Cкрипка и фортепиано: «Лесной царь», «Цыганка», «Сказки» и сонаты.
04 мая, в среду, в 19.30 Санкт-Петербургский Дом музыки приглашает на концерт в Большой зал Парка науки и искусства «Сириус» (Сочи). В камерной программе цикла «Музыкальная сборная России» выступят солисты Дома музыки, лауреаты международных конкурсов Арсения Сибилёва (скрипка) и Тимофей Доля (фортепиано). Прозвучат произведения Брамса, Шостаковича, Равеля, Шуберта, Скрябина, Изаи и Метнера.
Программу вечера откроет Соната №3 для скрипки и фортепиано Брамса. Ее называют симфонией в миниатюре. В Сонате четыре части, как в классической симфонии. И каждая часть - как очередной этап развития драматического сюжета «от элегии к трагедии». В первой части самые низкие ноты рояля сочетаются с самыми высокими нотами скрипки, создавая эффект широты, масштаба звучания. Финальная часть – это уже безудержное движение, энергия и сила. Соната, написанная в 1888 году, стала самым ярким воплощением драматической концепции Брамса в рамках камерного жанра.
Цикл из Шести сонат для скрипки соло (1923) бельгийский композитор Эжен Изаи создал «в ответ» на Сонаты и партиты для скрипки соло Баха. Связь с музыкой Баха становится наиболее очевидной во Второй сонате ля минор – в ней Изаи дает прямую цитату из Третьей партиты. В произведении присутствует еще одна цитата, более ранняя - средневековая секвенция Dies irae («День гнева»), созвучная баховской. Этот диалог эпох в духе романтизма присутствует во всех скрипичных сонатах композитора, каждую из которых он посвятил одному из известных скрипачей своего времени. Вторая соната посвящена французу Жаку Тибо.
Сочиняя цикл из 24-х прелюдий для фортепиано, Шостакович стремился создать галерею художественных образов и ситуаций. Разные по настроению, жанру и характеру, пьесы в то же время объединены традиционным тональным кругом, как это было у Шопена и Скрябина. Профессором Московской консерватории Дмитрием Цыгановым были сделаны аранжировки для скрипки и фортепиано 19-ти прелюдий цикла. В программе вечера прозвучат прелюдии Шостаковича: №10 (Moderato non troppo), №15 (Allegretto), №16 (Andantino), №24 (Allegretto).
Создавая Рапсодию для скрипки «Цыганка», Морис Равель обратился за помощью к скрипачке Элен Журдан-Моранж: «Приезжайте скорее вместе с вашей скрипкой и двадцатью четырьмя каприсами Паганини», - однажды написал ей композитор. Взяв за образец скрипичной виртуозности шедевр Паганини, Равель создал блестящую оригинальную сольную партию. «Цыганка» начинается с каденции, которая буквально «накрывает» слушателя своим очарованием. Сочинение написано в стиле венгерской народной танцевальной музыки – вербункош, на принципах которой строил свои рапсодии Лист.
Фортепианные сонаты романтика Шуберта, являющиеся сегодня классикой репертуара, долгое время были непопулярны – по своему стилю они не соответствовали виртуозно-концертной музыке XIX столетия. Из большинства фортепианных циклов композитора при жизни было напечатано только три. Фортепианные пьесы Шуберта сравнивают с бесконечной и неповторимой импровизацией. В них много великолепных песенных лирических тем, гармонических и тембровых находок. В программе вечера прозвучит Соната для фортепиано ля мажор.
Основную часть музыкального наследия Шуберта составляют песни, их он писал на протяжении всей творческой жизни и создал более 600. Самая прекрасная вокальная лирика композитора связана с поэзией Гёте, в текстах которого он находил мысли и чувства, созвучные своим собственным. Первый сборник из шестнадцати песен, написанный 19-летним Шубертом, включал в себя уже абсолютно профессиональные, совершенные по красоте произведения, среди них – «Лесной царь». Мы услышим эту миниатюру в транскрипции Листа.
Сказочную тему продолжат музыкальные «Сказки» Николая Метнера - его любимое детище. Борис Асафьев отмечал: «Это не сказки изобразительные, и не сказки, иллюстрирующие чьи-то приключения. Это сказки о своих переживаниях - о конфликтах внутренней жизни человека». Свои миниатюры композитор объединял в циклы от двух до шести пьес. Три сказки ор.42 композитор создал в период 1921-1924 годов. Первая пьеса носит название «Русская сказка», в ней представлены контрастные образы – от сурово-величественных до возвышенно-драматических. Композитор посвятил этот опус известной художнице Анне Трояновской.
Творчество композитора-философа Александра Скрябина стоит на границе XIX и XX веков; завершая великий романтический век, оно одновременно устремлено в будущее. Жанр фортепианной сонаты - один из важнейших в творчестве Скрябина. Вторая соната (Sonate-fantaisie) соль-диез минор, впервые исполненная автором в Париже в 1896 году, - одно из самых лирических произведений композитора, в ней легко уловимы отзвуки морской стихии. Заголовок «Соната-фантазия» указывает на отступления от классической формы: в ней только две части.
Арсения Сибилёва (скрипка), 21 год - студентка Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского (класс Заслуженного артиста РСФСР, профессора Сергея Кравченко). Победительница (Золотая медаль) XVIII Молодежных Дельфийских игр России (2018, 2019). Лауреат III премии IV Международного конкурса скрипачей им. Леонида Когана (Бельгия, 2020). В настоящее время играет на скрипке итальянского мастера начала 18-го века Гаэтано Паста, предоставленной Санкт-Петербургским Домом музыки. Участница программ Дома музыки с 2020 года.
Тимофей Доля (фортепиано), 28 лет - выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. С 2019 года – ассистент-стажер Венского Университета музыки и исполнительского искусства (класс профессора Яна фон Арнима). Победитель X Международного конкурса-фестиваля юных пианистов им. К.Н. Игумнова (Липецк, 2016). Лауреат II премии IV Международного онлайн конкурса пианистов “City of Vigo” (Испания, 2020). Обладатель Гран-при Международного конкурса пианистов им. Рудольфа Керера (Москва, 2021). Обладатель стипендии Президента РФ для талантливой молодежи (2016). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2017 года.
04 мая 2022 г. Начало концерта в 19.30
Перенос концерта с 06 апреля 2022
Сочи, Олимпийский пр-т, 1. Большой зал Парка науки и искусства «Сириус»
Стоимость билетов: 300-1000 руб.
Телефон кассы: (862)23-86-777
Аудитория: 6+
Доступна оплата «Пушкинской картой»