"Музыка, лишенная чувства и страсти, пуста".
Луиджи Боккерини (1743–1805)
1. Луиджи Боккерини — итальянский КОМПОЗИТОР И ВИОЛОНЧЕЛИСТ, в значительной степени определивший пути развития европейской музыки второй половины XVIII века. В сочинениях композитора соединились черты утонченного рококо и все более утверждающего себя классицизма, жанры «галантного» века (например, его знаменитый МЕНУЭТ – третья часть его Ми мажорного скрипичного квинтета) и драматически насыщенные опусы новой эпохи.
2. В век господства оперы Л. Боккерини посвятил себя почти целиком созданию ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ. Им написано около 30 симфоний; многочисленные оркестровые произведения; большое количество скрипичных и виолончельных сонат; концерты для флейты, скрипки и виолончели, около 400 камерных ансамблей (среди них – струнные квартеты, квинтеты, секстеты, октеты). Опера же была только одна – «Клементина».
3. Велик вклад Л. Боккерини в истории ВИОЛОНЧЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. Блестящий исполнитель, создатель классической виолончельной техники, он многое сделал для ее совершенствования. Исследователи говорят о том, что Боккерини развил и придал СТРОЙНУЮ СИСТЕМУ ИГРЕ НА СТАВКЕ, раздвинув тем самым границы виолончельного грифа; разработал легкую, изящную, «жемчужную» фактуру фигуративных движений, обогатившую ресурсы пальцевой беглости левой руки, и в неменьшей степени – ТЕХНИКУ СМЫЧКА.
4. Л. Боккерини сформировал один из первых в Европе профессиональных СТРУННЫХ КВАРТЕТОВ, объединив в нем выдающихся исполнителей и принимая участие в его выступлениях.
5. Л. Боккерини отмечал: «Я хорошо знаю, что музыка существует для того, чтобы говорить сердцу человека; достичь этого я и стремлюсь… Музыка, лишенная чувства и страсти, пуста».
6. Сочинения Л. Боккерини любили и исполняли в России. Сохранились воспоминания о словах князя И. В. ВАСИЛЬЧИКОВА, обращенных к знаменитому баснописцу, страстному меломану Ивану КРЫЛОВУ: «Важные, чудесные квартеты Бетховена, а я все-таки более люблю скромные квартеты старичка Боккерини. Помнишь, Иван Андреевич, как мы с тобой играли их до поздней ночи?»
7.Немецкий музыковед Эрнст Бюкен писал: «ОГНЕННЫЙ И МЕЧТАТЕЛЬНЫЙ Боккерини своими произведениями 1670-х годов становится в самые первые ряды бурных новаторов той эпохи, смелая гармония его предвосхищает звучания будущего».
проф. З.М. Гусейнова