500 - 800 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
М. де Фалья (1876-1946) – П. Коханьский.
«Испанская народная сюита» для голоса и фортепиано
(переложение для скрипки и фортепиано) (1914)
Мавританская шаль – Колыбельная – Песня – Поло – Астуриана – Хота
М. де Фалья (1876-1946) – Ф. Крейслер.
«Испанский танец» из оперы «Жизнь коротка»
(переложение для скрипки и фортепиано) (1926)
Анна Савкина (скрипка)
Я. Сибелиус (1865-1957).
Новеллетта для скрипки и фортепиано ми мажор op.102
Р. Вагнер (1813-1883) – А. Вильгельми.
«В альбом княгини Меттерних» для фортепиано до мажор WWV 94
(свободная обработка для скрипки и фортепиано)
К. Сен-Санс (1835-1921).
Хаванез для скрипки и фортепиано ми мажор op.83
Андрей Зубенко (скрипка)
II отделение
П. Чайковский (1840-1893).
«Воспоминание о дорогом месте» для скрипки и фортепиано op.42
№1 «Размышление» – №2 Скерцо
П. Чайковский (1840-1893).
Вальс-скерцо для скрипки и фортепиано до мажор op.34
(ред. В. Безекирского)
Михаил Усов (скрипка)
Й. Брамс (1833–1897).
Соната №3 для скрипки и фортепиано ре минор op.108
Равиль Ислямов (скрипка)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Тимофей Доля
О программе концерта
Испанская тема закономерно проходит красной нитью через все творчество композитора Мануэля де Фальи, многие его сочинения посвящены образам родной Испании и ее фольклора: кукольная опера «Балаганчик маэстро Педро», симфонические произведения «Ночи в садах Испании», Симфоническая сюита для фортепиано с оркестром и проч. Испанская народная сюита, написанная М. де Фальей для голоса и фортепиано в 1914 году и обработанная для скрипки и фортепиано польским скрипачем П. Кочанским, включает шесть частей: I. Мавританская шаль; II. Колыбельная; III. Песня; IV. Поло; V. Астуриана; VI. Хота. В некоторых частях используются темы фольклорных песен и танцев, в основу же Колыбельной и Хоты положены авторские мелодии. Сюита, опираясь на разные темы, представляет собой как бы музыкальное путешествие по историческим областям Испании. Сочинение посвящено Иде Годебской (1872–1935), которая готовила «Испанскую народную сюиту» к первому изданию.
Свою первую двухактную оперу «Жизнь коротка» М. де Фалья создал в 1905 году. В ее основе – незамысловатый сюжет, многократной претворенный в музыке: молодая цыганка Салюд брошена соблазнившим ее Пако. Придя на свадьбу Пако с богатой Кармелой, Салюд укоряет его в измене, а затем умирает. В опере главенствует музыкально-исполнительский стиль фламенко (обозначение южно-испанской музыки, которая включает одноименные песни (cante) и танцы (baile)). Опера буквально пронизана испанской мелодикой, ее зажигательной танцевальностью и подчеркнуто страстной песенностью. «Испанский танец» стал одним из самых известных эпизодов оперы, а знаменитый австрийский скрипач и композитор Фриц Крейслер сделал его переложение, тем самым преобразив в яркий концертный номер.
Выдающему финскому композитору Яну Сибелиусу удалось сделать то же, что в свое время сделал для Норвегии Эдвард Григ — включить Финляндию в число ведущих музыкальных держав Европы. Соотечественник композитора критик К. Флодин писал: «Ян Сибелиус принадлежит к тем нашим композиторам, кто наиболее правдиво и без всяких усилий передает своей музыкой характер финского народа». Многочисленные произведения композитора разных жанров раскрывают образы родной природы, события истории и национальный характер. Произведения для скрипки занимают значительное место в его наследии. Жанр музыкальной новеллетты утвердился в европейской традиции, начиная с Р. Шумана, который оставил яркие образцы небольшой инструментальной пьесы повествовательного характера. В 1922 году Сибелиус создает одночастную Новеллетту как выразительную лирическую миниатюру, в который слышны импрессионистические черты в «северной» интерпретации.
Немецкий композитор Рихард Вагнер известен, в первую очередь, как создатель выдающихся опер («музыкальных драм») «Лоэнгрин», «Тангейзер», «Кольцо нибелунга» и других, в которых он выступал не только как автор музыки, но и либретто. Менее популярны его сочинения других жанров – камерно-вокальные произведения, инструментальные и оркестровые пьесы. Среди них – фортепианная миниатюра «В альбом княгини Меттерних» (подзаголовок – Романс), созданная в 1861 году. Княгиня Ф. фон Меттерних, супруга австрийского посла в Париже и большая поклонница музыки Вагнера, помогала в тот период композитору осуществить его программу «Немецкй сезон в Париже». Лирическая миниатюра «В альбом княгини Меттерних» привлекала внимание многих музыкантов, выполнивших аранжировку пьесы для разных инструментов и составов. Наибольшую известность получила ее свободная обработка для скрипки и фортепиано немецкого скрипача-виртуоза Августа Вильгельми.
Французский композитор Камиль Сен-Санс известен как автор целого ряда блестящих концертных произведений для скрипки, среди которых — знаменитый «Хаванез» (1887), принадлежащий, наряду с Интродукцией и Рондо каприччиозо, к числу наиболее известных сочинений композитора. «Хаванез» в переводе с испанского означает «гаванский танец»; здесь возникают закономерные ассоциации со знаменитой Хабанерой из оперы Ж. Бизе «Кармен», имеющей те же корни. Пьеса К. Сен-Санса демонстрирует обращение к музыке испанских колоний. Композитор использует форму развернутого одночастного произведения, в котором чередуются разнохарактерные эпизоды. Образную направленность сочинению придают темповые обозначения; начальный раздел сопровождается очень редким в музыке указанием «Allegretto lusinghiero» («льстивое, ласковое Allegretto»). И хотя дальнейшие эпизоды переводят действие в драматические и лирические ракурсы, начальная интонация сохраняется на протяжении всего сочинения.
Летом 1878 года П.И. Чайковский создает цикл из трёх пьес для скрипки и фортепиано «Воспоминание о дорогом месте». «Дорогим местом» для композитора было Браилово – украинское имение Надежды Филаретовны фон Мекк, где гостил Чайковский. Открывающая цикл пьеса «Размышление» («Meditation») первоначально предназначалась композитором в качестве второй части создававшегося в то же время Скрипичного концерта, позднее замененной «Канцонеттой». Элегичность высказывания, благородство звучания, отличающее медленные пьесы Чайковского, проявляются и здесь, в полной мере раскрывая программный замысел автора. Пьеса № 3 Скерцо близка по характеру тарантелле с канцоной в качестве средней части. Контрастные настроения – быстрая танцевальность и лирическая песенность – делают пьесу необычайно привлекательной по звучанию.
Блестящая концертная пьеса «Вальс-скерцо» была написана П. И. Чайковским в 1877 году. Композитор посвятил ее своему ученику по консерватории скрипачу Иозефу Котеку. Яркий тематизм, виртуозная техника, бравурные пассажи, требующие от солиста блестящего владения инструментом – и при этом яркая образность, идущая от излюбленного композитором жанра вальса. В средний раздел пьесы композитор вводит лирический эпизод, оттененный выразительными, драматически взволнованными интонациями. Пьеса прозвучит в редакции известного русского скрипача В. В. Безекирского (1835–1919).
В творчестве выдающегося немецкого композитора Иоганнеса Брамса камерно-инструментальные сочинения занимают одно из ведущих мест. Использование различных тембровых сочетаний, художественных и технических особенностей инструментов определялись главной задачей — передать человеческую драму во всей ее сложности и неоднозначности, раскрывая неповторимые оттенки душевного переживания. Для Брамса важным было присутствие в ансамблях фортепиано (не случайно из 24-х созданных им камерно-инструментальных сочинений в 16-ти участвует рояль). Фортепиано становилось стержнем произведений, его «телом», в то время как остальные инструменты раскрывали его «душу». Из трех сонат для скрипки и фортепиано, созданных Брамсом в разные годы, выделяется Соната № 3 (1886-1888), наиболее драматичная, демонстрирующая сложный путь «от элегии к трагедии» и достигающая в кульминационные моменты мятежного, патетического звучания. Композитор решает Сонату почти по-симфонически, как четырехчастный цикл, интонационно объединяя все части: отдельные мелодические обороты из тем первой части постоянно возникают в темах других частей, создавая ощущение спаянности цикла. Интересна последовательность частей: I. Allegro, с его контрастными темами-образами, приходящее в конце к просветленному звучанию; II. Adagio — величественное и возвышенное; III. Un poco presto e con sentimento, демонстрирующее характерный для Брамса образец скерцо-интермеццо; IV. Presto agitato, самое масштабное в Сонате, обнаруживающее скрытый образ бушующей стихии. Лишь ненадолго, как эпизод, возникнет в последней части тихая хоральная тема, которая очень быстро уступит место основному образу финала, и теперь уже в максимальном драматическом накале. Соната посвящена известному пианисту Гансу фон Бюлову (1830-1894).
Проф. З.М, Гусейнова
Правила посещения концерта
![]() |
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
![]() |
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
![]() |
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
![]() |
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
![]() |
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
![]() |
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
![]() |
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
![]() |
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
![]() |
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
![]() |
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин