Юрия Егорова). Окончил Московскую среднюю специальную музыкальную школу (колледж) им. Гнесиных (класс преподавателя Дениса Освера). С 2021 года – студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс профессора Алексея Уткина). В 2020 году Фёдор стал победителем III Международного конкурса-фестиваля молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах им. Гнесиных и лауреатом III премии Международного конкурса Гран-при «Золотые таланты» (Курск). 2021-й принес победу на Международном конкурсе Московской консерватории среди исполнителей на духовых и ударных инструментах. В 2023 году – лауреат II премии Международного конкурса им. П.И. Чайковского. В 2024 году – лауреат I премии Всероссийского музыкального конкурса. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2021 года. В мае этого года Фёдор Освер стал лауреатом II премии Международного конкурса "Пражская весна", а также обладателем приза зрительских симпатий, приза издательства Bärenreiter, приза города Праги как самому успешному лауреату (Чехия, Прага).
Фёдор Освер: Программа конкурсных туров включала в себя произведения различных стилей: от барокко до пьесы, написанной специально к конкурсу в 2024 году. Участники играли в дуэте с пианистом: Шуман-Лукарелли – Адажио и Аллегро. Переложение американского гобоиста, которое прочно вошло в гобойный репертуар, и эту пьесу часто включают в программу международных конкурсов. Во втором туре можно было выбрать одно из трёх произведений: 3 части Сонаты для гобоя и фортепиано французского композитора Коклена, Сюиту для гобоя и фортепиано Славицкого, Серенаду для гобоя и фортепиано Жоливе. Я выбрал Жоливе, так как из предложенных сочинений эта музыка мне понравилась больше всего, к тому же мой профессор Алексей Юрьевич Уткин очень любит это сочинение и может много о нем рассказать. В программе были сочинения для гобоя соло. В первом туре – Фантазия №9 ми-мажор Телемана, а во втором – современное произведение, которое было написано специально для конкурса: Клуссак – «Игра на гобое ясно для самого себя». Очень интересный был опыт играть Квартет Моцарта KV370 для гобоя, скрипки, альта и виолончели с квартетом им.Землинского. Это потрясающие профессионалы, которые 12 раз отрепетировали это произведение с каждым из участников второго тура, а на следующий день 12 раз сыграли на конкурсе, безукоризненно с технической точки зрения, также стараясь соответствовать трактовкам каждого участника. Мне это очень запомнилось, великолепная музыка и потрясающий коллектив. В финале предстояло сыграть два концерта для гобоя с оркестром, один обязательный – Концерт Гемрота, один на выбор участников: Концерт Мартину либо Концерт Циммермана. Большинство участников выбрали концерт чешского композитора. Мне, конечно, запомнилось исполнение Концерта Мартину, это было кульминацией конкурса, завершающей точкой, так как по жеребьевке я играл последним. Мы играли с оркестром Пражской филармонии в «Рудольфинуме», в потрясающе красивом зале имени Дворжака, с великолепной акустикой. Довольно экстремально было исполнять Серенаду Жоливе с одной репетиции с японской пианисткой Мадока Ито. Произведение очень сложное с точки зрения ансамбля, но все прошло успешно.
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): В этом году было рекордное количество заявок в вашей номинации – 254. Конкуренция в гобойном мире растет?
Фёдор Освер: Да, с каждым годом гобоистов становится больше. Технологии идут вперёд, а это очень сильно влияет на все духовые инструменты. Появляются новые качественные удобные инструменты, появляются высокотехнологичные машинки для изготовления тростей, что упрощает жизнь гобоистам. Думаю, конкуренция растёт еще и потому, что сольные выступления гобоистов становятся всё более популярными, репертуар расширяется, публика начинает воспринимать гобой как сольный инструмент.
СПДМ: Как бы Вы оценили работу музыкантов, с которым выступали?
Фёдор Освер: За весь конкурс я сыграл с двумя прекрасными пианистками: Радана Фолтынова (Чехия) и Мадока Ито (Япония), а также с потрясающим струнным квартетом им. Землинского, и финал с великолепным оркестром Пражской филармонии под управлением дирижера Роберта Кружика. Из-за большого количества участников на всех турах была только одна репетиция, но благодаря высокому профессионализму каждого музыканта, получались качественные выступления.
СПДМ: Что можете сказать о международном жюри?
Фёдор Освер: Жюри было очень разнообразным: США, Чехия, Франция, Эстония, Германия. Председателем жюри была американская гобоистка Нэнси Эмброс Кинг, мне, как стороннику американской школы, было приятно об этом узнать. Интересно, что почти все члены жюри – лауреаты конкурса «Пражская весна» других лет. Жюри было расположено к общению, после каждого тура устраивались сессии с комментариями от них. После финала каждый член жюри высказал свое мнение, поздравления и рекомендации. Это было важно и полезно. Также в рамках конкурса был интересный мастер-класс, где одно и то же произведение разбирали два члена жюри, как бы взгляд с двух сторон, но у меня, к сожалению, из-за репетиций не получилось посетить это мероприятие.
СПДМ: Участие в конкурсе – очень долгий путь, как Вы его преодолевали?
Фёдор Освер: Путь был и вправду долгий, узнал о конкурсе в августе, до конца ноября делал записи для отборочного тура, а когда узнал, что прошел отбор, начал серьезно готовиться. В подготовку входили и долгие ежедневные занятия, и концерты-обыгрывания, и большое количество изготовленных тростей. Старался проработать каждый момент, чтобы потом не жалеть ни о чем, решил выучить гаммы каждого произведения на конкурсе. И последние три месяца каждый день играл длинные ноты (для поддержания и развития аппарата) на протяжении 45 минут, а также четыре гаммы: ми-мажор, ля бемоль-мажор, фа-мажор, ре-мажор. Волнение началось перед началом конкурса. Даже когда ехал в аэропорт, чувствовал беспокойство несмотря на то, что полгода без остановки я готовился к этому событию. Нечто подобное я ощущал и перед конкурсом Чайковского.
СПДМ: Насколько сильно концертный опыт в качестве солиста Дома музыки повлиял на качество Вашего выступления на конкурсе?
Фёдор Освер: Санкт-Петербургский Дом музыки сыграл ключевую роль в моем успешном выступлении на конкурсе в Праге. Мне посчастливилось обыграть программу в потрясающих залах, например, часть первого и второго тура мы сыграли с замечательным пианистом Тимофеем Долей 17 января в зале Рахманинова Мариинского театра. Для меня было очень полезно сыграть непростой Концерт Мартину во дворце Белосельских-Белозерских 19 марта. Благодаря этим концертам я чувствовал себя очень комфортно во время исполнений, я знал партитуру и просто получал удовольствие от происходящего. У меня появился концертный опыт, так как в течение четырех потрясающих лет я являюсь солистом Санкт-Петербургского Дома музыки, который предоставлял мне возможность играть концерты в лучших залах, с лучшими коллективами и музыкантами России. Поэтому еще раз хочется сказать слова благодарности Санкт-Петербургскому Дому музыки, который очень помог мне достойно выступить.
СПДМ: Кроме главной награды, Вы получили еще и ряд других призов, в частности, приз зрительских симпатий – оценка публики для Вас так же значима?
Фёдор Освер: Это было очень приятно, думаю, как раз повлияло, что я играл последним, я был расслаблен, просто получал удовольствие и наслаждался моментом. К тому же я был единственным, кто сыграл Концерт наизусть, возможно, это тоже сыграло роль. Оценка публики очень важна, в итоге мы играем для нее, слушатели приходят в зал, и для них мы выходим на сцену, исполняем то, что нам открылось в партитуре.
СПДМ: Какой Вам запомнилась весна в Праге?
Фёдор Освер: Я был Праге во второй раз. Впервые был в городе давно со своей семьей. Честно говоря, я планировал полноценно гулять только в случае непрохождения на следующий этап, но, к счастью, мне удалось дойти до финала конкурса, поэтому туризм был не на первом месте по значимости. Тем не менее мне погулять удалось, так как все площадки были в разных частях города. Я посетил основные достопримечательности, Пражский Град, Вышеград, Карлов Мост. Зашел внутрь собора св.Витта. Всегда восхищался готическими соборами, они словно стремятся наверх, будто взмывают в воздух, поражая своими размерами. Иногда перед турами ходил в сады отдохнуть, послушать пение птиц, расслабиться. Атмосфера была приятная и доброжелательная, а люди располагали к общению.
СПДМ: До «Пражской весны» у Вас были I премия IV Всероссийского музыкального конкурса, до этого II премии XVII Международного конкурса Чайковского. Как победы влияют на жизнь после конкурса?
Фёдор Освер: Подготовка к конкурсу – это всегда много занятий и, соответственно, рост и обретение хорошей формы, что не может не радовать. А в случае успешного выступления можно лишний раз напомнить о себе. Но и появляется дополнительная ответственность, нужно «держать марку».
СПДМ: Из Ваших ближайших выступлений – «Вечера в Английском зале» Дома музыки.
Фёдор Освер: 4 июня мы с замечательным пианистом Александром Ключко исполним очень красивую программу. Красочные, певучие, светлые, яркие Три фантастических пьесы Шумана. Философская Соната Пуленка, заканчивающаяся на уменьшенном трезвучии и 3 пьяно. Вопрос: что будет дальше? Загадка, точного ответа в произведении нет. И яркая, блестящая, искрящаяся Фантазия на темы из оперы «Риголетто» Даэлли.
Интервью подготовила Татьяна Михайлова