30
ноября
Среда
19:00
2022
Стоимость билетов:
500-800 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

Р. Воан-Уильямс (1872–1958).
Концерт для гобоя с оркестром ля минор (1943)

Солист – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Фёдор Освер (гобой)

К. М. фон Вебер (1786-1826).
Концерт №1 для кларнета с оркестром фа минор op.73

Солист – лауреат международного конкурса
Вазген Юсупов (кларнет)
II отделение

И. Брамс (1833–1897).
Концерт №1 для фортепиано с оркестром ре минор op.15

Солист – Лауреат XVI международного конкурса им. Чайковского (2019)
Алексей Мельников (фортепиано)

Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Дирижер – Народный артист России Александр Чернушенко

IN ENGLISH

О программе концерта

Ральф Воан-Уильямс – известный британский композитор, дирижер, органист и музыкально-общественный деятель. Свое образование он получил в Королевском музыкальном колледже (окончил в 1897 году), позднее стажировался в Германии у знаменитого Макса Бруха и во Франции – у Мориса Равеля. Широкую известность получили его симфонии (одна из них носит необычное название «Sinfonia Antarctica» 1952), концерты, камерно-инструментальные произведения. Концерт ля минор для гобоя и струнных был написан Р. Воан-Уильямсом в 1944 году для известного гобоиста Леона Гуссена (1897-1988), которому сочинение и посвящено. Первая часть (Allegro moderato), обозначенная композитором как «Рондо в пасторальном стиле», решена как чередование певучего, немного меланхоличного рефрена и контрастных эпизодов. Необычным видится решение автора ввести каденцию солиста сразу после основной темы, в конце же части – еще одной. Вторая часть (также Allegro moderato) построена на темах двух старинных танцев – менуэта и мюзета (французский быстрый народный танец, с 18 века включавшийся в оперно-балетные дивертисменты). Финал (Presto) решен композитором как Cкерцо с двумя трио, где основной теме противопоставлены контрастные эпизоды, в том числе с оттенком вальса. Виртуозное звучание партии солиста, сопоставляемое c активным участием струнного оркестра, позволяет автору создать яркое, насыщенное сочинение, словно вобравшее в себя музыкальные пласты разных эпох и стилей.

В наследии немецкого композитора-романтика Карла-Марии фон Вебера произведения для кларнета играю важную роль; им создано два Концертино и два Концерта для кларнета с оркестром, Квинтет для кларнета и струнных, Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано. Почти все они были написаны в течении одного, 1811 года. Оба Концерта для кларнета с оркестром создавались К.-М. Вебером непосредственно друг за другом и впервые исполнены в 1811 году. Как и все произведения с участием кларнета, они были написаны К.-М. Вебером для известного кларнетиста того времени Генриха Бермана по заказу короля Баварии Макса Иосифа. Концерт № 1 сохраняет традиционную трехчастную форму (Allegro – Adagio ma non troppo – Rondo: Allegro), но композитор привносит в нее новое, романтическое содержание. Здесь господствует образ одинокого героя (порученный кларнету, он предстает перед слушателями, как лирический персонаж, благодаря мягкому тембру инструмента), где каждая часть позволяет обозначить разные психологические грани личности. В первой части в ее двойной экспозиции, где сначала звучит оркестр, а потом только партия переходит к кларнету, «герой» как бы противопоставлен «толпе». Во второй медленной части образ предстает в поэтическом осмыслении, где природа созвучна и благодарна ему. Примененные композитором инструментальные приемы, новаторские для своего времени, позднее будут появляться на страницах многих музыкальных произведений эпохи романтизма. В третьей части композитор переводит звучание в иной пласт, здесь большую роль играют танцевальные элементы, а сама часть оказывается созвучной знаменитой пьесе композитора «Приглашение к танцу».

Концерт для фортепиано № 1 ре-минор, ор. 15 был написан немецким композитором Иоганнесом Брамсом в 1858 году. Выступая как наследник и продолжатель великих традиций Л. ван Бетховена и Р. Шумана, Брамс в своем сочинении, с одной стороны, сохраняет классические принципы драматургии трехчастного концертного цикла, с другой же привносит в его трактовку новые черты. В сочинении композитор, несмотря на молодость (Брамсу было всего 25 лет), уже предстает зрелым мастером со сложившимся стилем. Произведение сначала задумывалось им как первая симфония, затем композитор переосмыслил его как сонату для двух фортепиано, но лишь последняя – концертная – версия показалась ему наиболее точно отражающей замысел. Масштабная первая часть Maestoso, отличающаяся характерной для композитора мужественностью, мощью звучания сменяется во второй части лирическим Adagio очень сдержанного, затаенного склада. Финальное Rondo Allegro non troppo перекликается по характеру с финалами концертов Бетховена и достойно завершает цикл.

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин