400- 500 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
И.С. Бах (1685-1750).
Французская сюита №3 для клавесина cи минор BWV 814
С. Рахманинов (1873-1943).
Прелюдии для фортепиано op.32
№10 – си минор, №11 – си мажор, № 3 – ми мажор
Роман Соснин (фортепиано)
С. Рахманинов (1873-1943).
Музыкальный момент №1 для фортепиано си-бемоль минор op.16
Этюды-картины для фортепиано op.33
№6 – ми-бемоль мажор, №7 – соль минор, №8 – до-диез минор
«Маргаритки» из 6 романсов для голоса и фортепиано op.38 №3
(транскрипция для фортепиано)
Полька V.R. для фортепиано (1911)
Тимофей Доля (фортепиано)
О программе концерта
Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах — один из величайших представителей мировой музыкальной культуры. Его творчество, охватившее практически все музыкальные жанры своего времени, ознаменовало расцвет стиля музыкального барокко. «Шесть французский сюит» для клавесина были написаны им в период 1722–1725 годов. Они строятся как последовательность национальных танцев, обретая разнообразную фактурную обработку. Пьесы несложны по звучанию и предназначались, вероятнее всего, для любительского исполнения. Важное новшество, которое Бах привносит во французские сюиты, связано с насыщением пьес полифонией. Композитор выстраивает не просто последовательность танцев, а своеобразный цикл где каждая часть связана с предыдущей и последующей пьесами. Во Французской сюите № 3 начальная Аллеманда выполняет функцию прелюдии, заключительная Жига – обобщающего финала. Сарабанда становится лирическим центром, Куранта и Англез воспринимаются как интермеццо, а два Менуэта, идущие подряд, словно предвосхищают роль этого танца в будущих сонатах И. Гайдна.
Фортепианное наследие С. В. Рахманинова охватывает сочинения разных жанров, и в каждом из них композитор проявил себя как безусловный новатор. Жанр прелюдии представлен у С. В. Рахманинова в двух опусах (№ 23 и № 32) и отдельных сочинениях. В прелюдиях нашли отражение несказанное образное богатство, особое русское «слышание» окружающего мира, великолепный пианизм музыканта. С. В. Рахманинов преобразует прелюдии, и многие его творения — уже не миниатюры, по своим масштабам они приближаются к развернутым пьесам, близким фантазии. 13 Прелюдий соч. 32 созданы в августе-сентябре 1910 года, когда композитор с семьей отдыхал в своей любимой Ивановке. Вместе с ранней Прелюдией до-диез-минор (op. 3, № 2, 1892 год) и десятью Прелюдиями соч. 23 (1901-1903 годы) они образовали цикл из 24 пьес во всех тональностях, следуя, тем самым, традиции И. С. Баха и Ф. Шопена. Годы, прошедшие со времени создания соч. 23 до создания соч. 32, многое изменили в творческих взглядах композитора; за это время С. В. Рахманиновым были созданы две оперы, симфония, ряд крупных оркестровых пьес и масштабный Фортепианный концерт № 3, особенности которых получили продолжение в новых прелюдиях. Композитор создавал Прелюдии соч. 32 не последовательно, о чем свидетельствуют авторские даты в рукописях, лишь затем расположив их в «тонально правильном» порядке. Прелюдии чередуются преимущественно по принципу образно-темпового контраста, выстраиваясь в логичной последовательности и создавая многогранную звуковую картину. Прелюдия ми мажор (№ 3) Allegro vivace основана на столь любимых С. В. Рахманиновым интонациях колокольного перезвона. Насыщенная музыкальная картина строится на сочетании мощной звучности массивных колоколов и веселого звончатого «перепляса» малых колокольцев. Прелюдия си минор (№ 10) Lento принадлежит к числу пьес трагического звучания, не случайно ее основная тема напоминает по характеру народный плач. Общий сумрачный тон, наполненный оттенком погребального звона, усиливается плотной аккордовой фактурой, временами имитирующей хорал. Прелюдия си мажор (№ 11) Allegretto незаслуженно редко включается в концертные программы, ее часто воспринимают как пьесу, несколько отстраненную от основной образной линии композитора, хотя в действительности она открывает еще одну грань композиторского стиля. В основе Прелюдии лежит ритмическая фигура старинной сицилианы, проходящая почти через всю пьесу и создающая ощущение кратковременного ухода в прошлое.
Фортепианный цикл «Шесть музыкальных моментов» ор. 16 был написан С.В. Рахманиновым в 1897 году и посвящен композитору, этнографу А.В. Затаевичу, работами которого незадолго до этого Рахманинов заинтересовался. Каждая пьеса цикла представляет собой отдельную новеллу, в совокупности образующими в то же время некую общность: все нечетные пьесы написаны в медленном темпе, все четные — в быстром. Цикл пронизан сквозными интонациями, объединяющими все пьесы. Музыкальный момент № 1 (Andantino, си бемоль минор) воспринимается как своеобразный «русский ноктюрн», где художник применяет выразительный фактурный прием, сопоставляя двухдольную мелодию и триольный аккомпанемент.
Среди сочинений С. В. Рахманинова особенно выделяется цикл «Этюдов-картин» ор. 33, написанный в 1911 году. Современник композитора поэт А. Блок писал об этом времени: «Я думаю, что в сердцах людей последних поколений залегло неотступное чувство катастрофы». Эти настроения нашли отражение во многих сочинениях, в том числе в Этюдах-картинах. Рахманинов лишь постепенно нашел название создаваемым пьесам, в которых соединяются виртуозное начало («этюдность») и богатое образное содержание («картинность»). Не сразу был сформирован и цикл, композитор словно последовательно отбирал пьесы для своего опуса, споры о котором не утихают до сих пор. В сегодняшнем концерте прозвучать три пьесы: № 6 ми бемоль мажор, составляющий среднюю часть цикла, его, в связи с особым звучанием, часто называют «Метель» (пьесе предпослана авторская ремарка Allegro con fuoco), № 7 соль минор, раскрывающий образ волшебной рахманиновской лирики; образ мрачного шествия преобладает в № 8 до диез минор драматической кульминации цикла. Сквозным мотивом, проходящим через пьесы, становится колокольное звучание – то скрыто, то со всей мощью пронизывающее пьесы.
В 1920-е годы С. В. Рахманинов обратился к жанру транскрипции, переложив для фортепиано целый ряд вокальных произведений, в том числе и собственный романс «Маргаритки». Эта вокальная миниатюра входит в цикл из шести романсов ор. 38, написанных копозитором на стихи разных поэтов. В основу «Маргариток» были положены стихи известного поэта Серебряного века Игоря Северянина (1887-1941), определившие особый, нежный и трепетный стиль романса. В фортепианной версии «Магариток» сохраняется звучание вокального прообраза, но оно получает дополнительный оттенок: все, что высказывалось вслух, теперь приобретает характер скрытого душевного признания.
«Польку V. R.» As-dur С. В. Рахманинов создает в 1911. Инициалы «V. R.» («В. Р.») отсылают к отцу музыканта — Василию Аркадьевичу Рахманинову, общительному, никогда не унывающему человеку, отчаянному фантазеру. Эти черты в полной мере передаются в пьесе, в которой, однако, при внешней фееричности, даже «канканности» звучания иногда всплывают оттенки лирической грусти. Свою пьесу автор посвятил российскому, позднее американскому пианисту Леопольду Годовскому (1870–1938).
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
![]() |
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
![]() |
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
![]() |
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
![]() |
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
![]() |
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
![]() |
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
![]() |
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
![]() |
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
![]() |
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
![]() |
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин