Мировая классика. Композиторы-юбиляры. Виртуозная игра
17 июня, во вторник, в 14.00, 16.00, 18.00 и 20.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает на «Фортепианный марафон». В историческом зале Алексеевского дворца – Дома музыки (наб.Мойки, 122) в цикле «Вечера в Английском зале» выступят лауреаты международных конкурсов: пианистка Анна Крушинова, пианисты Дмитрий Феденко, Роман Соснин, Тимофей Доля, Виталий Петров, Александр Мартьянов, Тимофей Калмыков и Глеб-Иосиф Романчукевич. Прозвучат сочинения Баха, Бетховена, Шумана, Шопена, Листа, Скрябина, Рахманинова, Прокофьева.
В 14.00 «Фортепианный марафон» откроет Сонет Петрарки №104 из цикла «Годы странствий», год II «Италия» Листа. Весь цикл, состоящий из трех тетрадей, композитор создавал несколько десятилетий: с 1830-х до конца 1870-х годов. Некоторые из этих масштабных виртуозных пьес при жизни Листа мог исполнить только он сам. Вторая тетрадь появилась под впечатлением от путешествия в Италию, ее содержание связано с искусством великих мастеров эпохи Возрождения. В Сонете №104 возвышенная поэзия чувств передана посредством прекрасных романтических мелодий.
«Мне мира нет, и брани не подъемлю,
Восторг и страх в груди, пожар и лед.
Заоблачный стремлю в мечтах полет -
И падаю, низверженный, на землю…»
Рондо для фортепиано до минор – первый опус Шопена и начало его композиторского пути. Сочинение, написанное 15-летним композитором, поражает богатством эмоциональных оттенков, яркой образностью, разнообразием психологических нюансов. В этом году отмечается 215 лет со дня рождения композитора.
Творчество композитора-философа Александра Скрябина стоит на границе XIX и XX веков. Будучи талантливым пианистом, творческий путь он начал с сочинения фортепианных миниатюр и позднее, обратившись к симфонической музыке, не переставал писать для фортепиано. Вальс ля-бемоль мажор, сочиненный в 1903 году, создает ощущение полета, свободы. Неоднозначный ритмический рисунок пьесы расширяет границы вальса.
О сонатах Бетховена Борис Асафьев писал: «…в целом – это вся жизнь человека. Кажется, что нет эмоциональных состояний, которые так или иначе не нашли бы здесь своего отражения… В своих сонатах Бетховен и выдающийся зодчий, и чуткий психолог, и знаток колоритной фортепианной инструментовки, владеющий тончайшими оттенками краски и светотени». 255 лет со дня рождения композитора будет отмечаться в этом году. В программе прозвучит его Четвертая фортепианная соната ми-бемоль мажор.
8 июня исполняется 215 лет со дня рождения Роберта Шумана. Он обладал редким даром – создавать в музыке портреты людей, тонко улавливая характерные черты. Восемь новеллетт ор.21 были созданы им в 1838 году, в один из лучших периодов творческого вдохновения. Композитор называл цикл «связанными между собой музыкальными приключениями». В письме он сообщал Кларе Вик: «В новеллеттах ты увидишь себя во всевозможных положениях и обстоятельствах». Виртуозная и изящная Новеллетта №2 ре мажор завершит первый этап марафона.
В 16.00 музыкальную эстафету откроет музыка Баха, 340 лет со дня рождения которого отмечается в этом году. Шесть французских сюит для клавесина были написаны между 1720 и 1725 годами. Каждая из них представляет собой череду старинных танцев. Сам композитор не давал сюитам названий. Французскими они стали «с легкой руки» первого биографа композитора Иоганна Форкеля, который отмечал, что они были написаны во «французском вкусе». Сюитные танцы Баха далеки от жанровых первоисточников. Из танцевально-бытовой музыки они превратились в сочинения с глубоким содержанием, сложными, художественно совершенными образами. Прозвучит Французская сюита №3 для клавесина cи минор.
В 1910 году Рахманинов написал цикл из тринадцати прелюдий ор.32. Вместе с ранее созданными десятью прелюдиями ор.23 и Прелюдией до-диез минор ор.3 они создают законченный цикл из двадцати четырех пьес во всех мажорных и минорных тональностях. Прелюдия №3 ми мажор создает картину широкого народного торжества, праздничного веселья. Суровый и мрачный колорит Прелюдии №10 си минор погружает в состояние скорби. В Прелюдии №11 си мажор характерный ритмический рисунок придает оттенок танцевальности.
«Шесть музыкальных моментов» Рахманинова созданы осенью 1896 года. Этот цикл включает в себя шесть миниатюр, объединенных движением от трагедии к свету. Музыкальный момент №1 си-бемоль минор развивает сферу элегических настроений композитора.
Этюды-картины ор.33 Рахманинов написал летом 1911 года в Ивановке буквально за месяц. Свои виртуозно-технические пьесы композитор создавал как художественные произведения, в основу каждого заложив определенный программный замысел. В марафоне прозвучит: атмосферно-праздничный №6 ми-бемоль мажор, элегический №7 соль минор и драматический №8 до-диез минор.
Восхитительный пример лирики Рахманинова, в котором переданы образы природы, – романс «Маргаритки» на стихи Игоря Северянина. Цикл из шести романсов для голоса и фортепиано ор.38 был создан в 1916 году. Сам композитор считал «Маргаритки» одним из лучших номеров сборника.
Игривая «Полька V.R.» Рахманинова по мотивам польки Франца Бера завершит второй этап «Фортепианного марафона». Сочинение написано в 1911 году и посвящено Леопольду Годовскому.
В 18.00 программу марафона откроет Пятая фортепианная соната до мажор Прокофьева, созданная в 1923 году в Германии, в Эттале. Сочинение посвящено музыковеду Петру Сувчинскому. Это единственная соната композитора, написанная не в России. Ее он упомянул в своей «Автобиографии»: «Пятая соната, Квинтет и Вторая симфония [...] представляли собою самые хроматические из моих сочинений. Здесь было не без влияния атмосферы Парижа, где не боялись ни сложности, ни диссонансов, тем самым как бы санкционируя мою склонность мыслить сложно». Премьера состоялась весной 1924 года в Париже в исполнении автора. В 1953 году Прокофьев создал вторую редакцию Сонаты.
В творчестве Скрябина стихия огня занимает определенное место. Огонь был его символом, чем-то вроде музыкального знака. Связать это можно с его поисками возможностей объединения звука и света. Композитор-философ, создавший свой собственный музыкальный мир, стремился озарить его ярким светом, о чем свидетельствуют названия сочинений: «Гирлянды», «Прометей», «Темное пламя». В программе прозвучит его ослепительная поэма «К пламени», созданная в 1914 году.
Ноктюрны Шопен сочинял на протяжении почти 20 лет. С 1827 по 1846 годы им написана 21 пьеса в этом жанре. В них сосредоточено лирическое начало шопеновского искусства и наиболее явно проявились песенные черты мелодики композитора. Часто, музицируя, Шопен просил погасить свечи – темнота давала ему настроиться на нужную волну. Оттого, наверное, его ноктюрны звучат так необыкновенно атмосферно. Ноктюрн для фортепиано ре-бемоль мажор op.27 №2 – один из совершеннейших образцов этого жанра.
Соната для фортепиано №3 си минор Шопена считается одной из самых сложных как в техническом, так и в музыкальном плане. Она была написана в 1844 году. Монументальное четырехчастное сочинение насыщено богатейшим тематическим материалом, разнообразием лирических образов – контрастных по характеру, но без драматизма. Эмоциональную первую часть сменяет легкое scherzo, за которым следует изящная третья часть и поразительно виртуозный финал.
В 20.00 финальную часть марафона откроют 15 вариаций с фугой для фортепиано на тему «Eroica» из балета «Творение Прометея» («Eroica-Variationen») ми-бемоль мажор Бетховена. Тема, на которой основаны вариации, впервые прозвучала в финале балета «Творения Прометея», написанного в 1801 году. Балет при жизни композитора ставился редко. Позднее эта тема появляется в финале Третьей («Героической») симфонии. Как сообщал Бетховен в письме своему издателю, вариации «написаны в совершенно новом стиле и совершенно иным образом». Главная особенность концепции опуса – сквозное развитие музыкальной идеи на протяжении всех частей произведения.
Говоря о «русских истоках» прелюдий ор.23 Рахманинова, Борис Асафьев отмечал «наличие пейзажа, не живописно-изобразительного, а подслушанного в русском окружении чуткой душой музыканта». Несмотря на отсутствие программных заголовков, музыка рахманиновских прелюдий настолько образна, что часто рождает определенные и очень яркие ассоциации. В Прелюдии ми-бемоль мажор особенно ярко проявляется мелодическое начало. Образная линия пьесы перекликается с отдельными эпизодами Второго фортепианного концерта.
Ноктюрн – характерный жанр для композиторов-романтиков. Но именно Шопен довел до абсолютного совершенства эти «ночные» миниатюры, которые создавал на протяжении почти двух десятилетий. 3 ноктюрна для фортепиано ор.9 Шопен написал в 1830 году, посвятив пьесы бельгийской пианистке Мари Плейель. В концерте прозвучат ноктюрны №2 ми-бемоль мажор и №3 си мажор.
В финале марафона Andante Spianato и Большой блестящий полонез ор.22 Шопена создадут атмосферу торжественного шествия польского дворянства. Этот опус композитор написал между 1830 и 1834 годами. Блестящий полонез был сочинен первым, Andante Spianato появилось позже в качестве вступления. Эффектный переход одной части в другую подобен звуку фанфар.
Анна Крушинова (фортепиано), 16 лет - учащаяся Средней специальной музыкальной школы Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс преподавателя Зоры Цукер). Лауреат I премии Всероссийского конкурса им. Д.Д. Шостаковича (Санкт-Петербург, 2022). Лауреат I премии XVI Международного конкурса им. С.И. Савшинского (Санкт-Петербург, 2025). Обладательница специального приза «Peterburg Composers Prize» (Союз композиторов Санкт-Петербурга, 2022). Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2025 года.
Дмитрий Феденко (фортепиано), 17 лет – учащийся Средней специальной музыкальной школы Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс заслуженного артиста России, профессора Александра Сандлера). Лауреат I премии и обладатель специального приза от Steinway Piano Gallery III Международного конкурса юных пианистов имени Натана Перельмана (г. Санкт-Петербург, 2019). Лауреат II премии VIII Международного конкурса юношеского исполнительского мастерства им Г.В. Свиридова (Санкт-Петербург, 2019). Лауреат III премии XII Международного конкурса юных пианистов имени С.В. Рахманинова (г. Великий Новгород, 2020). Лауреат I премии XXII Международного конкурса пианистов им М. Юдиной (Санкт-Петербург, 2023). Лауреат II премии IV Международного конкурса молодых пианистов Robert Schumann Competition (Дюссельдорф, 2023). Обладатель Гран-при V Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие» (Сочи, 2023).
Роман Соснин (фортепиано), 21 год – студент Музыкального училища им. Гнесиных при Российской Академии Музыки (класс Заслуженного артиста России, профессора Юрия Богданова). Победитель I Международного конкурса молодых пианистов им. С.В. Рахманинова (Москва, 2018). Лауреат II премии I Международного фортепианного конкурса русской музыки (Рязань, 2019). Победитель (Золотая медаль) XX Молодежных Дельфийских игр России (Пермь, 2021). Лауреат III премии XXVII Международного конкурса пианистов имени Александра Скрябина (Италия, Гроссето, 2025). Стипендиат фонда «Новые классики», фонда В. Спивакова (2018). Лауреат I премии и обладатель спецприза – именной стипендии Р.К. Щедрина на Всероссийском конкурсе композиторов «Крейцерова соната» (Москва, 2018). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2019 года.
Тимофей Доля (фортепиано), 31 год - выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, где окончил ассистентуру-стажировку в классе того же педагога. В 2019 – 2024 гг. – ассистент-стажер Венского Университета музыки и исполнительского искусства (класс профессора Яна фон Арнима). В настоящее время обучается в Международной Академии Музыки в Имоле (класс профессора Бориса Петрушанского). Лауреат III премии III Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2018). Лауреат II премии IV Международного онлайн конкурса пианистов “City of Vigo” (Испания, 2020). Обладатель Гран-при Международного конкурса пианистов им. Рудольфа Керера (Москва, 2021). Лауреат III премии Международного конкурса «Clamo Music» (Мурсия, Испания, 2023). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2017 года.
Виталий Петров (фортепиано), 21 год – студент Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Александра Сандлера). Обладатель 15 специальных призов XIX Международного конкурса “ Münchener Klavierpodium der Jugend “ (Германия, 2019). Обладатель Золотой медали III Берлинского Международного музыкального конкурса (Германия, 2019). Победитель Международных фортепианных конкурсов “Clavis Saint Petersburg 2020” и “Clavis Bavaria 2020”. Лауреат II премии и обладатель специального приза Международного фортепианного конкурса в Сан-Хосе (США, 2021). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2020 года.
Александр Мартьянов (фортепиано), 21 год – студент Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Андрея Писарева и Народного артиста РФ, профессора Николая Луганского). Лауреат I премии Международного Конкурса "Маэстро" (Гюмри, Армения, 2022). Лауреат I премии VIII Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко (Екатеринбург, 2023). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2024 года.
Тимофей Калмыков (фортепиано), 22 года - студент Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс Заслуженной артистки РФ, профессора Татьяны Загоровской). Победитель и обладатель спецприза EMCY XII Международного конкурса юных пианистов «Ступень к мастерству» (Санкт-Петербург, 2019). Победитель IV Международного музыкального конкурса “Elite” (Санкт-Петербург, 2020). Обладатель Гран-при II Всероссийского конкурса «Фортепиано сегодня» (Санкт-Петербург, 2021). Стипендиат Филармонического общества Санкт-Петербурга (2018), Фонда В. Спивакова (2018). Лауреат премии Международного фонда маэстро Темирканова (2018).
Глеб-Иосиф Романчукевич (фортепиано), 23 года – студент Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (класс доцента Дарьи Петровой, с 2023 года – класс профессора Павла Нерсесьяна, доцента Алексея Набиулина). Лауреат II премии международного конкурса молодых пианистов «Astana piano passion» (Астана, 2014). Дипломант I Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition (Москва, 2016). Финалист III Московского Международного конкурса пианистов Владимира Крайнева (Москва, 2019). Стипендиат премии Президента РФ (2017). Стипендиат правительства Москвы (2017). Обладатель Гранта мэра Москвы (2016, 2018). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2019 года.
17 июня 2025 г. Начало концертов в 14.00, 16.00, 18.00, 20.00.
Санкт-Петербург. Наб.Мойки, 122. Английский зал Дома музыки
Стоимость билетов: 350 - 500 руб.
Телефон кассы: +7 (812) 400-1-400
Доступна оплата «Пушкинской картой»
Аудитория: 12+
«Вечера в Английском зале» – цикл камерных концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, который проходит с 2011 года на родной сцене – в жемчужине Алексеевского дворца – Английском зале. Благодаря обильной лепке и резьбе по дереву, украшающим зал, он отличается превосходной акустикой. Для выступлений в цикле приглашаются успешные молодые солисты – участники программ Дома музыки, а также выдающиеся артисты России и всего мира.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96