30
ноября
Среда
19:00
2016
Стоимость билетов:
300-500 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
Аб. "Лауреаты XV Международного конкурса им.П.И.Чайковского"
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Р.Шуман (1810-1856). Адажио и Аллегро для виолончели и фортепиано op.70
Э.Григ (1843-1907). Соната для виолончели и фортепиано ор.36

II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

А.Пярт (р.1935). "Fratres" для виолончели и фортепиано
Б.Бриттен (1913-1976). Чакона из сюиты №2 для виолончели соло ор.80
С.Барбер (1910-1981). Соната для виолончели и фортепиано ор.6

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александр Рамм (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Анна Одинцова

Абонемент включает в себя выступления 
Дмитрия Маслеева 9 ноября
Александра Рамма 30 ноября,
Сергея Редькина 14 декабря
Павла Милюкова 23 декабря.

Абонементы в продаже в кассе Дома музыки

IN ENGLISH

О программе концерта

Цикл Adagio и Allegro для солирующего инструмента в сопровождении фортепиано был первоначально написан выдающимся немецким композитором Робертом Шуманом для валторны, но предусматривал введение в качестве солирующего инструмента также виолончель или скрипку. Композитор создает цикл в 1849 году, будучи уже европейски известным музыкантом. Он активней, чем многие его современники утверждает в сочинениях черты романтизма, насыщая их яркими образными чертами, переосмысливая традиционные гармонию, ритм и форму. Adagio в данном цикле – развернутое, многоплановое — излагает основные музыкальные темы-образы, причудливые интонации которых, обогащенные ритмически, продолжают свое развитие в Allegro, пронизывая всю музыкальную ткань сочинения. Дуэт солирующего инструмента и фортепиано, темброво и технически отличающийся при использовании различных инструментов, создает иллюзию бесконечно меняющейся музыкальной картины.
Сонату для виолончели и фортепиано норвежский композитор Эдвард Григ создал в 1882 году, посвятив ее брату Йону. Это последнее крупное циклическое сочинение композитора, получившее широкую известность, наряду с его Фортепианным концертом. Подчеркнутая романтичность, своеобразная красота всех тем сонаты, состязательность виолончельной и фортепианной партий, эффектное звучание виртуозных пассажей — все это рождает ощущение не камерности, но концертности, почти симфоничности звучания произведения. Первая часть (Allegro agitato), отмеченная возвышенной патетикой, сменяется величавой, медленной второй частью (Andante molto tranquillo); финал же (Allegro), решенный в жанровом ключе, основан на теме народного танца халлинга, так часто используемого Григом. Основные темы Сонаты уже встречались ранее в сочинениях композитора, теперь же он словно соединяет их в память о прошлом.
Крупнейший современный эстонский композитор Арво Пярт принадлежит к числу наиболее интересных национальных музыкантов, значение которого давно перешагнуло границы его Родины (в 1980 году Пярт эмигрировал из СССР). В середине 1970-х годов в творчестве композитора утвердился новый стиль, который он сам назвал tintinnabuli (лат. колокольчики) и охарактеризовал как «бегство в добровольную бедность». В этом стиле созданы его «Fratres»(в переводе с латинского — «Братья»). «Fratres» были написаны автором для камерного ансамбля и первый раз исполнялись на старинных инструментах, но в дальнейшем были сделаны многочисленные редакции для разных составов. Образ эстонцев представлен в сочинении в нарочито сдержанном воплощении, но он позволяет услышать и шум моря в бесконечных пассажах солирующего инструмента, и звучание хора в строгих аккордах фортепиано, и народные песни–руны в неторопливом развертывании бесконечной мелодии.
Творчество английского композитора Бенджамина Бриттена стало заметным явлением в мировой музыке ХХ века, к тому же после почти трехвекового «скромного присутствия» на европейской сцене британское искусство, благодаря Бриттену, убедительно продемонстрировало свою национальную самостоятельность и художественную ценность. Наследие Бриттена отличается высоким профессионализмом, своеобразием подхода в трактовке традиционных жанров, сложностью и неординарностью творческих решений. Будучи композитором, тесно связанным с национальными традициями, Бриттен сумел в сочинениях обобщить богатый опыт европейского искусства, соединив его исторические и новаторские черты. Бриттен не раз приезжал в нашу страну, находился в тесном общении с музыкантами России: Д. Д. Шостакович посвятил ему свою Четырнадцатую симфонию, М. Л. Ростропович исполнял и редактировал его сочинения и т.д.
Основная сфера интересов Бриттена связана с музыкальным театром, черты которого он привносит и в другие жанры, в частности, в сюиту и сонату. Им созданы сюиты для разных составов, среди которых выделяются Три виолончельные сюиты соло, написанные в разные годы. Вторая сюита, законченная в 1967 году, создавалась как практически все виолончельные опусы Бриттена, в результате общения с Ростроповичем. Сюита, продолжающая традиции баховских сочинений в этом жанре, но раскрывающая современные образы и написанная в стиле, характерном для музыки ХХ века, состоит из череды миниатюрных пьес. Она включает четыре части, где в качестве финалавыступает Чакона — изначально инструментальная пьеса, ярко представленная в музыке эпохе Барокко. Она строится как полифонические вариации на тему, которая в неизменном виде повторяется в басу. Бриттену удается создать сложнейшее полифоническое сочинение, в котором традиционный жанр воспринимается уже в контексте музыки ХХ века.
С именем американского композитора Сэмюэла Барбера связаны многие яркие страницы музыки США ХХ века. Его первые сочинения (среди них — Соната для виолончели и фортепиано, написанная в 1932 году), в которых было много романтического, сразу обратили на себя внимание американской публики. В период творческого становления Барбера не привлекла ни одна из «систем» музыки ХХ века – ни неоклассицизм И. Стравинского, ни атонализм, ни додекафония А. Шёнберга. Барбер предпочитал опираться на выразительные средства предшествующего столетия, хотя с 1940-х годов в его гармонии и инструментовке стали проявляться отдельные «модернистские» черты.
Традиционность решения жанра проявилась в общей драматургии Виолончельной сонаты, в последовательности ее частей (1. Allegro ma non troppo. 2. AdagioPresto. 3. Allegro appassionato). Однако, в сочинении отчетливо слышны и современные интонации, опора на характерные для американской музыки ритмы и напевы. За Сонату для виолончели и фортепиано и музыку к «Сцене из Шелли» композитор получил в 1935 году американскую Римскую премию, что было весьма крупным успехом молодого музыканта.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин