Рапсодия и «Риголетто» для кларнета, фортепианные «Метель» и «Остров радости», Скрипичная соната в классических тонах и танцы
17 декабря, в среду, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает в Концертный центр «Сириус» (Сочи, ул. Чемпионов, 3) на программу цикла «Музыкальная сборная России». Лауреаты международных конкурсов Тимофей Доля (фортепиано), Артур Кришчян (скрипка), Игорь Смалий (кларнет) исполнят сочинения Листа, Басси, Венявского, Мусоргского, Дебюсси, Крейслера и Прокофьева.
Программу концерта откроет Первая рапсодия для кларнета с оркестром соль-бемоль мажор Дебюсси, написанная в 1909 году. Сочинение, созданное в импровизационной манере, построено на чередовании разнохарактерных эпизодов, создающих яркую, образную картину природы. Композитор называл Рапсодию одной из самых «приятных» своих пьес. Произведение посвящено известному французскому кларнетисту и педагогу Просперу Мимару.
Итальянский композитор и кларнетист Луиджи Басси сочинял музыку с практической целью – расширить репертуар инструмента. Он также был главным кларнетистом миланского оперного театра La Scala и в числе первых исполнял некоторые произведения Бетховена. Известность ему принесли многочисленные фантазии на оперные темы. В программе вечера прозвучит Концертная фантазия на темы из оперы Верди «Риголетто» для кларнета и фортепиано, написанная в 1865 году.
Трансцендентный этюд №12 «Метель» Листа – один из самых популярных. Эта пейзажная зарисовка вихревого движения завершает весь цикл, опубликованный в 1852 году. В то время никто, кроме автора, не мог исполнить эти сверхсложные сочинения. Этюд сочетает в себе пианистическую эффектность с необычайной романтической образностью. Сборник Лист посвятил своему учителю Карлу Черни.
Пьеса «Остров радости» для фортепиано Дебюсси была написана в 1904 году под впечатлением от картины Антуана Ватто «Отплытие на Цитеру». В одном из писем, упоминая свое новое сочинение, композитор написал: «Но, Бог мой! Как трудно играть эту пьесу... она мне кажется соединяющей все способы игры на фортепиано, так как сочетает силу с изяществом...».
Гопак из еще не законченной оперы «Сорочинская ярмарка» Мусоргский нередко исполнял на фортепиано, выступая в концертах. Приступая к сочинению оперы, композитор побывал на Украине, записав там много фольклорной музыки. Некоторые подлинные напевы он включил в оперу. Его собственные мелодии при этом очень близки украинскому фольклору. Композитор не успел закончить сочинение. После его смерти «Сорочинскую ярмарку» дорабатывали Кюи, Римский-Корсаков, Лядов. В программе вечера Гопак прозвучит в переложении для фортепиано Рахманинова.
Вторая соната для скрипки и фортепиано ре мажор Прокофьева является переложением его Сонаты для флейты, написанной в 1943 году. Ей предшествовали масштабные произведения в духе военного времени – опера «Война и мир» и Седьмая фортепианная соната. На контрасте с ними композитор создает нечто иное, по его собственным словам, «в светлых и прозрачных классических тонах». По мнению Давида Ойстраха, первого исполнителя сочинения, «в итоге соната получилась более концертной по сравнению с ее первоначальным вариантом».
Один из самых ярких скрипачей-виртуозов второй половины XIX века Генрик Венявский в своих сочинениях большое значение придавал совершенству техники. Он писал музыку только для скрипки, создав около 40 опусов. В основе его творчества – польская народная музыка, которую он слышал с детства. Концертный полонез №1 для скрипки и фортепиано ре мажор Венявский написал в 1852 году, создав на основе народного танца блестящую пьесу с технически сложной сольной партией.
Цикл из трех вальсов «Старые венские мелодии» выдающегося австрийского скрипача и композитора Фрица Крейслера написан для скрипки и фортепиано. В финале концерта два великолепных вальса «Муки любви» и «Радость любви» прозвучат в переложении для фортепиано Рахманинова.
Тимофей Доля (фортепиано), 32 года – выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Андрея Писарева), где окончил ассистентуру-стажировку в классе того же педагога. В 2019 – 2024 гг. – ассистент-стажер Венского Университета музыки и исполнительского искусства (класс профессора Яна фон Арнима). В настоящее время обучается в Международной Академии Музыки в Имоле (класс профессора Бориса Петрушанского). Лауреат III премии III Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2018). Лауреат II премии IV Международного онлайн конкурса пианистов “City of Vigo” (Испания, 2020). Обладатель Гран-при Международного конкурса пианистов им. Рудольфа Керера (Москва, 2021). Лауреат III премии Международного конкурса «Clamo Music» (Мурсия, Испания, 2023). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2017 года.
Артур Кришчян (скрипка), 21 год – студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народного артиста РФ, профессора Максима Федотова). Лауреат I и II премий Международного конкурса «Ночь в Мадриде – 2020» (Испания, 2020). Лауреат I премии VII Международного конкурса скрипачей имени Леопольда Ауэра (Санкт-Петербург, 2020). Лауреат I премии Международного музыкального конкурса «Iscart» (Швейцария, 2021). Лауреат I премии XX Молодёжных Дельфийских игр России (Красноярск, 2021). Лауреат II премии IV Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие» (Сочи, 2022). Обладатель Гранта Президента РФ (2020-2022). Лауреат I премии III Всероссийского конкурса «Звезды EXEED» (Москва, 2025). Обладатель Гран-при IV Всероссийского конкурса скрипачей имени Н.А. Гольденберга (Саратов, 2025). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2022 года.
Игорь Смалий (кларнет), 19 лет – студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Заслуженного артиста России, профессора Евгения Петрова). Лауреат II премии Международного молодежного музыкального конкурса, посвященного 140-летию со дня рождения И.Ф. Стравинского (Санкт-Петербург, 2022). Лауреат I премии VII Международного музыкального конкурса GoodWin art – Искусство побеждать» (Москва, 2022). Обладатель Гран-при Всероссийского конкурса молодых музыкантов "Созвездие" (Сочи, 2023). Лауреат I премии XV Международного конкурса «Золотые таланты» (Курск, 2023). С 2020 года – стипендиат фонда «Новые имена», в 2024 - лауреат конкурса стипендиатов фонда. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2023 года.
17 декабря 2025 г. Начало концерта в 19.00
Сочи, ул. Чемпионов, 3. Концертный центр «Сириус»
Стоимость билетов: 750 – 1450 руб.
Телефон кассы: 8 800 200-61-11
Аудитория: 6+
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П.И. Чайковского перед конкурсными выступлениями. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В течение сезона концерты проекта проходят также в Калининграде, Нижнем Новгороде, Туле, Воронеже, Кирове, Петербурге, Москве – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96