400 - 500 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Л. ван Бетховен (1770-1827).
15 вариаций с фугой для фортепиано на тему «Eroica» из балета
«Творение Прометея» («Eroica-Variationen») ми-бемоль мажор op.35
С. Рахманинов (1873-1943).
Прелюдия для фортепиано ми-бемоль мажор op.23 №6
Тимофей Калмыков (фортепиано)
Ф. Шопен (1810-1849).
3 ноктюрна для фортепиано ор.9
№2 – ми-бемоль мажор, №3 – си мажор
Andante spianato и Большой блестящий полонез
для фортепиано ми-бемоль мажор ор.22
Глеб-Иосиф Романчукевич (фортепиано)
О программе концерта
В 1801 году Л. ван Бетховену был заказан балет, результатом чего стало создание великолепной партитуры «Творения Прометея, или Власть музыки и танца», открывшей новое направление в развитии жанра и обозначившей в творчестве композитора постепенное усиление романтического начала. Героический облик Прометея определил особенности музыкального решения, в частности, основных тем балета. Контрданс (старинный английский народный танец, от country-dance — деревенский танец), звучавший в балете, затем стал исходной темой для известных сочинений композитора — 15 Вариаций и фуги для фортепиано и финала Третьей симфонии. Для цикла вариаций Бетховен использует не всю тему, а лишь ее басовые звуки, образующие мелодию неприхотливую, но открывающую много возможностей для варьирования (любопытно, в частности, в ней настойчивое повторение звука си-бемоль). Интересно представление темы: сначала звучат ее басы, на которые написаны четыре небольшие вариации, и лишь затем Бетховен выписывает полную тему, после которой начинает отсчет основных 15-ти вариаций. Тема в каждой из пьес предстает то как угрожающая, то как курьезная, то как лирическая. Разнообразие трактовки позволяет композитору создавать в рамках отдельных частей-вариаций небольшие музыкальные зарисовки, танцевальные сценки, масштабные героические полотна. Все это ведет к финальной Фуге, поражающей контрапунктическим мастерством и изобретательностью, открывающей путь к мощному звучанию созданной впоследствии Героической симфонии. Свое сочинение Бетховен посвящает графу Морицу Лихновскому (1771-1837), ученику Моцарта, своему восторженному поклоннику и преданному другу.
Жанр прелюдии представлен в творчестве С.В. Рахманинова в двух опусах (№ 23 и № 32) и нескольких отдельных сочинениях. Композитор преобразует прелюдии, и многие его творения — уже не миниатюры, они по масштабам приближаются к развернутым музыкальным пьесам. Создание Прелюдии ми бемоль мажор связано с важным событием в жизни композитора – рождением дочери Ирины. Это обстоятельство обусловило особую взволнованность, просветленность звучания, наполненного тихой радостью.
Фредерик Шопен в каждом фортепианном жанре сумел открыть новые выразительные возможности, по-своему интерпретируя традиционные черты. Ноктюрн («ночная песня»), к которому композитор обращался на протяжении жизни более 20 раз, стал средоточием откровенного лирического высказывания, трогательного и трагичного одновременно. Три ноктюрна опуса 9 были написаны Шопеном в 1829-1830 годах и посвящены французской пианистке Камилле Плейель, они несут на себе оттенок юношеского порыва и трепетной мягкости. Особой выразительностью отличается Ноктюрн № 2 Ми бемоль мажор; своеобразная «фортепианная серенада», она обращает внимание своей вокальной мелодией с особыми, призывными интонациями и «гитарным» аккомпанементом. Интересен и Ноктюрн № 3, воспринимающийся как автопортрет композитора
Полонез (то есть польский) в творчестве Фредерика Шопена воспринимается, наряду с мазуркой, как один из национальных символов Родины музыканта. 16 написанных композитором произведений в этом жанре представляют собой по преимуществу виртуозные концертные пьесы, приближающиеся по звучности к оркестровым. Не случайно Блестящий полонез ор. 22 существует в двух версиях — для фортепиано и для фортепиано с оркестром. Он отражает все мастерство Шопена как пианиста–виртуоза и композитора, способного в рамках пьесы раскрыть богатство романтических ощущений. В начале 1830-х годов Шопен ввел в Полонез вступительную пьесу в ритме баркаролы — Andante spianаto («spianato» в переводе с итальянского — «ровно»), ставшую одним из самых вдохновенно-выразительных высказываний композитора. Свой опус композитор посвятил баронессе Ф. С. д’Эст (1811-1900).
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
![]() |
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
![]() |
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
![]() |
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
![]() |
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
![]() |
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
![]() |
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
![]() |
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
![]() |
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
![]() |
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
![]() |
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин